ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ФАНТАЗИИ
рабочая программа (младшая группа)

Лагода Екатерина Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastilinovye_fantazii.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Принята:                                                                                                                                                

Педагогическим советом

от  30.08.  2019г. № 1

Утверждена

Приказом МАДОУ "Золушка"

от 07.09. 2020г.  № 234

 

                                                                                       

Дополнительная общеобразовательная программа                                    художественной направленности                                                                              «Пластилиновые фантазии»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                             

                                                               Воспитатели подготовительной группы:

                                                              Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

                                                              Лагода Екатерина Николаевна

г. Когалым, 2019г.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………………………3

РАЗДЕЛ 2. Характеристика детей 3-4 лет……………………………………….5

РАЗДЕЛ 3. Основные направления работы……………………………………...5

РАЗДЕЛ 4. Содержание программы……………………………………………...8

4.1. Перспективный план работы во второй младшей группе……………….....8

РАЗДЕЛ 5. Литература …………………………………………………..……….16

Раздел 1

Пояснительная записка

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.

 Актуальность программы 

Пластилин является одним из помощников ребёнка в важнейшем для его развития деле, оказывает благотворное влияние на разные стороны формирующейся личности ребёнка он своё. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом.

Цель: Развитие у детей индивидуальных творческих способностей и интереса в процессе занятий пластилинографией.

    Задачи:

Обучающие:

1.Формировать умение следовать устным инструкциям;

2.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции;

5. Дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

1. Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

2.Развивать творческие способности и фантазию детей;

3.Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

1.Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином;

2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы.

РАЗДЕЛ 2.                 Характеристика детей 6-7 лет

Программа кружка предназначена на возраст 3-4 года (2-я младшая группа). В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Под руководством взрослого младшие дошкольники способны вылепить простые предметы. Мелкая моторика рук начинает активно развиваться. Большое значение для ее развития имеет лепка.

РАЗДЕЛ 3.            

Основные направления работы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Принцип наглядности - предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.

2. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей; этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования  материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы работы:

  • беседы;
  • занятия;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • работа с родителями
  • игра;
  • рассматривание иллюстрации  
  • показ образца выполнения последовательности работы
  • оформление выставок.

Методы работы по программе:

1. Наглядные:

  • рассматривание образцов;
  • демонстрация иллюстраций по теме занятия;
  • наблюдение.

2. Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • объяснение и обсуждение хода работы;
  • подбор стихов, пословиц и поговорок  по различным темам.

3. Практические:

  • индивидуальная работа детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • проведение фотовыставок работ воспитанников  в группе.

Ожидаемые результаты освоения Программы

  • Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приемами: надавливание, размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание.
  • Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
  • Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
  • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
  • Самостоятельное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Отличительные особенности Программы

Программа рассчитана на один  год обучения (вторая младшая группа). Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятий 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Критериями отбора является желание детей и возрастной принцип.

Методическое обеспечение

Художественные материалы и оборудование:

  • Магнитная доска
  • Персонажи кукольного театра
  • Ширма настольного театра
  • Раздаточный материал (шаблоны)
  • Демонстрационный материал

Рабочий материал:

  • Пластилин восковой мягкий различных цветов;
  • Пластиковые дощечки;
  • Стеки пластмассовые;
  • Салфетки влажные;
  • Бросовый материал.

Раздел 4   Содержание программы

4.1. Перспективное планирование

Октябрь:

       1 неделя

«Воздушные шары 

Цель: 1) Закрепить у детей умения раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук.

2)Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы

Материал: Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации

2 неделя

 «Жёлтые листочки на деревьях»

Цель: Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

Материал: Картон с нарисованными контурами деревьев, пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов

3 неделя

«Созрели яблочки в саду»

Цель: 1) Развивать умения детей отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

               2) Закрепить умения расплющивать шарики

 Материал: Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук.

4 неделя

 «Цветы в траве» 

Цель: Учить детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Материал: Плотный картон зелёного цвета, пластилин жёлтого, красного цветов; 

5 неделя

«Звёздное небо»

Цель: 1) Учить детей раскатыванию комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

2)Воспитывать умения делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением 

Материал: Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, пластилин жёлтого, белого цветов;

Ноябрь:

1 неделя

 «Бусы для Люси» 

 Цель: 1) Закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

              2) Закреплять знание о цвете, развивать чувства о ритме.

Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов

2 неделя

«Овощи для засолки»

Цель: 1) Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

          2) Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры,         произвольно располагать их по поверхности.

Материал: Плотный картон пластилин жёлтого, красного цветов

3 неделя:

«Консервируем фрукты: 

Цель: Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания

Материал: Силуэт банки из белого картона полоска фольги, набор фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке.

4 неделя

«Зайчик» 

Цель: 1) Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.

            2)Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

Материал: Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки,

Декабрь:

1 неделя

«Вырастала ёлка на горе»

Цель: Формировать умение детей, передавать характерные особенности внешнего строения ели 

Материал: Плотный картон, пластилин зеленого и коричневого цвета

2 неделя

 «Снеговик»

Цель: Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Материал: Картон темного цвета, белый пластилин

3 неделя

 «Пингвины на льдине»

Цель: 1) Учить детей передавать в лепке характерное строение птицы.

            2) Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

    Силуэт пингвина, пластилин черного и белого цвета

      4 неделя

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

Цель: Упражнять детей в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

Материал: Заготовка елочки, пластилин разного цвета

 Январь:

 2 неделя

     «Улитка, улитка, покажи свои рога»

 Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

             2)Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.  

 Материал: Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилин чёрного и коричневого цветов;

 3 неделя

 «Самолет летит» 

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней

 Материал: Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов;

 4 неделя

«Украсим Кате чашку»

Цель: Упражнять детей в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Материал: Силуэт чашки, пластилин разного цвета

 

Февраль

1 неделя

«Кактус в горшочке»

 Цель: Учить детей использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности.

Материал: Лист картона с приклеенным горшочком, кусочки пластилина зелёного цвета на тарелочке, в тарелочке еловые иголки для колючек.

2 неделя

   «Неваляшка»

Цель: 1) Закреплять умение детей делить кусок пластилина на части при помощи стеки.

           2) Отщипывать небольшие кусочки от целого куска пластилина.

                3) Упражнять детей в умении скатывать шарик из пластилина, прижимать его к листу, украшать с помощью бросового материала свою работу.

Материал: Силуэт неваляшки из картона белого цвета.  Пластилин зеленого, желтого и красного цвета. Бросовый материал: бусины, пуговички, семечки

 3 неделя

«Открытка для папы»

Цель: Учить детей оформлять пластилином заготовку рисунка.

Материал: Картон с изображением военной техники, пластилин разного

                                     цвета.  

  4 неделя

«Бублики- баранки»

Цель: Формировать у детей умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой). 

Материал: Пластилин, стеки, цветной картон, манка, мак, зубочистки

Март

1 неделя

     «Веточка мимозы в подарок маме»

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

Материал: Лист картона с нарисованным контуром веточки мимозы.

2 неделя

«Украсим платье Кате»

Цель: Продолжать формировать у детей умение прикреплять готовую форму на поверхность (силуэт платья)

Материал: Силуэт платья, пластилин разного цвета.

 3 неделя

«Рыбки в аквариуме»

Цель: Формировать у детей умение передавать в процессе лепки характерные особенности рыбок: форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

Материал: Заготовка аквариума, пластилин разного цвета.

4 неделя

     «Ёжик»

 Цель: Закрепить у детей навыки работы с пластилином.

Материал: Плотный картон зелёного цвета, коробка пластилина, силуэт ёжика.

Апрель:

 1 неделя

«Мишка косолапый»

Цель: Научить детей использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры

Материал: Силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов

 2 неделя

    «Мышка-норушка и золотое яичко» 

 Цель: Закреплять умения детей передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием, оттягиванием деталей предмета сплющивание.

Материал: Иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». Пластилин серого желтого цвета

3 неделя

   «Клубочки для котёнка»

Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

            2) Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали

Материал: Картон с силуэтом котёнка, пластилин ярких цветов

4 неделя

    «Цветик - семицветик»

Цель: 1) Формировать у детей умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

2) Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

3) Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.

Материал: Лист картона белого цвета с изображением контура цветка.

5 неделя

«Украсим торт»

Цель: 1) Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.

2) Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями.

Материал: Трафареты из картона круглой формы, пластилин разных цветов.

Май

2 неделя

     «Радуга –дуга»

Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

2) Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

3) Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос

Материал: Картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги.

     3 неделя

   «Бабочка» 

 Цель: Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии.

 Материал: Картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки,

набор пластилина

4 неделя

«Одуванчики»

Цель: Учить детей создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.  

Материал: Картон голубого цвета, пластилин зеленого, желтого цвета

                                                      Литература

1. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

2. Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009

3. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.

4. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. - М.: Эксмо, 2013.

5. Журнал "Веселый пластилин". Первые шаги (№ 1, № 2, № 3, № 4) от 16.06.2014 г.

6. Журнал "Веселый пластилин". Учимся лепить. (Речка. Луг. Море. Африка) от 16.06.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

Дополнительная образовательная программа "Бумажные фантазии"

В дополнительной образовательной программе «Бумажные фантазии» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...

Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

ополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"...