Особенности образовательной области «Речевое развитие» программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки»
учебно-методический материал
Именно по тропинкам ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста. У «тропинок» имеются три особенности. Во-первых, как мы уже могли убедиться выше, они не представляют собой чего-то уже готового и «проторенного». Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности образовательной области «Речевое развитие»
программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки».
Выполнила: педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 9»
Богданова О.С.
Именно по тропинкам ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста. У «тропинок» имеются три особенности. Во-первых, как мы уже могли убедиться выше, они не представляют собой чего-то уже готового и «проторенного». Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их. В программном разделе «Развитие культуры общения» определено содержание системы занятий по развитию толерантности у детей старшего дошкольного возраста (разработка Г.К. Уразалиевой). На этих занятиях детям предлагается поразмышлять о том, что общего у владельцев домашних животных, обладателей необычных хобби, людей с другим цветом кожи и разрезом глаз, выдающимися талантами, ограниченными возможностями и т.д. Казалось бы, - ничего. Но в ходе обсуждения, напряженного мыслительного поиска выясняется, что общее все-таки есть – это наличие ярких отличий, или, говоря языком взрослых, «инакость». Дети приходят к парадоксальному выводу о том, что общее и различное могут совпадать, хотя совпадение не носит видимого характера. Но если инакость – общая для всех, то ее проявления можно найти у каждого или почти у каждого. Исходя из этого детям предлагается поискать у самих себя и назвать те черты, которые существенно отличают друг от друга каждого из них. После этого им предлагается самостоятельно выработать свое отношение к такому общему и одновременно различительному человеческому свойству, как инакость. В итоге, оценив инакость как общее свойство, и «примерив» его на самого себя дети приходят к первоначальному осознанию толерантности как общечеловеческой нормы и ценности. Во-вторых, по «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности (ведь весь внешний мир полностью выступает для нас только тем, с чем уже соприкоснулись руки и мысль людей; согласно парадоксальной формуле В.И.Вернадского, «природа – часть культуры», а не наоборот). «Тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира. Неслучайно выделанные выше программные линии соотносятся с фундаментальными слагаемыми так называемой «базисной культуры личности» (познавательной, эстетической и др.). Более того, по нашему убеждению, образовательная ценность любого направления развивающего педагогического процесса в ДОУ (равно как и любого школьного учебного предмета, построенного в духе развивающего образования) измеряется тем, насколько оно обеспечивает ориентировку во внутреннем мире ребенка и его проблемах, овладение детьми, культурно выработанными средствами самопреобразования и самоизменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развитие для детей ТНР"
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развите для детей ТНР"...
Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в части «Обучение дошкольников грамоте» с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад-Дом радости» автор Н.М. Крылова. (вторая младшая, средняя группа)
Данная работа отражает особенности обучения грамоте дошкольников по программе Детский сад - Дом радости....
Образовательная область "Речевое развитие", конспект ООД для детей 4 - 5 лет "Составление рассказа "День рождения Нюши" (по программе "Тропинки" под ред. В.Т. Кудрявцева
Конспект ООД для детей 4 - 5 лет "Составление рассказа "День рождения Нюши" (по программе "Тропинки" под ред. В.Т. Кудрявцева)...