Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» раздел «Тропинка в мир правильной речи»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Левенцова Вера Полатовна

подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pod.gr_.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению

образовательной области «Речевое  развитие» раздел

«Тропинка в мир правильной речи»

 Сентябрь.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Связная речь: закрепить представление об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

-Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса; подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Картина «Лиса

с лисятами», картинки с изображением лисы

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.133-135

2

Рассказывание по картине «В школу»

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построение сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

-Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков (с) и (ш); развивать интонационную выразительность речи.

Картина «В школу»

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.135-137

3

Пересказ рассказ К. Ушинского «Четыре желания»

Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

-Словарь и грамматика: учить разным способам образования степени сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

-Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателям; произносить двустишие с разной силой голоса.

Картина

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.137-139

4

Составление текст рассуждения.

-Связная речь: учить употреблению сложноподчинённых предложений;

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные и существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Картина «Зайцы».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.139-141

Октябрь.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

-Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

-Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно

Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.141-143

2

Составление рассказа по картинам по теме «Дикие животные»

-Связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

-Словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;

-Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Картины «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком» и тд.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.143-145

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

-Связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

-Словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

-Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

На стенде четыре картинки.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.145-147

4

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».

- Связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

-Словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании;

-Звуковая культура речи: учить дифференциации звуков (ц) и (ч), отрабатывать четкую дикцию.

Картинки -заяц, волк, белка, кролик, галка.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.147-149

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Составление текста-поздравления

-Связная речь: учить составлять текст-поздравление;

-Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Игрушки – музыкальные инструменты.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.150-153

2

Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца».

Связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

-Словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

-Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Загадки.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.153-155

3

Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

- Связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

-Словарь и грамматика: учить образованию форма винительного падежа множественного числа существительных;

-Звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

Фишки (или флажки, или колечки от пирамиды)

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.155-157

4

Составление рассказа, используя антонимы

Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;

-Словарь и грамматика: учить выделять существенные признак предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.157-159

Декабрь.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании;

-Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

Картина «Лиса с лисятами»

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.159-161

2

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

Связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;

-Словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить  оценивать словосочетания по смыслу

Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.161

3

Составление рассказа по картинке «Не боимся мороза».

Связная речь: учить рассказывать по картинке, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

-Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений синонимов; знакомить с многозначностью слова;

-Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков (с)-(с),(з)-(з), дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

Картины «Не боимся мороза», «Саша и Снеговик».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.163-165

4

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».

Связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа;

-Словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

-Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (в) и (ф), умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуком (в) и (ф).

Игрушки – лисёнок, щенок.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.165-168

Январь.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Пересказ сказки «У страха глаза велики».

Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

-Словарь и грамматика: учить объяснять значения слов;  давать задания на образование слов с суффиксами оценками(уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

Рассказ «У страха глаза велики».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.168-171

2

Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».

Связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

-Словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), употреблять слово варежки в разных падежах;

-Звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков  [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонации.

Рассказ на тему «Четвероногий друг».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.171-172

3

Сочинение сказки на предложенный сюжет.

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;

-Словарь и грамматика: учить выделять общие  и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине и форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Картинки с изображением мячей, игрушек, мебели, котят.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.173-175

4

Составление рассказа на тему: «Как мы играем зимой на участке».

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности;

-Словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу.

Картинки, иллюстрации.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.175-178

Февраль.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

Связная речь: учить передавать сюжет, заложенные в серии картин, определять основную идею сказки;

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с придаточным причины, цели;

-Звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

Картинки с иллюстрациями зайчонка, бельчонка и  волка.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.178-181

2

Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин.

Связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения;

-Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Картинки сюжетные.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.181-183

3

Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.

Связная речь: учить составлять связное высказывании по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

-Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным слова;

-Звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

Серия сюжетных картин.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.183-186

4

Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин

Связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтактические конструкции и способы связи между частями.

Словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

Серия сюжетных картин.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.186-188

Март.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Составление текста-поздравления.

-Связная речь: учить составлять текст-поздравление;

-Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Игрушки – музыкальные инструменты.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.150-153

2

Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.

-Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

-Словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

-Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков  [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость, темп речи..

Картинки.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.188-191

3

Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа из личного опыта

Связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

-Словарь и грамматика: познакомить со значениями слова «игла»;

-Звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Рассказ М. Пришвина «Еж».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.192-193

4

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

Связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

-Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные лова; активизировать в речи антонимы.

Сказка Л. Толстого «Белка и волк»

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.193-196

Апрель.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Сочинение сказки на заданную тему.

-Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

-Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование;

-Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различных чувства(радость, безразличие, огорчение).

Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.196-199

2

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

- Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

-Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

-Звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи.

Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется»

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.199-200

3

Описание пейзажной картины.

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

-Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

-Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом  чувства радости и огорчения.

Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.200-202

4

Составление рассказа по картинке «Если бы мы были художниками»

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание;

-Словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

-Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки (р)-(р), четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с(р)-(р); закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударений.

Картина «Если бы мы были художниками».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.202-205

Май.

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами».

- Связная речь: учить составлять связные рассказ по картине;

-Словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий их действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.

Картины «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.208-210

2

Составление рассказа на самостоятельную тему

-Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);

 -Словарь и грамматика: учись подбирать синонимы и антонимы, названия детёнышей животных;

-Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

Серия сюжетных картин.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.214-215

3

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица;

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

-Звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.206-207

4

Составление рассказа на тему «Весёлое настроение».

Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

-Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

Картинки, иллюстрации.

Развитие речи детей 5-7 лет

О.С.Ушакова. стр.210-213


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»

Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоениюобразовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»для подготовительной  г...

Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе

Тропинка в мир математики Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим...

Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе

Тропинка в мир математики Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим...