Доклад на тему: «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
материал
Доклад на тему:
«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
Подготовила: Попова Елена Александровна
г. Воронеж 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_deti_s_ovz.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №27"
Доклад на тему:
«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
Подготовила: Попова Елена Александровна
г. Воронеж
2020 г.
В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке. В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
Познакомимся с принятыми нарушениями. Всего их 9 категорий лиц с недостатками развития:
- неслышащие (глухие),
- слабослышащие,
- незрячие,
- слабовидящие,
- лица с нарушениями речи,
- умственно отсталые,
- лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития,
- лица с нарушениями опорно - двигательного аппарата,
- лица с нарушениями эмоционально - волевой сферы.
C каждым годом в общеразвивающие учреждения приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу
своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.
Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей, усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся и помогают сотрудникам школы. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка.
Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и их целенаправленное становление в
качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Перечислим далее основные группы условий:
- Материально-техническая база.
В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
Это индивидуальные учебные планы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы. Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.
Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Каждый ребёнок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Для того, чтобы дети с ОВЗ не
отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.
В основу инклюзивного образования положено равное отношение ко всем людям, отсутствие любой дискриминации детей, и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, и не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Инклюзивное образование – это процесс взаимодействия педагога, детей без нарушений и детей с ограниченными возможностями , и цель у них одна - познать и усвоить знания, умения, навыки, социального опыта.
Сразу возникает вопрос: родитель сам определяется в образовательном учреждении?
С детьми ОВЗ, посещающих дошкольное образовательное учреждение выстроен алгоритм действий
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по адаптированной программе;
- Создание развивающей среды для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
- Реализация индивидуальной программы или маршрута на основе заключения городского психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) или Психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ;
- Проведение промежуточной диагностики и анализ результатов;
- Консультирование родителей.
Задачи детского сада в сопровождении детей с ОВЗ:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей);
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; - оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на
формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности,
побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и воспитатель.
Формы взаимодействи.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики; по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий; по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений); по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий; по проведению работы над развитием связной речи, контроль над правильным звукопроизношением; беседа об особенностях работы с леворукими детьми; индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей. Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий;
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия.
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом. Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности. Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях. Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей. Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам,
присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях. Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Учитель-логопед и инструктор по физической культуре.
Формы взаимодействия.
Перспективное планирование коррекционной работы; педагогическая диагностика; взаимодействие на ПМПК; посещение физкультурных занятий; помощь в создании картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, дыхания; планирование и проведение комплексных занятии, спортивных праздников, досугов, развлечений.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание
оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия
родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель - член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей.
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»
2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!»
3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.
4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где
родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.
5. Весь год работает Семейный клуб « Я и мой ребёнок».
6. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
7. Используется интерактивная форма общения через личные сайты педагогов, созданные группы в социальных сетях.
8. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и педагогов.
На базе ДОУ работают консультационные пункты по оказанию методической, консультативной, психологической помощи семьям, такая форма работы дает возможность родителям получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий, формируется педагогическая культура родителей.
В ходе плодотворной совместной работы в течение всего учебного года
дети с ОВЗ, родители и педагоги приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня.
Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.
Вывод по работе с детьми ОВЗ, результат.
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с
ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):
- наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
- принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
- привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...
Доклад "Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве....
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...
Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – зна...
Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – зна...