Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении
методическая разработка

Методическая разработка с добавлением конспекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №12 п. Григорово Новгородского района Новгородской области

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\PSvj36Ccf6M.jpg

Театрализованная деятельность

в дошкольном учреждении:

методические разработки и сценарии

https://sun9-23.userapi.com/c849120/v849120794/10821b/_wTB0-uhY0s.jpg

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\img13ааа.jpg

Составила: воспитатель

Н. П. Маркова

г. Великий Новгород

2020 г.

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

Главной целью дошкольного образования является создание условий для гармоничного развития личности ребёнка, достижению данной цели способствует, в том числе, и театрализованная деятельность в группах дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены следующие задачи организации театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте:

  • познакомить с различными видами театральной деятельности: кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе;
  • формировать навыки коллективного взаимодействия в частности, при подготовке инсценировок;
  • способствовать развитию творческого потенциала детей;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства;
  • стимулировать самостоятельность в деятельности, где дети, познакомившись с несколькими видами театра, пробуют свои силы в исполнении различных сюжетов;
  • приобщать родителей к совместной деятельности, в частности, в подготовке реквизита для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках;
  • воспитывать уважение к этому виду искусства.

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\hello_html_m4857c602.jpg

Театрализованная деятельность помогает детям развить творческие способности

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

Через театрализованную деятельность дети расширяют свои представления об окружающей среде

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\3XFBNNeMRSQ.jpg

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\cCk542smIP8.jpg

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

  • Виды театрализованной деятельности для дошкольников:

Федеральными государственными образовательными стандартами обозначены несколько видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет свои разновидности -  

  • драматизацию;
  • театр на руке;
  • стендовый театр;
  • настольный;
  • верховой театр;
  • театр живых кукол.

Это все очень интересно. В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\7_bH2DnQvC0.jpg  C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\77xxX-OmA6w.jpg   C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\58jnJnLc80g.jpg   

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\8clxoZEMzyk.jpg  C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\bs52dN0yRV4.jpg

  • Знакомство с куклами разных видов театра организуется таким образом, чтобы дети имели возможность не только увидеть, но и примерить готовые игрушки

                                    C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\fAJ2J1suwzU.jpg  C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\FgcddObPg54.jpg

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

  • Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:

  • элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала;
  • самостоятельную деятельность;
  • развлечения:

  • Индивидуальный подход

         Осуществление индивидуального подхода в работе с детьми — очень важный аспект успешной реализации  целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента малыша и степени его стеснительности. Второе для младшего дошкольного возраста обычно не столь характерно: дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Так, интровертам очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гиперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит попробовать репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Приём объединения с менее активными детьми даёт очень спорные результаты: иногда темпераменты уравновешиваются, но чаще «активисты» по-прежнему тянут одеяло на себя, а «медлительные» замыкаются ещё больше. Для осуществления данного подхода к детям необходимо обеспечить:

  • распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
  • удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
  • задания по вкусу, для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки.

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\JQdgw01Ck6k.jpg

  • Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

  • Демонстрация

 В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\HXmHeKfc45I.jpg

  • В театрализации важно направлять детей в работе над образом, и демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

  • Реквизит

Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в детском саду, обязательным реквизитом для театрализации с воспитанниками является:

  • фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам;
  • стенд для теневого театра;
  • настольная ширма;
  • пальчиковые, перчаточные куклы;
  • куклы из бумаги и природные материалы;
  • маски;
  • элементы костюмов героев сказок;
  • различные детали для создания объёмных декораций.

  • Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.

C:\Users\istazz\Desktop\нат аттестац\qXjKZnILijU.jpg

  • Театральный уголок в группе пополняется новым реквизитом по мере изучения видов театрализованной деятельности

C:\Users\istazz\Desktop\000012.jpg

  • Сказка «Репка»

(театрализованная постановка с участием кукольного театра и музыкального сопровождения)

Действующие лица:

Рассказчик - взрослый

Дед -  взрослый

Бабка – взрослый

Репка - кукла

Внучка - кукла

Жучка – кукла

Кошка – кукла

Мышка - кукла

Слева деревенский дом, заборчик.

Звучит музыка  «Одну простую сказку»

Рассказчик

Здравствуйте, дети!

Собрались?

Все терпеньем запаслись?

Дети любят слушать сказки –

Там герои носят маски!

Там полно смешных людей,

И непуганых  зверей!

Мы сегодня будем «Репку»

Всесторонне изучать!

Деда, Бабку, Внучку, Жучку,

Кошку, Мышку вспоминать!

Репка  - это самолет?                (Дети: Нет!)

Репка  - это бегемот?                (Дети: Нет!)

Может Репка  - это птица?       (Дети: Нет!)

Или Репка, как царица?            (Дети: Нет!)

Репка – это корнеплод,

Что внутри земли растет!

Сядьте ровно, не шалите!

Представление смотрите!

Звучит музыка

Рассказчик

Не в лесу и не в степях,

Не в болоте, не в горах!

А в деревне небольшой

Жил старик со всей семьей!

Звучит музыка

  • Из дома выходит Дед с лопатой (взрослый) и начинает копать огород

Дед

Ой, ребятушки, привет!

Вышел сеять старый Дед!

Грядку вот сейчас вскопаю.

Только что сажать, не знаю.

  • На ширме появляется  Внучка (кукла)

Внучка

Дедка, посади цветы!

Дед

Вряд ли есть их станешь ты!

  • Из окна домика  выглядывает Бабка (взрослый)

Бабка

Посади-ка дед картошку,

Да морковочки немножко!

  • Бабка прячется

Дед

Лучше репу посажу!

Мы ее, родную, парим,

Тушим, сушим, жарим, варим!

Репу ест, который век -

Всякий русский человек!

Дед идет к ширме,  «Сажает зерна репки».

Дети, вы мне помогайте –

Вслед за мною повторяйте:

«Репка, репка вырастай!

Листья к солнцу подставляй!» (3 раза)

Звучит волшебная музыка

  • Репа (игрушка) очень медленно появляется из земли. Видна только ее ботва.

Дед

Бабка! Бабка! Подойди!

Ты  на репку погляди!

Звучит музыка

  • Из дома выходит Бабка

Бабка

Что случилось? Где пожар?

Уронил ты самовар?

Дед

Посмотри на корнеплод!

По секундам он растет!

Что за круглые бока,

Посмотри, как широка!

Бабка

Ярче, солнышко, свети!

Репа, до небес расти!

Внученька, сюда иди –

Да на репку посмотри!

Звучит музыка

  • Внучка выходит к репке.

Внучка

Ой, гляди, она растет!

Дед

Ладно, внучка, подождем.

Пусть польет ее дождем,

Ясным солнышком пригреет.

К осени она созреет!

  • Дед уходит в дом.
  • Внучка оглядывает репу со всех сторон.

Внучка

Что-то очень долго ждать,

Да полоть, да поливать.

Знаете, что вам скажу:

Пойду – ка, лучше, полежу!

Бабка

Подожди – ка, я с тобой!

Пойду, Внученька, домой!

  • Бабка уходит в дом
  • Внучка уходит с ширмы

Рассказчик

Не успели пообедать,

Репку дед решил проведать.

(Дед выходит из дома, подходит к ширме)

(Репа появляется целиком).

Музыка

«Песня Репки»

Дед (озадаченно)

Ох, и выросла!

Созрела!

Рвать такую можно смело!

  • Дед подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть.

Дед

Эх – ма,  взяли!

Раз – два – три!

Глубоко сидит внутри!

Слаб я, стал, на склоне лет,

Вот тяну, а толку нет!

Бабка!

  • Бабка появляется в окне.

Бабка

Что еще случилось?

Дед

Скорей беги!

Репку дергать помоги!   (Бабка выходит из дома)

Ну, хватайся за меня!      (Хватается за Деда)

  • Звучит музыка

Бабка и Дед  тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда.

Дед и баба

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Бабка

Ой, животик надорвем!

Ой, не справиться вдвоем!

Дед

Надо нам подмогу звать!

Бабка и Дед (хором)

Внученька!

  • Внучка появляется на ширме.

Внучка

Ну, что опять?

Дед

Ты скорее к нам беги,

Бабке с Дедкой помоги.

Бабка

Ты, голубушка, давай

Третьей за спину вставай!

Звучит музыка

  • Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка и Внучка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Рассказчик

Только репа, как руками,

Ухватилась корешками –

Лучше ей в сырой земле,

Чем на праздничном столе.

Бабка

Я, сейчас, заплачу Внучка!

Дед

Нам нужна собака, Жучка!

Бабка, Внучка  и Дед

Жучка! Жучка, к нам беги!

Репку дергать помоги!

Звучит музыка

  • Жучка появляется на ширме.

Жучка

Гав! Гав! Гав! Бегу!

Я сейчас вам помогу!

Дед

За ботву хватаюсь я!

Бабка за спиной моя!

Внучка бабку за борты,

Ну а внучку тащишь  ты!

  • Звучит музыка
  • Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Бабка

Вот такой вот поворот!

Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)

Приходи на помощь кот!

Звучит музыка

На ширме появляется  Кот.

Кот

Мяу! Я бегу!

Я сейчас вам помогу!

Жучка

Гав! Мурлыка ты, хитрющий!

Кот

Мяу! Ну а ты, кусака злющий!

Дед

Цыц! А ну, угомонитесь!

Все за мною становитесь!

Звучит музыка

Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Дед

У нас на репку сил уж не осталось!

Бабка

Работа принесла одну усталость!

Внучка

Давайте мы немного посидим и отдохнем!

Жучка

Потом продолжим дело впятером!

Кошка

Что ни делай, все зазря!

Где б найти богатыря?

Звучит музыка  «Песенка Мышки»

На ширме появляется Мышка

                   

Мышка

Пип! Я к вам уже бегу.

Не горюйте, помогу!

Дед

Эх - ма! Друг за дружку взялись!

С новой силой постарались!

Звучит музыка

Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку.

Все (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Репка выдергивается.

Мышка

Как все вместе налегли,

Вышла репа из земли

Кошка

Дружба людям помогает!

Жучка

Всех вокруг объединяет!

Внучка

Если всем нам подружиться,

Можно многого добиться!

Бабка

Ну а Репку - то куда?

Дед

Репка на зиму еда!

Будем Репку поедать!

Все (хором)

Нашу дружбу  вспоминать!!!

Звучит музыка «Песня о дружбе»

Звучит музыка

Общий поклон героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

  В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

Методика и организация театрализованных игр в дошкольном учреждении

Методика и организация театрализованных игр в дошкольном учреждении...

Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную среду в дошкольном учреждении"

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении в...

Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

Формы театрализованной деятельности,применяемые в дошкольных учреждениях...

Возможность использования занятий театрализованной деятельностью в детском дошкольном учреждении

В заметке даётся описание возможности использования театрализованных игр для развития у детей дошкольного возраста ворческих способностей, стимулирования речевой активности, развития коммуникативных с...

“Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении”

“Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении”...