Карта инновационного педагогического опыта
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КУ «Специализированный Дом ребенка»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
по приобщению к чтению художественной литературы
детей старшего дошкольного возраста средствами
познавательно-исследовательской деятельности
воспитатель
Лысенко Анна Юрьевна
Г.Урай , 2016 г.
1
1.Формальные параметры:
1.1.Наименование | Проект "Пришли мне чтения доброго" по | ||||
педагогического опыта. | приобщению к чтению художественной литературы | ||||
детей старшего дошкольного возраста средствами | |||||
познавательно-исследовательской деятельности . | |||||
1.2.Автор – разработчик | Лысенко Анна Юрьевна | ||||
педагогического опыта. | |||||
1.3.Тип | и | вид | КУ «Специализированный Дом ребенка» | ||
представляемого | |||||
образовательного | |||||
учреждения. | |||||
1.4.Период | Инновационный проект, | практико-ориентированный, | |||
формирования | и | рассчитан на детей старшего дошкольного возраста | |||
функционирования | (5-7 лет). | ||||
педагогического | Период формирования проекта 2013 – 2014 учебный | ||||
опыта. | год, период практической реализации 2015-2016 | ||||
годы. | |||||
2.Содержательные параметры: | |||||
2.1.Актуальность | Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения | ||||
педагогического | опыта. | интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей | |||
Признаки | актуальности | деятельности человека. Аудио- и видеотехника, | |||
(соотнесенность | с | дающая готовые слуховые и зрительные образы, | |||
социально- | особым способом воздействующая на людей, | ||||
образовательным | ослабила интерес к книге и желание работать с ней: | ||||
заказом, | проводимой | ведь книга требует систематического чтения, | |||
политикой | в области в | напряжения мысли. | В своей статье «Россия: | ||
образования | и | национальный | вопрос» | президент В. В. Путин, | |
востребованность | в | говорит о том, что «наша нация всегда была | |||
практике). | читающей нацией», однако в последние годы уровень | ||||
интереса к чтению резко упал. Современные дети | |||||
предпочитают | книге | просмотртелевизора, | |||
компьютерные игры. Как результат, школьники не | |||||
любят, не хотят читать. |
- ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений
- представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
2
Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни
необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного
- эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
3
Вводят ребенка в мир книги родители и воспитатели детского сада. А библиотека и школа являются последующим этапом формирования читателя. В детском саду решают задачу приобщения детей к книге, рождение у них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Таким образом, важно признать процесс приобщения
- чтению определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении детской личности.
Многочисленные исследования в области восприятия детской художественной литературы (Гуревич Л.М., Логиновой В.И., Гриценко З.А., Ушакова О.В. и др.)
показывают, что ребенок дошкольного возраста не в
состоянии разобраться в смысле, а тем более нюансах текста, поэтому необходимо целенаправленное руководство по восприятию
художественного произведения, помощь в анализе, обдумывании прочитанного. Взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия книги (усвоение сюжетной линии) до системного уровня (понимания богатства, содержания и формы произведения), который помогает воздействовать на личность маленького человека, формировать ее. Без данного руководства , дети становясь старше, теряют интерес к художественной литературе.
Так, наблюдение за детьми своей группы (старший возраст) в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое
свободное время | рассматриванием книг в книжном | |||||
уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес | ||||||
слушания | художественных | произведений, | дети | |||
затрудняются | объяснить | причины поступков | ||||
героев, | имеют слабое | представление, зачем нужны | ||||
книги | и откуда | они | берутся. | Многие дети | не | |
различают | жанры художественных произведений |
(народные, авторские сказки, рассказы, стихи),
затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи. Анализируя причины полученных результатов,
изучив подходы реализуемой в ДОУ образовательной
4
программы «Из детства - в отрочество» по приобщению детей к чтению художественной литературы, я столкнулась с тем, что несмотря на то, что в программе ставится задача по ознакомлению детей с художественной литературой для решения
принципиальной установки – сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства, но недостаточно представлены методы и приемы по формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.
Анализ психолого-педагогической литературы, программно-методических материалов, изучение практики по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста позволили увидеть следующие противоречия:
- между необходимостью, сегодня прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя и отсутствием в
основной общеобразовательной программе, реализуемой в ДОУ разнообразия методов и приемов, которые позволили бы приобщать
дошкольников к чтению художественной литературы;
- между большим познавательным потенциалом книги для расширения детского кругозора и недостаточностью использования познавательно-исследовательской деятельности при реализации образовательной деятельности по приобщению детей к книге.
ВсоответствиисприказомМинистерства
образования от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие
федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» воспитание и развитие
детей осуществляется через реализацию содержания программы по образовательным
областям, одна из которых «Чтение художественной литературы». Впервые чтение выделяется как
самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. Художественная литература перестает играть прикладную роль в
системе воспитания и обучения детей. | |||
Содержание образовательной | области "Чтение | ||
художественной | литературы" | направлено | на |
5 |
формирования интереса и потребности в | чтении | |||||||||||||
(восприятии) книг. При этом работа по приобщению | ||||||||||||||
детей к чтению художественной литературы | ||||||||||||||
строиться с учетом принципа интеграции с другими | ||||||||||||||
образовательными областями | в соответствии с | их | ||||||||||||
возможностями. | ||||||||||||||
Учитывая выше | изложенные | факты, | в | нашем | ||||||||||
дошкольном | учреждении возникла необходимость | |||||||||||||
поиска новых форм, | методов и | средств обучения | и | |||||||||||
разработке проекта | по приобщению к | чтению | ||||||||||||
художественной | литературы | детей | старшего | |||||||||||
дошкольного возраста средствами познавательно- | ||||||||||||||
исследовательской | деятельности. | Результатом | ||||||||||||
работы стало создание практико – ориентированного | ||||||||||||||
проекта для детей старшего дошкольного возраста | ||||||||||||||
«Пришли мне чтения доброго». | ||||||||||||||
2.2.Содержательная | В | основе | проекта | лежит разработанная | система | |||||||||
форма | представления | работы | по | приобщению | детей | к | чтению | |||||||
педагогического | опыта | художественной | литературы | средствами | ||||||||||
(программа, | проект, | познавательно-исследовательской | деятельности, | |||||||||||
технология, методика и | включающая в себя следующие этапы работы: | |||||||||||||
т.д.). | Доказательная | 1 этап - создание предметно-развивающей среды в | ||||||||||||
характеристика | группе, | |||||||||||||
соответствия | на | данном | этапе | проводилась | работа | по | ||||||||
представленного | опыта | оформлению | книжных уголков | (в соответствии с | ||||||||||
той или иной форме. | требованиями реализуемой программы "Из детства - |
- отрочество", технологии З.А.Гриценко), которые имеют следующее содержание:
- наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
▪ разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги);
- наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки – игрушки, книжки – картинки, книжки – вырубки, книжки - панорамы);
- в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки «Полочки умных книг», «Читаем сами».
на третьем этаже детского сада была оформлена
библиотека для проведения специальных
"библиотечных занятий", выставок которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных
сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.).
6
- этап -основной (деятельностный)
на данном этапе осуществляется образовательная
работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на приобщение детей к чтению художественной литературы по технологии «Пришли мне чтения доброго», автором которой
является Зинаида Александровна Гриценко.
Знакомство детей с детской литературой осуществляется на занятиях разного вида:
тематические, теоретические, творческие, аналитические.
На данном этапе, одновременно с ознакомлением
детей с художественными произведениями
реализуется познавательно-исследовательский проект «Откуда пришла книга», как один из современных методов приобщения детей к художественной литературе, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. При ознакомлении детей с художественной литературой активно используется метод наглядного моделирования (по рекомендациям О.В.Ушаковой), мнемотехники (по Т.В. Большевой).
3 этап -заключительный (презентация результатов) на данном этапе организуется мероприятия совместно с родителями, городской детской
библиотекой (смотры- конкурсы, выставки, театрализованные постановки).
Методическое сопровождение проекта включает:
- разработанное перспективное планирование по
ознакомлению детей с художественной литературой с учетом интеграции образовательных областей (по рекомендациям Ушаковой О.В., Гриценко З.А.);
- разработанный познавательно-исследовательский проект «Откуда пришла книга?»;
- конспекты занятий по ознакомлению детей с
художественной литературой, заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники;
- разработанный мониторинг по образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- методические рекомендации для воспитателей по
использованию мнемотехники в процессе приобщения детей к чтению художественной литературы;
7
- конспекты литературных викторин и театральных постановок по литературным произведениям к групповой традиции «Театральная пятница».
Содержательная часть проекта раскрыта достаточно полно в рамках требований к объему работы. Указана цель и задачи, определен комплекс педагогических условий обеспечивающих формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Представленная работа соответствует основным требованиям:
- наличие значимой проблемы: поиск новых методов и приемов в организации образовательной работы по приобщению детей к чтению;
- просматривается практическая и познавательная значимость полученных результатов: повышается интерес к чтению художественной литературы, у детей формируются представления о создании книг, их значимости.
Содержаниепроектадостаточноконкретно,
структурировано, учтен принцип последовательности; -проанализированы и отобраны методы и приемы познавательно-исследовательской деятельности,
- оформлен конечный результат в виде тематического плана, методических рекомендаций; а также мониторинга оценки уровня развития детей по образовательной области «Чтение художественной литературы».
2.3.Инновационная | Инновационная направленность (новизна) опыта | ||||||||
направленность | состоит в том, что: | ||||||||
педагогического | опыта | - | для | достижения | поставленной | цели | |||
(новизна | спроектирована | система работы по приобщению | |||||||
педагогического опыта). | детей старшего дошкольного возраста к чтению | ||||||||
Соответствие | художественной литературы. | ||||||||
педагогического | опыта | При | организации | образовательной | деятельности | ||||
критериям инновации. | воспитателя с детьми создаются условия для | ||||||||
Содержательная | повышения интереса детей к книге, уровня | ||||||||
интерпретация | этих | представления о значении книги в жизни человека, о | |||||||
критериев. | том, как она создается, о жанрах художественных | ||||||||
произведений за счет использования познавательно- | |||||||||
исследовательских методов и приемов. | |||||||||
-одним из важнейших принципов представленной | |||||||||
системы | является деятельностный подход. Он | ||||||||
формирует | познавательную | активность | |||||||
дошкольников, | практические | и | творческие | ||||||
8 |
способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через
включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность;
- представленная работа составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить
- решении задач приобщения детей к чтению
художественной литературы аспекты разных видов | ||||||||||||||
деятельности | (познавательно-исследовательской, | |||||||||||||
изобразительной, | художественно-речевой, | |||||||||||||
музыкально-эстетической деятельности), а также в | ||||||||||||||
соответствии с ФГТ к условиям реализации основой | ||||||||||||||
общеобразовательной | программы | дошкольного | ||||||||||||
образования. | ||||||||||||||
2.4. Методологическая | В основу содержания проекта | положены ведущие | ||||||||||||
база | педагогического | дидактические | принципы, | актуальные | для | |||||||||
опыта. | современного дошкольного образования: | |||||||||||||
Методологические | принцип личностно-ориентированного общения – | |||||||||||||
основания | (подходы | и | личностно-ориентированный подход в воспитании, | |||||||||||
принципы), положенные | создание | атмосферы | доброжелательности | и | ||||||||||
в | основу | взаимопонимания; | в | процессе | общения педагог | |||||||||
проектирования | опыта. | выступает как активный соучастник | художественно- | |||||||||||
Ключевые | понятия | и | речевой | деятельности; партнерство, | соучастие и | |||||||||
термины, определяющие | взаимодействие – приоритетные формы общения | |||||||||||||
содержательную | основу | педагога с детьми; | ||||||||||||
опыта. | Основные | принцип | полноты | и | целостности | - | ||||||||
теории, | использованные | подразумевающий | совокупность | знаний | ||||||||||
для | проектирования | художественных произведений и их использование в | ||||||||||||
педагогического опыта. | различныхвидахдетскойдеятельности,их | |||||||||||||
органическую взаимосвязь; | ||||||||||||||
принцип | системности | - | обеспечивающий | |||||||||||
организацию | процесса | художественно-речевой | ||||||||||||
деятельности | на | основе | взаимодействия | его | ||||||||||
компонентов (цель, содержание, средства, результат); | ||||||||||||||
принцип | развивающего | обучения | - | |||||||||||
ориентирующий педагога на зону ближайшего | ||||||||||||||
развития каждого ребенка; | ||||||||||||||
принцип наглядности - широкое представление | ||||||||||||||
соответствующей | изучаемому | материалу | ||||||||||||
наглядности: | иллюстрации, | наглядное | ||||||||||||
моделирование | на | основе | использования | |||||||||||
мнемотехники; | ||||||||||||||
принцип | последовательности | предполагает | ||||||||||||
планирование | изучаемого | материала | ||||||||||||
последовательно, чтобы дети осваивали умения и | ||||||||||||||
9 |
навыки постепенно (от простого к сложному); принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
принцип ориентации на взаимосвязь с игровой
деятельностью – выражается в том, что при
организации работы по приобщению детей к
художественной литературе широко используются
игровые технологии, игровые дидактические
пособия, театрализованные игры;
принцип интеграции позволяет осуществлять
образовательную работу с детьми на основе
комплексно-тематического единства с интеграцией
образовательной области «Чтение художественной
литературы» во все образовательные области
принцип целостности предполагает соблюдение
единства обучения, воспитания и развития, с одной
стороны, и системность, с другой;
принцип деятельностного подхода – любые знания
приобретаются ребенком во время собственной
активной деятельности, через включение его в
совместную деятельность с педагогом;
принцип культуросообразности реализуется
посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.
В основу разработки проекта легли методологические подходы по приобщению детей к чтению художественной литературы З.А.Гриценко, О.В.Ушаковой. Принципиальными установками при организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к художественной литературе является:
- формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства;
- анализ художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение простейших
теоретических понятий, дающих представление об особенностях произведения
(эпитет, сравнение, ритм, рифма и др.)
Педагог Логинова В.И. утверждает, что уже с дошкольного возраста необходимо у ребенка вырабатывать модель его поведения при чтении художественной литературы, прежде всего научить ребенка слушать. Необходимо учить ребенка
10
относиться к книге, как к ценности: правильно держать в руках, перелистывать, знать ее место на
книжной полке, ее название и автора. Это необходимо делать, чтобы воспитывать грамотного читателя.
Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности.
Грамотный читатель (по С.Я.Маршаку) – это читатель, понимающий смысл текста, авторский
замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу.
- процессе приобщения ребенка – дошкольника к
книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста.
Восприятие–этотворческийпроцесс,
начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. Поэтому необходимо готовить детей к восприятию текста, создавать соответствующий настрой на слушание. Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л.Выготский), необходимо ему помогать в анализе, обдумывании прочитанного, при необходимости корректировать его восприятие.
Знакомство детей с книгой осуществляется через организацию непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой один раз в неделю, помимо этого ежедневно организуется чтения в свободной форме.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
∙ Тематические (чтение, в процессе которого дети
приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети
знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
∙ Творческие(чтение, | впроцессе | которого |
развивается | творческий | потенциал |
дошкольников); | ||
11 |
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется. Так, вначале проводятся тематические занятия. Затем проводятся аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
При проведении тематических занятий прежде всего решается задача закрепления умения слушать чтение книги, умения правильно обращаться с ней. Детям даются представления о том, как создается книга: знакомятся с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». Дети знакомятся с составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет. На доступном для детей уровне даются представления о процессе создания художественного произведения.
На теоретических и аналитических занятиях на
доступном для детей уровне осуществляется знакомство детей с такими понятиями, как – сравнение (сопоставление одного предмета или
явления с другим), эпитет - красочное определение, придающее повествованию
живость, эмоциональность, выразительность, олицетворением и другие..
В процессе проведения данного вида занятий
происходит знакомство детей с жанрами художественных произведений, их особенностями (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки, пословицы, считалки фольклорные произведения -
былины, пестушки, колыбельные другие). Осуществляется работа по ознакомлению детей с биографиями поэтов и писателей, детям показывается, как отдельные факты жизни писателей отражаются в их произведениях, продолжается знакомство с историей создания произведения.
Знакомство детей с художественными
произведениями осуществляется и в
театрализованной деятельности, где дети знакомятся с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица», «ремарка». Вместе с педагогом дети инсценируют произведения, при
12
этом оформляя сцену к инсценировке знакомятся с профессиями театра - художники - декораторы, художники по костюмам, костюмер, билетер.
При проведении творческих занятий используются задания для развития образного мышления детей, их творческого развития: дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку; предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам; нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ
по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов и др.
Решение задач данного проекта осуществляется
средствами познавательно-исследовательской деятельности, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
Познавательно-исследовательская деятельность -
понимается как активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В старшем
дошкольном | возрасте | познавательно- | |||
исследовательская | деятельность | вычленяется в | |||
особую | деятельность | ребенка | со | своими |
познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте она в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем,
как?). В процессе приобщения детей к
художественной литературе используются следующие формы и методы познавательно-
исследовательской деятельности: наглядное моделирование - мнемотехника, метод проектной деятельности, экскурсии, игры с правилами, экспериментирование).
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система методов и
приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти, мышления, внимания, воображения.
13
14
Проектная | деятельность | – | это | создание | |||||||||||
воспитателем | условий, | позволяющих | детям | ||||||||||||
самостоятельно или совместно со взрослым | |||||||||||||||
открывать новый практический опыт, добывать его | |||||||||||||||
экспериментальным, | поисковым | путем, | |||||||||||||
анализировать его и преобразовывать. | |||||||||||||||
Метод | проектов | (по | Н.Ю.Пахомовой) | включает | |||||||||||
следующие этапы: погружение в проект; организация | |||||||||||||||
деятельности; | осуществление | деятельности; | |||||||||||||
презентация результатов. | |||||||||||||||
2.5. | Педагогическая | В | представленном | опыте | определены | ||||||||||
целесообразность | организационно-педагогические | особенности | |||||||||||||
педагогического | опыта. | образовательного процесса по приобщению детей | |||||||||||||
Характеристика | старшегодошкольноговозраста, разработано | ||||||||||||||
ключевых | элементов, | методическое обеспечение для реализации проекта, | |||||||||||||
определяющих | отобраны | дидактические игры для детей старшего | |||||||||||||
смысловую | дошкольного возраста, составлено перспективное | ||||||||||||||
направленность | планирование | по ознакомлению с художественной | |||||||||||||
педагогического | опыта. | литературой | с использованием методов и приемов | ||||||||||||
Цели, | задачи, | познавательно-исследовательской | деятельности | ||||||||||||
содержание | и | его | (моделирование, метод проектов, экскурсии, игры с | ||||||||||||
представление, | формы, | правилами, экспериментирование). Для оценки | |||||||||||||
методы | и | средства | уровня | развития | по | образовательной | области | ||||||||
педагогического работы. | «Чтение художественной литературы» | детей | |||||||||||||
Соответствие | старшего | дошкольного | возраста | выделены | |||||||||||
содержательных | показатели и критерии, разработан тестовый | ||||||||||||||
элементов | заявленного | вопросник. | |||||||||||||
опыта | требования | Цель проекта: приобщение детей старшего | |||||||||||||
педагогической науки. | дошкольного возраста к чтению художественной | ||||||||||||||
литературы,воспитаниеграмотногочитателя | |||||||||||||||
средствами форм и методов познавательно- | |||||||||||||||
исследовательской деятельности. | |||||||||||||||
Реализация | поставленной | цели | осуществляется | ||||||||||||
через решение следующих задач: | |||||||||||||||
1 блок задач - «Организация образовательной работы |
- детьми»:
- формировать у детей интерес к книге;
∙ | формировать | представления | об | истории | ||
возникновения первых книг; о том, как создается | ||||||
∙ | книга; | |||||
способствовать | формированию | у | детей | |||
представлений | о | жанровом | разнообразии | |||
художественных произведений, их отличительных | ||||||
∙ | особенностях; | |||||
способствовать | правильному (соответственно |
авторскому замыслу) восприятию детьми детской литературы;
- формировать у детей умения использовать знаково-символические средства предоставления информации, способствующие эффективному
запоминанию содержания художественного текста, его последовательное воспроизведение;
- способствовать развитию творческого потенциала дошкольников.
- блок задач - «Организация образовательной работы с семьей».
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественных произведений.
-консультации;
-мастер- классы;;
- участие в совместных мероприятиях.
2 блок задач - «Организация образовательной работы с педагогами».
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах приобщения детей к чтению художественных произведений.
- консультации, мастер-классы; - методические рекомендации.
В проекте отмечается логическое соответствие поставленных целей и задач выбранной методике их
реализации. Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и
практических методов:широкое использование
театрализованных и словесных игр и игровых упражнений; беседы уточняющего, познавательного характера, наглядное моделирование.
Содержание раскрывается в перспективном
планировании. Содержательные моменты соответствуют, в частности Федеральным
государственным требованиям к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» (образовательная область «Чтение художественной литературы»).
Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации
проекта. | Полученные | результаты | позволяют |
свидетельствоватьоб | эффективностиданного | ||
проекта: увеличивается доля детей, | проявляющих | ||
15 |
интерес | к | чтению в | свободной самостоятельной | |||||||||||||
деятельности, | у | детей | проявляется | устойчивый | ||||||||||||
интерес слушания | художественных | произведений, | ||||||||||||||
дети | объясняют причины поступков героев, имеют | |||||||||||||||
представление, зачем нужны книги и откуда они | ||||||||||||||||
берутся. Дети | различают | жанры художественных | ||||||||||||||
произведений, их отличительные особенности. Дети | ||||||||||||||||
называют | знакомые им | сказки, | рассказы, | их | ||||||||||||
авторов, читают наизусть стихи. При пересказе | ||||||||||||||||
используют мнемодорожки, мнемотаблицы. | ||||||||||||||||
Также, воспитанники ежегодно | участвуют в смотрах | |||||||||||||||
–конкурсах чтецов, конкурсах детских работ на | ||||||||||||||||
выявление и развитие одаренности внутрисадового, | ||||||||||||||||
городского, всероссийского уровней, увеличивается | ||||||||||||||||
количество победителей и призеров. | ||||||||||||||||
2.6. | Психологическая | Основными субъектами реализации педагогического | ||||||||||||||
целесообразность | проекта являются дети, родители и воспитатели. | |||||||||||||||
педагогического | опыта. | Следует | отметить, | что | результат | проекта | ||||||||||
Основные | субъекты, | ориентирован главным образом на интересы самих | ||||||||||||||
вовлеченные | в | участников (детей, родителей). Проект | разработан с | |||||||||||||
осуществление | учетом возрастных и индивидуальных особенностей | |||||||||||||||
педагогического | опыта | детей старшего дошкольного возраста, позволяет | ||||||||||||||
и для | которых | данный | проводить | работу по изучению материала от более | ||||||||||||
опыт | предназначен. | общего к более частному, с учетом зоны актуального | ||||||||||||||
Учет | возрастных | и | ближайшего развития каждого ребенка, способствует | |||||||||||||
индивидуальных | тому, чтобы содержание обучения отвечало детским | |||||||||||||||
особенностей | возможностям, их любознательности. | |||||||||||||||
обучающихся | ||||||||||||||||
(воспитанников). | ||||||||||||||||
2.7. | Социальная | Основная цель педагогического опыта в контексте | ||||||||||||||
направленность | социальной | направленности | рассматривается | как | ||||||||||||
педагогического | опыта. | возможность | взаимодействия с городской детской | |||||||||||||
Направленность | библиотекой «Читай - город» по вопросу приобщения | |||||||||||||||
педагогического | опыта | детей к художественной литературе, проведение | ||||||||||||||
на обеспечение паритета | совместных мероприятий познавательного характера, | |||||||||||||||
образования и | здоровья | участие воспитанников и их родителей в | ||||||||||||||
обучающихся | библиотечных выставках, конкурсах. | |||||||||||||||
(воспитанников). | Воспитание в дошкольнике грамотного читателя, | |||||||||||||||
Возможность | формирование умений и навыков в процессе | |||||||||||||||
профессиональной | приобщения детей к художественной литературе, | |||||||||||||||
самореализации | способствуют | обеспечению | успешных | стартовых | ||||||||||||
педагогов, участвующих | возможностей | в дальнейшем обучении | в школе. |
- реализации данного Дети, проявляющие интерес к книге отличатся
опыта.грамотной, хорошо развитой, образной речью (как
устной, так и письменной), интеллектуально развиты, проявляют познавательный интерес, умеют занять
16
себя делом. | ||||||||||||||
Воспитанники | и | их | родители | активно | ||||||||||
привлекаются | к | участию | в | художественно- | ||||||||||
творческой деятельности через участие в выставках, | ||||||||||||||
конкурсах | детского изобразительного | творчества | ||||||||||||
разного | уровня | (внутрисадовых, | городских, | |||||||||||
региональных. всероссийских). Родители детей | ||||||||||||||
детского сада принимают активное участие в | ||||||||||||||
ежегодно организуемой | акции «Пришли мне чтения | |||||||||||||
доброго», пополняя библиотеку детского сада, | ||||||||||||||
книжные уголки групп новой художественной и | ||||||||||||||
познавательной литературой. | ||||||||||||||
Проект | предоставляет | возможность | для | |||||||||||
профессиональной реализации педагога, позволяет | ||||||||||||||
проявить | такие | профессиональные качества | как, | |||||||||||
умение планировать, анализировать, наблюдать, | ||||||||||||||
выбирать способы реализации целей и т.д. Основным | ||||||||||||||
средством | педагогического | воздействия | для | |||||||||||
осуществления | реализуемых | задач | выступает | |||||||||||
общение с воспитанниками. | ||||||||||||||
2.8. Воспроизводимость | Разработано | перспективное | планирование | по | ||||||||||
педагогического | опыта. | ознакомлению | детей | с | художественной | |||||||||
Наличие | материалов, | литературой | с | учетом | интеграции | |||||||||
подтверждающих | образовательных областей; | |||||||||||||
использование | данного | - разработан познавательно-исследовательский | ||||||||||||
опыта | другими | проект «Откуда пришла книга?»; | ||||||||||||
педагогами. | Оценка | - конспекты занятий по ознакомлению детей с | ||||||||||||
возможности | художественной | литературой, | заучиванию | |||||||||||
воспроизведения | стихотворений с помощью мнемотехники; | |||||||||||||
педагогического | опыта. | |||||||||||||
- разработан | мониторинг | по | образовательной | |||||||||||
Экономическая | области «Чтение художественной литературы»; | |||||||||||||
эффективность | ||||||||||||||
- методические рекомендации для воспитателей по | ||||||||||||||
педагогического | опыта | |||||||||||||
использованию | мнемотехники | в | процессе | |||||||||||
(соотнесение затрат | на | приобщения детей к чтению художественной | ||||||||||||
его воспроизведение | с | литературы; | ||||||||||||
педагогической | - конспекты литературных викторин и театральных | |||||||||||||
отдачей). | Ареал | |||||||||||||
воспроизведения | постановок | по | литературным произведениям к | |||||||||||
групповой традиции «Театральная пятница». | ||||||||||||||
педагогического | опыта | |||||||||||||
(возможность | его | Программно - методическое обеспечение проекта, | ||||||||||||
позволит воспроизводить данный опыт другим | ||||||||||||||
воспроизведения | на | |||||||||||||
уровне | педагогам, как в нашем детском саду, так и в других | |||||||||||||
образовательных учреждениях. | ||||||||||||||
образовательного | ||||||||||||||
учреждения, | ||||||||||||||
муниципальной, | ||||||||||||||
областной | или | |||||||||||||
17 |
федеральной | ||||
образовательной | ||||
системы). | ||||
2.9. | Ресурсное | Информационные: педагогический мониторинг | ||
обеспечение | проводится2разавгод;обобщениеи | |||
педагогического опыта. | распространение | педагогического | опыта через | |
Характеристика | проведение открытых занятий, выступления на | |||
минимальных | педагогических советах, семинарах. | |||
требований к кадровому, | Программно-методическое: разработана система | |||
учебно-методическому, | работы по приобщению детей к художественной | |||
материально- | литературе, включающая в себя перспективные | |||
техническому и т.д. | планы, конспекты занятий по ознакомлению детей с | |||
обеспечению. | художественной | литературой, | заучиванию | |
стихотворений с помощью мнемотехники; |
- мониторинг по образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- методические рекомендации для воспитателей по
использованию мнемотехники в процессе приобщения детей к чтению художественной литературы;
- конспекты литературных викторин и театральных постановок по литературным произведениям к групповой традиции «Театральная пятница».
Материально-техническое:создание
художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжные уголки (в соответствии с требованиями реализуемой программы "Из детства - в отрочество", в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки «Полочки умных книг», «Читаем сами». На третьем этаже детского сада оформлена библиотека для проведения специальных "библиотечных занятий", выставок.
3.Результативные параметры:
3.1. | Эффективность | Реализация данного проекта | позволила | повысить | |||
педагогического опыта с | уровень познавательно-речевого развития | детей на | |||||
точки | зрения | 18% и | составил | 62%; | количество | детей, | |
полученных | проявляющих | интерес | к | художественной | |||
результатов. | литературе | повысился на | 15%, | на 20% возрос | |||
Направленность данного | уровень умений у детей различать жанры | ||||||
опыта | на улучшение, | художественных произведений. Дети самостоятельно | |||||
существенное | рассказывают знакомые сказки, | рассказы, стихи, | |||||
обогащение, | называют их авторов, участвуют в инсценировках | ||||||
кардинальное | знакомых произведений. | ||||||
преобразование | Мои воспитанники являются активными участниками | ||||||
существующей | конкурсов | городского и всероссийского уровней. За | |||||
18 |
образовательной | последние пять лет на 10% увеличилось количество | |||||||||||||
ситуации. | Обоснование | детей, привлекаемых к участию в выставках и | ||||||||||||
эффективности | конкурсах. | |||||||||||||
инновационного | ||||||||||||||
педагогического опыта с | ||||||||||||||
точки | зрения | |||||||||||||
возможности | ||||||||||||||
формирования | у | |||||||||||||
обучающихся | ||||||||||||||
(воспитанников) | ||||||||||||||
предметных, | ||||||||||||||
метапредметных | и | |||||||||||||
личностных | ||||||||||||||
результатов. | ||||||||||||||
3.2. | Распространение | Педагогический опыт | в области повышения качества | |||||||||||
педагогического | опыта. | образования и воспитания активно представляется на | ||||||||||||
Наличие | материалов, | городских методических объединениях воспитателей | ||||||||||||
подтверждающих | дошкольных | образовательных | учреждений, | |||||||||||
обобщение | и | транслируется через Интернет ресурсы: в 2015 году | ||||||||||||
распространение | опыт | работы | представлен | на | городском | |||||||||
педагогического опыта в | методическом | объединении | воспитателей | по | ||||||||||
рамках | направлению: «Развитие форм педагогического | |||||||||||||
профессионального | просвещения родителей по теме: «Организация | |||||||||||||
сообщества | (открытые | работы | в | детском | саду родительского | клуба | ||||||||
учебные | занятия, | «Будущий первоклассник»; | в 2016 году опыт работы | |||||||||||
мастер-классы, | по теме: «Использование метода проектной | |||||||||||||
выступления | на | деятельности, как средство приобщения детей к | ||||||||||||
семинарах, | художественной литературе, взаимодействия с | |||||||||||||
презентациях, | семьей» | представлен | на | городском методическом | ||||||||||
конференциях, | круглых | объединении | воспитателей | по | направлению | |||||||||
столах, | курсах | «Формирование потребности у детей к чтению | ||||||||||||
повышения | художественной литературы»; | |||||||||||||
квалификации, | в рамках | Осуществляю сетевое взаимодействие | с педагогами | |||||||||||
которых | образовательных учреждений города, опыт работы по | |||||||||||||
демонстрировался | приобщению детей к художественной литературе. | |||||||||||||
данный | педагогический | |||||||||||||
опыт), | а | также | ||||||||||||
признание | опыта | |||||||||||||
педагогическим | ||||||||||||||
сообществом | (наличие | |||||||||||||
призовых | мест | в | ||||||||||||
профессиональных | ||||||||||||||
конкурсах). | ||||||||||||||
3.3. | Стабильность | В мае 2016 года был проведен итоговый мониторинг, | ||||||||||||
педагогической | являющийся | заключительным | этапом | реализации | ||||||||||
эффективности | проекта. | Он | подтвердил | педагогическую | ||||||||||
19 |
заявленного | опыта. | эффективность данного опыта. Мониторинг по | |||||||||||||||||||||||
Обоснование | выявлению | уровня | развития | детей | по | ||||||||||||||||||||
стабильности | образовательной области «Чтение художественной | ||||||||||||||||||||||||
показателей, | литературы» выявил достигнутые результаты: | ||||||||||||||||||||||||
характеризующих | ∙ | Дети | проявляют | интерес | к | чтению | в | ||||||||||||||||||
эффективность | свободной самостоятельной деятельности, | ||||||||||||||||||||||||
педагогического | опыта | ∙ | у детей | проявляется | устойчивый интерес | ||||||||||||||||||||
на | протяжении | слушания художественных произведений, | |||||||||||||||||||||||
определенного | ∙ | дети | объясняют причины поступков героев, | ||||||||||||||||||||||
количества | лет. | имеют | представление, зачем нужны книги и | ||||||||||||||||||||||
Доказательство | не | откуда они берутся. | |||||||||||||||||||||||
случайности | влияние | ∙ | Дети | различают | жанры | художественных | |||||||||||||||||||
педагогического | опыта | произведений, их отличительные особенности. | |||||||||||||||||||||||
на качество образования | ∙ | ||||||||||||||||||||||||
Дети | называют | знакомые | им | сказки, | |||||||||||||||||||||
в | образовательном | рассказы, | их авторов, | читают наизусть стихи. | |||||||||||||||||||||
учреждении | (процент | ||||||||||||||||||||||||
При | пересказе | используют | мнемодорожки, | ||||||||||||||||||||||
обучающихся | |||||||||||||||||||||||||
мнемотаблицы. | |||||||||||||||||||||||||
(воспитанников), | |||||||||||||||||||||||||
Сравнительные | анализы | мониторинга | по | годам | |||||||||||||||||||||
освоивших | |||||||||||||||||||||||||
показывают | стабильную | динамику | роста | уровня | |||||||||||||||||||||
образовательные | |||||||||||||||||||||||||
развития детей по образовательной области «Чтение | |||||||||||||||||||||||||
программы | (% | от | |||||||||||||||||||||||
художественной литературы»: | |||||||||||||||||||||||||
количества | |||||||||||||||||||||||||
2013-2014г. | 2014-2015г. | 2015-2016г. | |||||||||||||||||||||||
обучающихся | |||||||||||||||||||||||||
1.Проявление | 23% | 35% | 56% | ||||||||||||||||||||||
(воспитанников), | интереса к книге | ||||||||||||||||||||||||
2.Представления о | 15% | 40% | 72% | ||||||||||||||||||||||
обучаемых | педагогом, | ||||||||||||||||||||||||
книге | |||||||||||||||||||||||||
рейтинг | учащихся | по | 3. Умение | 10% | 35% | 68% | |||||||||||||||||||
анализировать | |||||||||||||||||||||||||
результатам | |||||||||||||||||||||||||
содержание | |||||||||||||||||||||||||
государственной | худ.текста | ||||||||||||||||||||||||
4.Способность | 35% | 45% | 75% | ||||||||||||||||||||||
(итоговой) аттестации и | |||||||||||||||||||||||||
решать творческие | |||||||||||||||||||||||||
единого | регионального | задачи | |||||||||||||||||||||||
экзамена и пр.) | |||||||||||||||||||||||||
3.4. | Репрезентативность | Репрезентативность | внедрения | данного | |||||||||||||||||||||
внедрения | педагогического опыта заключается в том, что 50% | ||||||||||||||||||||||||
педагогического | опыта. | педагогов | используют | данный | опыт | в | |||||||||||||||||||
Количественные | образовательном процессе, 47% воспитанников | ||||||||||||||||||||||||
показатели | участия | детского сада ежегодно принимают участие в | |||||||||||||||||||||||
педагогов | и | реализации проекта. | |||||||||||||||||||||||
обучающихся | |||||||||||||||||||||||||
(воспитанников) | в | ||||||||||||||||||||||||
осуществлении опыта. | |||||||||||||||||||||||||
3.5. | Публикация | ||||||||||||||||||||||||
педагогического опыта в | Опыт работы педагога по теме «Обеспечение | ||||||||||||||||||||||||
печати. | Отражение | преемственности | между | ДОУ и | школой | по | |||||||||||||||||||
педагогического опыта в | формированию предпосылок учебной деятельности в | ||||||||||||||||||||||||
научно-методических | рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и | ||||||||||||||||||||||||
журналах, | материалах | ФГОС | общего | начального | образования» | ||||||||||||||||||||
20 |
методических и научно- | опубликован в сборнике | всероссийской научно- |
практических | практической конференции | «Традиции и инновации |
конференции, сборниках | в образовательном пространстве России: в условиях | |
и монографиях. | реализации ФГТ и ФГОС». | |
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Карта инновационного педагогического опыта
средний балл по карте -119...
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...
Карта инновационного педагогического опыта
Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение «Сорочата»...