РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА
методическая разработка
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО СРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО СРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы и т. д.). Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных заключается в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа.
С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью.
Народная музыка создавалась не только для слушания, она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отдельно от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.
А.М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой.» Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора.
Исследователи детского фольклора Виноградова Г.С., Капица О.И., Науменко Г.М. все его образцы классифицировали 3 раздела:
- Календарный фольклор
- Потешный фольклор
- Игровой фольклор
Календарный фольклор. В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д., а также собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. Этот раздел фольклора – одна из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.
Потешный фольклор. Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
Небылицы - особый вид песен, основанных на вымысле, со смещением в содержании всех реальных связей и отношений (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит…). Детей в небылицах привлекает юмор и комические положения, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – это короткие по форме забавные песенки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждает интерес к новым словообразованиям.
Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский писал: «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научится в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения».
Исследователь Науменко Г.М. разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатывается хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки.
Если проанализировать фольклор, записанный от современных детей, можно увидеть, все реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные. Большой популярностью у сельских и городских детей пользуются игры с мячом и скакалкой.
Рассмотрим значение фольклора в развитии музыкальности детей. А что такое музыкальность?
Музыкальность – это комплекс способностей.
Основные три из них:
- ладовое чувство
- музыкально – слуховые представления
- чувство ритма
Используемые в работе с детьми заклички, игровые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливает детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально – слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, т.к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном резонировании, как можно громче.
Большой интерес вызывают игры, которые являются ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Многие народные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую слаженность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё и петь при этом. Вот здесь-то и вырабатывается ловкость и смекалка, артистические качества, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. Появляется азартное настроение, что даёт полную свободу мышцам, в т. ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивает у детей чувство ритма.
Таким образом, можно сделать вывод, что детский фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»
знакомство с инструментами и фольклором...
Доклад на городском методическом объединении: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора». 2020 год
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по – другому, многое открываем заново и переоцениваем. Нам приходится заново учиться...
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки и прочее.Основная масса произведений устного народного творчества возни...