"Развитие основ патриотизма как составляющей нравственного сознания у дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной организации"
статья
В связи с последними событиями в мире, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны –это воспитать честного, доброго и порядочного человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие основ патриотизма как составляющей нравственного сознания у дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной организации.
Заречнева Ирина Владимировна,
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №212»
В связи с последними событиями в мире, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны –это воспитать честного, доброго и порядочного человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Встает вопрос- как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу я начала с диагностики.
На основании диагностических данных выявила:
На начало 2012-2013 учебного года высокий уровень- 20%, средний-60%, низкий-20%.
В связи с этим, целью моей цели стало формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
На основании этого. Мною были поставлены следующие задачи, которые вы сейчас видите на экране.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, играх, труде, в быту и т.д.
В своей работе использую различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
Мной используемые методы работы:
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдения (трудовая жизнь людей, изменения в облике города);
- Беседы о родном городе;
- Ознакомления с произведениями народного творчества;
- Метод убеждения на примере взрослого.
Воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки определенного времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется чувство любви к Родине, друг другу.
Введение ФГОС ДО диктует нам строить образовательную деятельности на оснве взаимодействия взрослых с детьми, поэтому вся моя деятельность ведется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды, организации групповых праздников, участвуют в конкурсах рисунков, фотовыставках, спортивных соревнованиях, организации родительских собраний.
В работе с родителями использую разнообразные формы:
- КВН,
- «Круглый стол»,
- Семинары-практикумы,
- Посиделки,
- Конкурсы,
- Выставки,
- Игровые программы.
Мною была разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которое включает в себя четыре блока.
- Блок – «Я и моя семья».
- С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провела беседу на тему «7 Я». Была организована фотовыставка совместно с родителями «Как мы провели лето». На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:
- формировать представление о мире семьи;
- способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
2. Блок – «Мой детский сад».
Этот блок берет свое начало с бесед из детских впечатлений о том : Что такое детский сад? За что я люблю детский сад? Рассказывая о профессиях детского сада либо о профессиях другого профиля, я стараюсь показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Важно донести до ребенка, что повсюду люди трудятся для всех, а не только для себя. На данном этапе использовала дидактические игры : «Подбери профессию», «Кем стать». Привлекала родителей на проведение тематических бесед «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
3. Блок – «Город Зима – моя малая Родина»
Знакомство дошкольников с родным городом, областью, родной страной – процесс длительный и сложный.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что гор. Зима частица нашей Родины.
В нашем детском саду существует краеведческий уголок « Город Зима – моя малая Родина», где дети сравнивают характерные особенности старого и современного города.
Продолжением данной работы является знакомство с другими городами России, областным центром, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Особое место занимает взаимосвязь с социумом. Наши дети систематически посещают выставки в историко-краеведческом музее, экскурсии в Дом-музей поэзии Е. Евтушенко, и сами работники музее очень часто приходят к нам в гости с познавательными беседами.
Также совместно с инспектором по делам несовершеннолетних ЛОП на ст. Зима Татьяной Валерьевной Новаковской и специалистом по охране труда на железной дороге Еленой Александровной Кравченко был проведен конкурс макетов железнодорожного вокзала для детей и их родителей по правилам безопасности на железной дороге. Победители были награждены ценными подарками.
4. Блок –«Культура и традиции»
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма и нравственного сознания представляет знакомство с устным народным творчеством, с историей русского народа. Ставя перед собой задачу – показать красоту русского языка через русское-народное творчество, я использовала различные способы подачи информации: беседы, прослушивание народной музыки, разучивание народных танцев. Знакомясь с народными праздниками и обрядами, дети радуются не только праздниками, но и подготовке к нему. Огромную помощь при организации праздников оказывают наши родители: изготавливают костюмы и традиционные атрибуты к праздникам.
В конце учебного года провела повторную диагностику. Оказалось, что у 45% дошкольников высокий уровень воспитанности основ патриотизма, у 55% средний.
Таким образом анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
- значительно возрос уровень патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
- У детей появился интерес к истории, городу, его жителям.
- Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках.
- Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и выставок краеведческой тематики.
- У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в детском саду.
Я очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Взаимодействие семьи и дошкольной организации. Мастер класс : «Дед Мороз в каждую семью»
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.Полноценное воспитание и развитие...
презентация на тему:"Экологическое воспитание дошкольников через взаимодействие семьи и детского сада"
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны и активны. Они "открыты" для всего нового, с интересом изучают окружающий их мир. Самая важная задача детского сада в этот период...
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»
Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...
Технология сотрудничества как фактор взаимодействия семьи и дошкольной организации в деятельности по изучению малой родины
В материале представлена модель взаимодействия семьи и образовательной организации в работе по изучению малой родины...
Выступление на педчтениях на тему: Развитие основ патриотизма через разные виды деятельности у детей среднего возраста".
Материал для педагогов и родителей. Представление личного опыта....
Авторская статья. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников...