Родительское собрание на тему «Возможности родителей в создании условий для успешного учения ребёнка»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гукова Марина Викторовна

С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 
Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что – то не то, не слушается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr_.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание на тему

«Возможности родителей в создании условий для успешного учения ребёнка»

Этапы собрания

Содержание

1

Цель

Способствовать пополнению арсенала знаний родителей об ответственности за успешное обучение ребенка

2

Задачи

  • Привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка;
  • Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.
  • Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей.

3

Форма проведения

Мастер-класс

4

Вопросы для обсуждения

- Какие чувства вы испытывали, не обнаружив в портфелях всего необходимого на уроке? Было ли Вам комфортно на уроке?

- Все ли у Вас получалось?

- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

- В чем бы вы смогли помочь своему ребёнку в этом случае?

Подготовка к собранию

Подготовка памятки для родителей «Возможности родителей в создании условий для успешного учения ребенка»,

Эпиграф

 «Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей» (И.Г. Песталоцци)

5

Ход собрания

5.1.

Включение в тему

Психолог: Дорогие родители у нас сегодня не простое родительское собрание. Сегодня у нас на родительском собрании присутствуют не просто родители, а родители-психологи, здесь и ….. есть надежда, что наши знания помогут нам найти более грамотные ответы на все поставленные нами вопросы.

А. Родительский практикум:

1.Игра «Корзина чувств». Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполняют всё ваше существование. Сегодня идя на родительское собрание первое в этом учебном году, вы опять остро ощутили это чувство или эмоцию. У меня в руках корзина, на дне которой находятся бумажные заготовки разных цветов. Опустите руку в корзину, выберите один листочек, любого цвета и напишите или опишите то чувство, которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени. После этого обратно положите бумажный лист в корзину»

Родители описывают свои чувства, которые их переполняют и опускают бумажные листки обратно в корзину. (Пока родители описывают свои чувства, психолог делает фотоснимки, адаптирует их и выводит на экран)

  1. Упражнение «Нарисуй человечка»

Все родители получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют учащегося класса, добавляя индивидуальные особенности своего собственного ребенка.

Полученные человечки помещаются на магнитную доску. (Пока родители заняты изодеятельностью, психолог делает фотоснимки, адаптирует их и выводит на экран)

Вы видите, что все дети разные. Среди них есть те, которые могут хорошо учиться и хотят; не могут хорошо учиться, но хотят; могут хорошо учиться, но не хотят; не могут хорошо учиться и не хотят (на доску вывешиваются таблички с вышеперечисленными группами учащихся)

Психолог: А теперь представьте, что эти дети – вы. Звенит звонок (звук школьного звонка)

В. Работа в микро-группах

Ролевая игра «У меня нет …».

Описание игры.

Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, наборы цветной бумаги, ножницы, клей и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет набора цветной бумаги, в другом – альбомного листа, в третьем – ножниц, в четвертом отсутствует клей. Учитель (психолог) просит родителей разделиться на микро-группы, выступить в роли учеников и проводит выполнить следующее задание: «Ребята, вы получили свои портфели, которые вы собрали с вечера. Сегодня вам необходимо выполнить следующее задание – выполнить аппликацию с помощью школьных принадлежностей находящихся в вашем портфеле на тему «Школа». На выполнение этого задания вам отводится 10 минут. При вывешивании вашего проекта на доску вам необходимо ответить сказать пару слов о своей работе и ответить на вопросы которые появятся на экране. Родители начинают работать: открывают портфели, достают школьные принадлежности, приступают к выполнению задания и т.д. Как только выясняется, что у какой-либо микро-группы необходимые принадлежности отсутствуют, и слышен возглас: «У нас нет …». Психолог: Что говорит учитель, когда у ученика нет школьных принадлежностей?... Также скажу и я – ничего не знаю, надо было лучше собирать дома портфель и готовится к школе. Ты знал, что сегодня это тебе понадобится. Попроси у кого-нибудь. На выполнение задание вам отводится 10 минут». (Пока родители заняты аппликацией, психолог делает фотоснимки, адаптирует их и выводит на экран)

При завершении работы родители развешивают свои аппликации на доску, презентуя их.

Обсуждение:

- Какие чувства вы испытывали, не обнаружив в портфелях всего необходимого на уроке? Было ли Вам комфортно на уроке?

- Все ли у Вас получалось?

- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

- В чем бы вы смогли помочь своему ребёнку в этом случае?

Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.

5.2.

Основная часть. Изучение правовых документов, отражающих права и обязанности родителей (законных представителей»

Психолог: А теперь мы перейдем непосредственно к теме нашего родительского собрания «Возможности родителей в создании условий для успешного учения ребёнка», целью которого выработка к концу родительского собрания твердого убеждения в ответственности родителя за успехи своего ребёнка в учении. Для начала мы изучим правовую базу по данному вопросу. Здесь и международные документы: Конвенцией о правах ребенка, федеральные:  Конституция Российской Федерации,  Семейный Кодекс , «Закон об образовании в РФ» и локальный правовой акт  – Устав образовательной организации. (Родителям раздаются заготовленные памятки, они изучают их содержание).

       

        Родители обучающихся несут ответственность за их воспитание, получение ими образования (выдержки из памятки).

Конвенция о правах ребенка

        Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

        Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

        В Конвенции отмечается, что

Статья 27 п.2

Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка

Конституция Российской Федерации

        На основании

Статья 38 п.2 

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Данная конституционная норма конкретизируется семейным законодательством (главы 12, 13, 16 СК РФ).

Статья 43. п. 4. 

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Семейный кодекс Российской Федерации

Статья  63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2.Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения  и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся.

1.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 

1) «выбирать… формы получения образования и формы обучения … язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы дисциплины …предлагаемые образовательной организацией»;

2) «…дать ребенку … общее образование в семье»;

3) «знакомиться с уставом организации…, лицензией…,  со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами…»

4) «знакомиться с содержанием образования…, а также с оценками успеваемости своих детей»;

5) «защищать права и законных интересов обучающихся»;

6) «получать информацию о всех видах планируемых обследований…, давать согласие на проведение таких обследований…, получать информацию о результатах…»;

7) «принимать участие в управлении организацией…»

8) «присутствовать при обследовании детей ПМПК…».

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2)«соблюдать правила внутреннего распорядка организации…»;

3)«уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации…».

Устав МАОУ Лицей № 1 г. Жуковка

        7.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

 — выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

 — защищать законные права и интересы ребенка;

 — знакомиться с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Учреждении;

 — участвовать в управлении Учреждением в порядке, определенном настоящим Уставом;

 — знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка;

 — принимать решение о переводе ребенка в другой класс;

 — заключать договор с Учреждением о предоставлении последним дополнительных платных образовательных услуг.

        7.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

 — выполнять настоящий Устав;

 — создавать необходимые условия для получения своими детьми образования;

 — регулярно контролировать учебу и поведение ребенка, поддерживать связь с Учреждением;

 — посещать родительские собрания, своевременно являться в Учреждение по требованиям педагога или администрации;

 — уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;

 — показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;

—принимать меры по ликвидации ребенком академической задолженности в течение учебного года в случае его условного перевода в следующий класс.

        7.9. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за получение ими основного общего образования.

Психолог: Что нового вы узнали об ответственности родителей за воспитание ребенка?

5.3.

Выработка памятки

Психолог: Предлагаю составить формулу успеха ребенка. Что же такое успешный ребенок, какой ребенок успешен? (психолог пишет на доске ответ на вопрос)

Что нужно, чтобы каждый ребенок добился успеха? Откройте ваши памятки там, где стоит надпись «Если родители будут ….., то ребенок будет успешен». Я предлагаю дописать на свободных строчках на одной из памяток микро-группы по 5 условий достижения успеха ребенка в соответствии с этой формой предложения. У вас есть 5 минут на выполнения этого задания. Готовые памятки передайте психологу. (Пока родители пишут - психолог фотографирует).

5.4.

Подведение итогов

Психолог: Посмотрим, что у нас получилось. Зачитываются памятки высказывания заканчиваются формулой успеха, записанной на доске.

Обратная связь.

Психолог: Как видите одной из составляющей формулы успеха является «хорошее настроение». Давайте же посмотрим с каким настроением пришли наши родители сегодня в школу. Идет разбор цветных бумажных листков из «Корзина чувств» (по цвету, по силе чувств и т.д.).

5.5.

Домашнее задание

Для подготовки к следующему родительскому собранию, уважаемые родители заполните пожалуйста анкету «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка» и передайте ее через своих детей (приложение 2)

5.6.

Рефлексия

Психолог: И вот и подошло к концу наше родительское собрание на тему  «Возможности родителей в создании условий для успешного учения ребёнка». Давайте еще раз просмотрим основные его этапы. Идет демонстрация фотографий

А сейчас хотелось бы услышать каждого из вас. Я буду задавать вопросы, а вы при ответе «да», хлопаете в ладоши, а при ответе «нет» топаете ногами.

  • Сейчас осень?
  • Осенние каникулы скоро?
  • Вы любите каникулы?
  • Вам понравилось сегодняшнее родительское собрание?

5.7.

Заключительное слово

Спасибо всем родителям, которые присутствовали и приняли активное участие в работе сегодняшнем родительского собрания.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение1.

  1.         Родители обучающихся несут ответственность за их воспитание, получение ими образования (выдержки из памятки).
  2. Конвенция о правах ребенка
  3.         Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.
  4.         Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
  5.         В Конвенции отмечается, что
  6. Статья 27 п.2
  7. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка
  8. Конституция Российской Федерации
  9.         На основании
  10. Статья 38 п.2 
  11. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  12. родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Данная конституционная норма конкретизируется семейным законодательством (главы 12, 13, 16 СК РФ).
  13. Статья 43. п. 4. 
  14. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  15. Семейный кодекс Российской Федерации
  16. Статья  63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
  17. 1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  18. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
  19. 2.Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения  и формы обучения до получения детьми основного общего образования.
  20. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
  21. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся.
  22. 1.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  23. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 
  24. 1) «выбирать… формы получения образования и формы обучения … язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы дисциплины …предлагаемые образовательной организацией»;
  25. 2) «…дать ребенку … общее образование в семье»;
  26. 3) «знакомиться с уставом организации…, лицензией…,  со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами…»
  27. 4) «знакомиться с содержанием образования…, а также с оценками успеваемости своих детей»;
  28. 5) «защищать права и законных интересов обучающихся»;
  29. 6) «получать информацию о всех видах планируемых обследований…, давать согласие на проведение таких обследований…, получать информацию о результатах…»;
  30. 7) «принимать участие в управлении организацией…»
  31. 8) «присутствовать при обследовании детей ПМПК…».
  32. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 
  33. 1) обеспечить получение детьми общего образования;
  34. 2)«соблюдать правила внутреннего распорядка организации…»;
  35. 3)«уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации…».

Устав МАОУ Лицей № 1 г. Жуковка

        7.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

 — выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

 — защищать законные права и интересы ребенка;

 — знакомиться с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Учреждении;

 — участвовать в управлении Учреждением в порядке, определенном настоящим Уставом;

 — знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка;

 — принимать решение о переводе ребенка в другой класс;

 — заключать договор с Учреждением о предоставлении последним дополнительных платных образовательных услуг.

        7.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

 — выполнять настоящий Устав;

 — создавать необходимые условия для получения своими детьми образования;

 — регулярно контролировать учебу и поведение ребенка, поддерживать связь с Учреждением;

 — посещать родительские собрания, своевременно являться в Учреждение по требованиям педагога или администрации;

 — уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;

 — показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;

—принимать меры по ликвидации ребенком академической задолженности в течение учебного года в случае его условного перевода в следующий класс.

        7.9. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за получение ими основного общего образования.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»

Методические рекомендации

Перед лекцией проводится анкета с последующей дискуссией.

1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день? (Выберите вариант ответа.)

А. Да.

Б. Нет.

2.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из школы?

А.Какие оценки ты сегодня получил?

Б. Что было интересного в школе?

В.Ты что-нибудь сегодня натворил?

3.Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?

А.Я знаю многое, так как много об этом читал.

Б. Я мало что об этом читал.        

В.Не знаю ничего.

4.Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

А.Да, знаю.        

Б. Знаю, но хотелось бы знать больше.

В.Не знаю ничего.

5.Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

А. Да, необходим.

Б. Нет.

6. Считаете ли Вы, что повышенные и агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А. Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б. Да, но я избегаю этого.

В. Нет, это недопустимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Создание условий для успешной адаптации детей от 1,6 до 3 лет.

Данная статья поможет молодым специалистам создать в группе благоприятную атмосферу,  для  прохождения  адаптации детей раннего возраста....

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...

Доклад на тему: «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

Доклад на тему:«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» Подготовила: Попова Елена  Александровнаг. Воронеж 2020 г....