Застенчивые дети
статья

Ирина Георгиевна Поскотинова

Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые, в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, робость, нерешительность, замкнутость, имеют сложности в общении. У многих детей определенный возраст связан с развитием застенчивости. Такая застенчивость не является устойчивой чертой характера и достаточно быстро проходит. Но бывает застенчивость иного рода. Она формируется под влиянием различных факторов и имеет серьезные последствия в будущем ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastenchivye_deti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, робость, нерешительность, замкнутость, испытывают сложности в общении. У многих детей определенный возраст связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и достаточно быстро исчезает. Но бывает у детей застенчивость, которая уже не является свойством возраста и формируется под влиянием различных факторов. Такая застенчивость – это сложное состояние, и оно может иметь разные степени выраженности: от ощущения легкого дискомфорта при общении с людьми до выраженного страха и даже тяжелого невроза.

Последствия застенчивости могут быть самыми серьезными. Это и ограничение круга знакомых и друзей, отказ от знакомства с новыми людьми. И невозможность выразить свое мнение, отстоять права. И даже боязнь людей. Все это негативно сказывается на качестве жизни не только в детстве, но и, если застенчивость не удается преодолеть, во взрослом возрасте. Поэтому, помощь ребенку в преодолении застенчивости является одной из важнейших задач для педагога. Эта проблема вполне разрешима, если начать решать ее вовремя. Ведь со временем у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения. Ребенок начинает замечать свою застенчивость, и осознание этого усиливает проблему. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.

Как помочь застенчивому ребенку? Во-первых необходимо выработать определенный стиль поведения с ним. Нужно постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, ненавязчиво привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, моделировать для ребенка различные  ситуации успеха, стараться создать для него благоприятную среду, тем самым повышая его самооценку. Делать это нужно очень осторожно и деликатно, так реакция на вмешательство взрослого может быть у застенчивого ребенка самой неожиданной. К тому же прямое воздействие и внушение обычно действуют на застенчивого ребенка противоположным образом. Привлекая застенчивого ребенка к общению и играм с другими детьми, следует учитывать одно важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания.

В общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов или критические замечания. Оно должно быть спокойным и доброжелательным. Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно время от времени просить ребенка о какой-либо посильной помощи.  

Нужно поощрять контакт взглядом. Обычно застенчивые дети его избегают, поэтому, обращаясь к ребенку, нужно смотреть ему в глаза и учить его поддерживать визуальный контакт, подкрепляя словами: «Мне так нравится, когда ты смотришь в глаза».

Кроме того, у такого ребенка необходимо развивать умение выражать свои эмоции. Дело в том, что застенчивые дети, испытывая такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии, зачастую не могут проявлять, отреагировать их внешне. Это способствует тому, что такие дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что может стимулировать развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, навязчивые движения).

Застенчивых детей необходимо учить общаться, развивать у них коммуникативные навыки. Делать это лучше в игровой форме.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков

 «Ласковое имя»

Дети встают в круг и, передавая мячик, называют друг друга ласковыми именами.

«Комплименты»

Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок говорит: «Спасибо», передает мяч другому ребенку и говорит ему комплимент и так далее по кругу.

 «Ты мне нравишься»

Дети садятся в общий круг. Тот, к кому попадает мяч, должен посмотреть на своего соседа, назвать его по имени и сказать: «Ты мне нравишься, потому что…».

«Кто это?»

Педагог предлагает детям показать, как передвигается медведь, кошка,  лиса, заяц и т.д. Дети выполняют. Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные дети угадывают.

«Робот»

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, второй – роль робота. Робот ищет спрятанный предмет, двигаясь по указаниям изобретателя вправо, влево и т.д.

«Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, в центре круга – стул. По очереди один из детей садится на этот стул, и каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.

 «Волшебник»

Дети сидят на стульях. Педагог предлагает всем превратиться в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т.п. Педагог задает вопросы: «Если бы вы были волшебниками, что бы вы подарили бы другу? Что подарили бы самому себе? Куда отправились бы путешествовать?». Дети по очереди высказываются. Затем рисуют рисунок на тему: «Подарок другу».

 «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию стоящего впереди. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон поймает свой хвост, то на роль головы назначается другой ребенок.

 «Ловкий мяч»

Дети делятся  на пары. Педагог дает одной из пар мяч и говорит: «Уберите руки за спину. Наклонившись немного вперед, упритесь головами в мяч. Начинайте медленно передвигаться по комнате. Ваша задача - не  уронить мячик».    В игре должны принять участие все пары.

«Программа хороших новостей»

Дети встают полукругом напротив педагога.  Педагог говорит: «Сегодня мы с вами будем смотреть  по  телевизору программу хороших новостей. Подумайте и расскажите о том, что приятного и хорошего произошло недавно с вами». Педагог, используя трафарет экрана телевизора, первым рассказывает о каком-либо хорошем событии.    А затем дает возможность высказаться каждому ребенку.

«Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать.

Игры, направленные на развитие умения выражать свои эмоции

 «Закончи предложение»

- Я люблю, когда…

- Меня беспокоит…

- Мне грустно, когда…

- Я злюсь, когда…

- Я радуюсь, когда…

- Я хорошо умею…

- Мне в себе нравится… и т.д.

Упражнение «Рисуем свое настроение»

 «Заколдованный ребенок»

Дети по очереди играют роль заколдованного ребенка, который потерял способность говорить и  может объясняться только с помощью мимики и жестов. Педагог задает заколдованному ребенку различные вопросы, а тот, используя выразительные движения, отвечает на них. Остальные дети стараются понять и «перевести» ответы.

 «Покажи эмоцию»

Дети делятся на две команды. Команды по очереди бросают мячик, а соперники должны изобразить ситуацию согласно с выпавшей эмоцией: со словами, с помощью жестов, мимики.

 «Покажи противоположную эмоцию»

Игра проходит аналогично предыдущей, только изобразить необходимо эмоцию, противоположную загаданной.

«Тренируем эмоции»

Педагог  предлагает детям:

а) нахмуриться как:

— осенняя туча,
— рассерженный человек;

б) позлиться, как:

— злая волшебница,
— два барана на мосту,
— голодный волк,
— ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....

Установочные ролевые игры для застенчивых детей.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК. В своей застенчивости дети признаются гораздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застенчивость столь категорически не осуждается. Даже...

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

консультации для педагогов и родителей "Застенчивые дети" "Упрямые дети"

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...