Проект
проект (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Сотрудничество детского сада и семьи
«Мы вместе».
г. Калининград
2015 год
Тема проекта: «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МАДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МАДОУ ЦРР д/с № 87.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- педагоги и специалисты МАДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, педагогической гостиной «Мы вместе», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных и народных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДОУ.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МАДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности МАДОУ ЦРР - д/с № 87 по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта: с сентября 2015 г. по май 2018 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2015 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2015 г. – апрель 2018 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2018 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2015г.
Мероприятия | Задачи |
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
|
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.
| - установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия |
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
|
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д. | - формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
|
5. Совещание при заведующей с членами творческой группы МАДОУ ЦРР - д/с № 87на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».
| - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов - определение основных направлений деятельности по реализации проекта; - организация творческой группы; - определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Мы вместе». - разработка плана внедрения проекта. - выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта. |
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | - издание Приказа заведующей о реализации проекта, - заключение договора с Художественной галереей г. Калининграда
|
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2015 г. – апрель 2018 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом | ||
Заседание Родительского комитета | Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.
| Октябрь |
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании». | Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.
| Ноябрь |
Мастер-класс для родителей с детьми средней группы на тему: «Обрядовая кукла Зайчик на пальчик» | Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество родителями и педагогами | Ноябрь |
Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группы педагогов и родителей.
| Промежуточное координирование деятельности участников проекта. | Декабрь |
Работа педагогической гостиной «Мы вместе»
| ||
Координационное собрание для родителей средних групп
| Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной « Мы вместе».
| Октябрь |
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»
| Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Предоставление памяток для родителей по темам встреч. | Ноябрь |
Встреча на тему «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда.
| Январь | |
Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи»
| Март | |
Педагогическая гостиная «День рождения Веснянки» | .Пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с народной куклой и их видами, учить создавать куклы из различного материала
| Апрель |
Создание тематических памяток для родителей. | Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.
| В течение реализации проекта |
Консультация для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, ка средство приобщения дошкольников к народной культуре» | Познакомить родителей традициями, обычаями русского народа с историей народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее итокам | Май |
Работа музейного уголка группы «Кукла» | ||
Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.
| Познакомить родителей с задачами музейного уголка «Кукла». | Октябрь |
Конкурс « Приобщение к истокам русской народной культуры через изучение и изготовление народных кукол»
| Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности.
| Ноябрь |
Участие в конференции « Когда музей рядом» Калининградская художественная галерея.
| Формировать представления о культуре и быте русского народа посредством знакомства с мини-музеем | Декабрь |
Встреча с сотрудником детской городской библиотеки с беседой «Книги о Калининградской области».
| Познавательное развитие дошкольников. | Январь |
Создание фотоколлажей, семейных стенгазет по итогам индивидуальных поездок и посещения интересных мест Калининградской обл. родителей с детьми.
| Обмен педагогическим опытом с родителями.
| По итогам мероприятий |
Открытое занятие с участием родителей «Матрёна и матрёшечки» в рамках проекта «Кукла» | Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере народной игрушки | Май |
Проведение тематических занятий с участием родителей.
| Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.
| По плану воспитателей |
Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др. | Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.
| В течение реализации проекта |
Регулярное обновление информационного материала по теме «Семья и детский сад – мы вместе» в закрытой группе «МАДОУ ЦРР д/с № 87» ВКонтакте.
| В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. | В течение реализации проекта |
«Путешествие в Страну Знаний, продолжается или только вперед» Совместное мероприятие с родителями и воспитанниками | Расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год: повышение педагогической культуры родителей | Сентябрь |
«Обрядовая кукла – крестец» - развлечение с элементами творчества | Познакомить детей и родителей с народными традициями посредством объяснения назначения куклы-оберега, воспитывать бережное отношение и интерес к народной культуре | Январь |
Составление картотек - «Педагогическая копилка: родители для педагогов», - «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» | Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства | В течение реализации проекта |
«Семейный альбом или путешествие в прошлое своей семьи» - семейный досуг | Формирование семейных традиций, способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной из жизни своих предков | |
«Масленицу закликаем – весну зазываем» - развлечение с участием семьи воспитанников | Приобщение к народным традициям и праздникам | Февраль |
«Играют дети – играем вместе» - развлечение с участием детей и родителей | Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи | Апрель |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2018 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
1. Совещание администрации с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета группы | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
|
Апрель |
Семинар для ДОУ | Представление результатов реализации проекта.
| Апрель |
Общее родительское собрание. | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.
| Май |
| ||
Создание папки по итогам реализации проекта.
| Обобщение опыта работы. | Май |
Результативность проекта
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится ДОУ с семьями воспитанников.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с семьёй воспитанников, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Хочется ещё раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
За время реализации проекта многие родители стали осознанно подходить к воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания, критически её оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчётов и вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребёнком.
Благодаря реализации данного проекта оказываем помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребёнка дошкольного возраста, умением применять их во взаимоотношениях с детьми и приобщаем к истокам народной культуры и творчества. Эти задачи успешно решаем в рамках проекта музейной педагогики. Выбранная тема показалась нам интересной, так как совместно роведённые мероприятия обладают огромным педагогическим потенциалом, способствующим творческому и нравственному воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...