методическая разработка Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»
методическая разработка
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой» | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее».
Д. Родари.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, я считаю, что необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
Развитие чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.
По моему мнению, организация специальной совместной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи, и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.
В течение 2012-2013 учебного года, я работала над методической темой: «Духовнонравственное - обучение сказкой» в средней группе.
Актуальность данной темы связана с тем, что к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.
В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Мною были поставлены такие основные цели и задачи обучения дошкольников сказкой:
Цели: организовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.
Задачи:
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
- Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.
- Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
- Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Работу со сказкой я строю следующим образом:
- Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
- Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
- Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.
Знакомство с новой сказкой в нашей группе происходит еженедельно, весь воспитательный и обучающий материал распределен на неделю. Работа проводиться в виде занятий (НОД), а также в процессе образовательной деятельности в рамка режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность.
В ходе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:
- Слушание и запоминание сказок.
- Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
- Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
- Рисование сказок.
- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. (Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи)
Прежде чем приступить к работе над сказкой, я определяю на каком уровне находятся мои воспитанники и выбираю конкретные способы реализации материала, намечаю последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Ведь духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Я прошу ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.
Вывод: Таким образом, в процессе планового, систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку можно добиться положительных результатов диагностики: дети станут лучше, эмоционально - выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнивать и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и делать попытки сочинять собственные, используя наглядные модели.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, делать выводы.
Применение сказки в процессе обучения детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства обучения.
То есть, знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию прежде всего речи, а также всех психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста.
Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать их словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно!
Библиографический список
- Алексеева М. М. . Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. 1999.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М. 1981.
- Выготский С. Л. Собрание сочинений. Т4. 5.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М. . 1961.
- Горбушина Л. А. . Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М. : Просвещение. 1983.
- Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М. : Линка-Пресс. 2003.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. . 1997.
- Михайлова Н. Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. 1990.
- Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. . 1990.
- Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф. А. Сохина. - М. 1994.
- Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение. 1984.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. 2002.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М. . 1967.
- Тихомирова И. М. Школа развивающего чтения. - Нижний Новгород. 1996.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. . 1984.
- Яшина В. И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - М. 1992.
- Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Ленинград, 1991.
- Сказки в обработке А. Н. Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.
- Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва - Минск, 1992.
- Л. Венгер, О. Дьяченко, К. Тарасова, М. Крулехт. дошкольное обучение: программа, направление на развитие способностей. «Дошкольное воспитания» № 9-10, 1992.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей 2 мл. группы. Дошкольное воспитание № 2, 1994.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
- О. Дьяченко. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. Дошкольное воспитание. № 8, 1993.
- Л. Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
- А. Булычева, О. Дьяченко. Возможности образовательной работы с умственно-одаренными дошкольниками 5-7 лет. Дошкольное воспитание № 3, 1995.
- Произведения для чтения детям по программе «Радуга». Д. Хармс «Веселый старичок». Д. Харрис «Братец лис и лягушки». М. Яснов «Игры в слова» - считалки, скороговорки. Дошкольное воспитание № 8, 1994.
- Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва, 1989.
- О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. Чего на свете не бывает? - Москва, 1991.
- Л. И. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). - Москва, 1991.
- Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. - Москва, 1988.
- Т. И. Линго. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). - Ярославль, 1998.
- Е. В. Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. - Москва, 1991.
- Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина. Азбука и сазки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). - Москва, 2000.
- Л. С. Выгодский. Умственное развитие в процессе обучения. - М. ; 1935.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2003.
- О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М. , 2001.
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 4. -с. 51.
- Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с. 73.
Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput73.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Творческий отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Творческий отчет с краткой презентацией...
Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»
Организация работы по развитию речи детей,обучение основам драматизации....
Методическая разработка «Сказкотерапия для детей. Духовно- нравственное обучение сказкой».
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...
Методическая разработка вечера досуга по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
В разработке представлены области интеграции , цели, задачи, оборудование; план проведения досуга с названиями игр, аудиозаписей....
Методическая разработка "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста"
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста...
Методическая разработка Проект для детей подготовительной группы «Каменная сказка»
Камни издревле наделялисьлюдьми магическими свойствами....
Методическая разработка мероприятия в области духовно-нравственного воспитания «Санкт-Петербург — жемчужина России»
Данная методическая разработка рассчитана для детей 4-5 лет, является мероприятием в рамках проекта «Моя малая родина». Проведение предлагаемой методической разработки воспитывает гражданина и патриот...