Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» раздел «Тропинка в мир правильной речи»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению
образовательной области «Речевое развитие» раздел
«Тропинка в мир правильной речи»
Сентябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | Связная речь: закрепить представление об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; -Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; -Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса; подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. | Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.133-135 | ||
2 | Рассказывание по картине «В школу» | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построение сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; -Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков (с) и (ш); развивать интонационную выразительность речи. | Картина «В школу» | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.135-137 | ||
3 | Пересказ рассказ К. Ушинского «Четыре желания» | Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; -Словарь и грамматика: учить разным способам образования степени сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; -Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателям; произносить двустишие с разной силой голоса. | Картина | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.137-139 | ||
4 | Составление текст рассуждения. | -Связная речь: учить употреблению сложноподчинённых предложений; -Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные и существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | Картина «Зайцы». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.139-141 |
Октябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; -Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; -Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно | Рассказ В.Бианки «Купание медвежат» | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.141-143 | ||
2 | Составление рассказа по картинам по теме «Дикие животные» | -Связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; -Словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать; -Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса. | Картины «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком» и тд. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.143-145 | ||
3 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | -Связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; -Словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; -Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы. | На стенде четыре картинки. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.145-147 | ||
4 | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду». | - Связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; -Словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; -Звуковая культура речи: учить дифференциации звуков (ц) и (ч), отрабатывать четкую дикцию. | Картинки -заяц, волк, белка, кролик, галка. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.147-149 |
Ноябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Составление текста-поздравления | -Связная речь: учить составлять текст-поздравление; -Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | Игрушки – музыкальные инструменты. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.150-153 | ||
2 | Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца». | Связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; -Словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; -Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса. | Загадки. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.153-155 | ||
3 | Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» | - Связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; -Словарь и грамматика: учить образованию форма винительного падежа множественного числа существительных; -Звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса. | Фишки (или флажки, или колечки от пирамиды) | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.155-157 | ||
4 | Составление рассказа, используя антонимы | Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; -Словарь и грамматика: учить выделять существенные признак предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.157-159 |
Декабрь.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; -Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; -Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. | Картина «Лиса с лисятами» | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.159-161 | ||
2 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». | Связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; -Словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу | Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.161 | ||
3 | Составление рассказа по картинке «Не боимся мороза». | Связная речь: учить рассказывать по картинке, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; -Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений синонимов; знакомить с многозначностью слова; -Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков (с)-(с),(з)-(з), дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи. | Картины «Не боимся мороза», «Саша и Снеговик». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.163-165 | ||
4 | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». | Связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа; -Словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; -Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (в) и (ф), умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуком (в) и (ф). | Игрушки – лисёнок, щенок. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.165-168 |
Январь.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Пересказ сказки «У страха глаза велики». | Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; -Словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценками(уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. | Рассказ «У страха глаза велики». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.168-171 | ||
2 | Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». | Связная речь: учить развивать предложенный сюжет; -Словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), употреблять слово варежки в разных падежах; -Звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонации. | Рассказ на тему «Четвероногий друг». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.171-172 | ||
3 | Сочинение сказки на предложенный сюжет. | Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; -Словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине и форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | Картинки с изображением мячей, игрушек, мебели, котят. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.173-175 | ||
4 | Составление рассказа на тему: «Как мы играем зимой на участке». | Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; -Словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. | Картинки, иллюстрации. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.175-178 |
Февраль.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин | Связная речь: учить передавать сюжет, заложенные в серии картин, определять основную идею сказки; -Словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с придаточным причины, цели; -Звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | Картинки с иллюстрациями зайчонка, бельчонка и волка. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.178-181 | ||
2 | Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин. | Связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения; -Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. | Картинки сюжетные. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.181-183 | ||
3 | Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин. | Связная речь: учить составлять связное высказывании по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; -Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным слова; -Звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. | Серия сюжетных картин. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.183-186 | ||
4 | Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин | Связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтактические конструкции и способы связи между частями. Словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. | Серия сюжетных картин. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.186-188 |
Март.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Составление текста-поздравления. | -Связная речь: учить составлять текст-поздравление; -Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | Игрушки – музыкальные инструменты. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.150-153 | ||
2 | Составление рассказа о животных по сюжетным картинам. | -Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; -Словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; -Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость, темп речи.. | Картинки. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.188-191 | ||
3 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа из личного опыта | Связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; -Словарь и грамматика: познакомить со значениями слова «игла»; -Звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. | Рассказ М. Пришвина «Еж». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.192-193 | ||
4 | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | Связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает); -Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные лова; активизировать в речи антонимы. | Сказка Л. Толстого «Белка и волк» | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.193-196 |
Апрель.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Сочинение сказки на заданную тему. | -Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; -Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование; -Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различных чувства(радость, безразличие, огорчение). | Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.196-199 | ||
2 | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | - Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; -Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; -Звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи. | Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется» | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.199-200 | ||
3 | Описание пейзажной картины. | Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; -Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; -Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.200-202 | ||
4 | Составление рассказа по картинке «Если бы мы были художниками» | Связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; -Словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; -Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки (р)-(р), четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с(р)-(р); закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударений. | Картина «Если бы мы были художниками». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.202-205 |
Май.
№ | Тема | Программное содержание | Материал | Литература | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами». | - Связная речь: учить составлять связные рассказ по картине; -Словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий их действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. | Картины «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.208-210 | ||
2 | Составление рассказа на самостоятельную тему | -Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); -Словарь и грамматика: учись подбирать синонимы и антонимы, названия детёнышей животных; -Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи. | Серия сюжетных картин. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.214-215 | ||
3 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; -Словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; -Звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. | Рассказ М. Пришвина «Золотой луг». | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.206-207 | ||
4 | Составление рассказа на тему «Весёлое настроение». | Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; -Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. | Картинки, иллюстрации. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С.Ушакова. стр.210-213 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познание», раздела: «Ознакомление с окружающим миром». В группе общеразвивающей направленности для детей с 5 до 6 лет на тему «Овощи»
Программные задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания детей о временах года...
Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»
Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоениюобразовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»для подготовительной г...
Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Лепка»
подготовительная к школе группа....
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе
Тропинка в мир математики Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим...
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе
Тропинка в мир математики Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим...
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Трудовая деятельность с детьми
Преспективный план работы с детьми, по трудовому воспитанию....
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Беседы с детьми
Перспективное планирование "Беседа с детьми"...