Проект: «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
проект (младшая группа)

Обоснование необходимости проекта

     В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.

Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска                                              «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение

     

Проект  

 «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной                                  адаптации к условиям детского сада»

         

Авторы:

Следенко Мария Сергеевна педагог-психолог первой квалификационной категории;

Бобро Марина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории;

Тамразян Тамара Тамразовна воспитатель первой квалификационной категории;

Гусева Светлана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;

Молостова Анна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории

V международный конкурс проектов

«Образовательная среда для всех.

Образовательная среда для каждого»

Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов»

г. Новосибирск 2018

Обоснование необходимости проекта

     В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.

Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.

     При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.

     Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.

     Мы пришли к выводу, что  на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Цель проекта:

Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.

Задачи:

  • Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.
  • Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.
  • Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.
  • Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.
  • Регулирование психоэмоционального состояния у детей.

Участники проекта:

  • Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.
  • Воспитатели.
  • Педагог-психолог.
  • Музыкальный руководитель.
  • Инструктор по физической культуре.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

1-й этап: Подготовительный  (20. 08. 2018г.- 03. 09. 2018г.)

  • Подбор и изучение литературы;
  • Подбор методов и методик;
  • Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;
  • Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;
  •  Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;
  • Постановка целей, задач, планирование деятельности.

2-этап: Основной. (03.09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)

  Реализация проекта представлена в таблице

3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)

  • Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»
  • Индивидуальные психологические консультации родителей.
  • Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.
  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Рабочий план реализации проекта.

сроки

формы работы

задачи

ответственный

сентябрь

Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения»

Оценка актуального эмоционального состояния

Воспитатели групп, педагог-психолог

Занятие для детей с использованием игрушки «Почему Дружок грустный?»

Способствовать сплочению детского коллектива, воспитывать в детях способности к сочувствию, сопереживанию.

Педагог-психолог

Встреча с родителями в рамках родительского клуба по теме «Адаптация родителей к детскому саду»

Формирование родительской компетентности в неосознанном способствовании переживаний ребенка.

Педагог-психолог

Организация эмоционально-развивающей среды.

Создание благоприятной атмосферы в группе, проявления эмпатии по отношению к детям.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой с изображением солнца,

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели

Ежедневная обратная связь с родителями по поведению и по эмоциональному состоянию ребенка в личной беседе.

Установление контакта с родителями. Информирование родителей о течении адаптационного периода ребенка.

Воспитатели

октябрь

Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения»

Оценка актуального эмоционального состояния

Воспитатели групп, педагог-психолог

Занятие для детей с использованием игрушек «Веселая подружка для Дружка»

Способствовать сплочению детского коллектива, формирование способности замечать в других веселое и грустное настроения.

 

Педагог-психолог

Встреча с родителями в рамках родительского клуба

«В детский сад с радостью»

Формирование благоприятного, бесконфликтного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Педагог-психолог

Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице

Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой-солнце.

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели

ноябрь

Занятие для детей с использованием ранее использованных игрушек

«Ласковое имя»

Способствовать снижению тревожности, повышению самооценки.

Педагог-психолог

Встреча с родителями в рамках родительского клуба

«Место моих переживаний»

Способствовать формированию эмоциональной компетентности родителей.  

Педагог-психолог

Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице

Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем»,

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели

Чтение детской художественной литературы с использованием театрализации.

Использование фольклора (потешек, прибауток, колыбельных).

Установление эмоционального  контакта с детьми. Привлечь детей к совместной деятельности.

Воспитатели

Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»

Развитие доброжелательных межличностных отношений.

Все участники проекта

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.

Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.

Оценка эффективности реализации проекта.

     С 03.09.2018 по 25.10.18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.

    В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.

   При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.

Оценка рисков.

    При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацию могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада,  в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная  работа психолога.

   Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин.  В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.

Дальнейшее развитие проекта.

     Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.  

 

Приложение 1.

Метод цветовых выборов (М.Люшер).

Инструкция для родителей: «Выберете тот цвет, который отражает Ваше, в данный момент, настроение» (или фраза близкая к этому выражению)

Инструкция для детей: «Выбери цвет своего настроения»

В столбцах прописываются цветовые выборы. Первый – родители/второй – дети.

Ф.И.родителя_______________________________________________

Ф.И. ребенка________________________________________________

Дата

0

серый

1 темно-синий

2 сине-зеленый

3 оранжево-красный

4

желтый

5 фиолетовый

6 коричневый

7

черный

      /

       /

       /

        /

        /

       /

        /

       /

Приложение 2.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

1. С какого времени ребёнок посещает д/с ______________

2. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

• Да

• Нет

• Скорее нет, чем да

• Скорее да, чем нет

• Не знаю

3. Нравится ли ребенку воспитатели группы, которую посещает?

• Да

• Нет

• Не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями

• Скорее да, чем нет

4. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения ДОУ?

• Стал самостоятельным

• Стал организованным

• Стал общительным

• Стал замкнутым

• Стал агрессивным

• Стал доброжелательным

• Стал скованным

• Чаще плачет, капризничает

• Увеличился словарный запас

• Ничего не изменилось

5. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

• ребенок адаптировался полностью

• ребенок утром не хочет идти в детский сад

 • ребенок иногда не хочет идти в детский сад

•  ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

6. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

• с плачем

• с уговорами

 • без эмоций

 • с удовольствием

  7.  Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

  • действия всех сотрудников

  • совместные действия сотрудников и родителей

  • действия родителей

8.  Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации

_________________________________________________________________________________________

10. Какую информацию Вы хотели бы получить от специалистов д/с:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 3.

Анкета для родителей  «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»

(фамилия, имя, возраст__________________________________________)

 1.        Как ваш ребенок засыпает?

  • Быстро;
  • Медленно;
  • Требует, чтобы с ним сидели;
  • Требует, чтобы не гасили свет.

2.        Как спит?

  • Крепко, спокойно;
  • Неспокойно;
  • Вскрикивает;
  • Плачет;
  • Разговаривает во сне.

3.        Как просыпается?

  • Сразу;
  • Не сразу.

4.        В каком настроении просыпается?

  • Веселый, спокойный;
  • Раздражительный;
  • Грустный;
  • В слезах.

5.        Как ребенок ест?

  • Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;
  • Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6.        Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?

  • Да;
  • Иногда;
  • Нет.

7.        Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

  • В темной комнате;
  • При наказании, окриках;
  • При недовольстве взрослых его поведением;
  • Когда слушает страшную сказку;
  • Когда видит собаку, змею;
  • Без видимой причины.

8.        Как проявляется страх у ребенка?

  • Плачет;
  • Убегает;
  • Впадает в ярость;
  • Зовет взрослых;
  • Справляется сам.

9.        Чему радуется ваш ребенок?__________________________________

10.         Что вызывает у него огорчение?_____________________________

11.         На что он обижается?_______________________________________

12.         Как быстро перестает переживать?___________________________

  • Быстро;
  • Не очень быстро;
  • Через длительное время.

13.         Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?

  • Да;
  • Редко;
  • Нет.

14.         Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?

  • Доброжелательный интерес;
  • Агрессивность;
  • Индифферентность.

15.         Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

  • Доброжелательный интерес;
  • Агрессивность;
  • Индифферентность.

16.         Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

  • Да;
  • Не всегда;
  • Нет.

17.         Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

  • Да;
  • Не всегда;
  • Нет.

18.         Каким образом он отстаивает свои интересы?

  • Находит аргументы;
  • Упрашивает;
  • Вежливо требует;
  • Агрессивно требует;
  • Плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

Условия успешной адаптации детей в детском саду.

Эту статью лучше всего проиллюстрируют примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. По...

Условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...

Условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...

Содержание работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду

Вашему вниманию предлагается описание содержания работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду....

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду.Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.  Для этого нужны встречи ...

Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»

         Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...