ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ФАНТАЗИИ
рабочая программа (младшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plastilinovye_fantazii.docx | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Принята: Педагогическим советом от 30.08. 2019г. № 1 | Утверждена Приказом МАДОУ "Золушка" от 07.09. 2020г. № 234 |
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Пластилиновые фантазии»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Воспитатели подготовительной группы:
Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна
Лагода Екатерина Николаевна
г. Когалым, 2019г.
Содержание |
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………………………3
РАЗДЕЛ 2. Характеристика детей 3-4 лет……………………………………….5
РАЗДЕЛ 3. Основные направления работы……………………………………...5
РАЗДЕЛ 4. Содержание программы……………………………………………...8
4.1. Перспективный план работы во второй младшей группе……………….....8
РАЗДЕЛ 5. Литература …………………………………………………..……….16
Раздел 1
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы
Пластилин является одним из помощников ребёнка в важнейшем для его развития деле, оказывает благотворное влияние на разные стороны формирующейся личности ребёнка он своё. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом.
Цель: Развитие у детей индивидуальных творческих способностей и интереса в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать умение следовать устным инструкциям;
2.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции;
5. Дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
1. Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
2.Развивать творческие способности и фантазию детей;
3.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
1.Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином;
2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы.
РАЗДЕЛ 2. Характеристика детей 6-7 лет
Программа кружка предназначена на возраст 3-4 года (2-я младшая группа). В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Под руководством взрослого младшие дошкольники способны вылепить простые предметы. Мелкая моторика рук начинает активно развиваться. Большое значение для ее развития имеет лепка.
РАЗДЕЛ 3.
Основные направления работы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Принцип наглядности - предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.
2. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей; этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
Формы работы:
- беседы;
- занятия;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- работа с родителями
- игра;
- рассматривание иллюстрации
- показ образца выполнения последовательности работы
- оформление выставок.
Методы работы по программе:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихов, пословиц и поговорок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение фотовыставок работ воспитанников в группе.
Ожидаемые результаты освоения Программы
- Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приемами: надавливание, размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание.
- Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
- Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
- Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
- Самостоятельное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Отличительные особенности Программы
Программа рассчитана на один год обучения (вторая младшая группа). Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятий 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Критериями отбора является желание детей и возрастной принцип.
Методическое обеспечение
Художественные материалы и оборудование:
- Магнитная доска
- Персонажи кукольного театра
- Ширма настольного театра
- Раздаточный материал (шаблоны)
- Демонстрационный материал
Рабочий материал:
- Пластилин восковой мягкий различных цветов;
- Пластиковые дощечки;
- Стеки пластмассовые;
- Салфетки влажные;
- Бросовый материал.
Раздел 4 Содержание программы
4.1. Перспективное планирование
Октябрь:
1 неделя
«Воздушные шары
Цель: 1) Закрепить у детей умения раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук.
2)Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы
Материал: Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации
2 неделя
«Жёлтые листочки на деревьях»
Цель: Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
Материал: Картон с нарисованными контурами деревьев, пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов
3 неделя
«Созрели яблочки в саду»
Цель: 1) Развивать умения детей отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
2) Закрепить умения расплющивать шарики
Материал: Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук.
4 неделя
«Цветы в траве»
Цель: Учить детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.
Материал: Плотный картон зелёного цвета, пластилин жёлтого, красного цветов;
5 неделя
«Звёздное небо»
Цель: 1) Учить детей раскатыванию комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
2)Воспитывать умения делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением
Материал: Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, пластилин жёлтого, белого цветов;
Ноябрь:
1 неделя
«Бусы для Люси»
Цель: 1) Закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
2) Закреплять знание о цвете, развивать чувства о ритме.
Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов
2 неделя
«Овощи для засолки»
Цель: 1) Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
2) Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
Материал: Плотный картон пластилин жёлтого, красного цветов
3 неделя:
«Консервируем фрукты:
Цель: Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания
Материал: Силуэт банки из белого картона полоска фольги, набор фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке.
4 неделя
«Зайчик»
Цель: 1) Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
2)Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.
Материал: Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки,
Декабрь:
1 неделя
«Вырастала ёлка на горе»
Цель: Формировать умение детей, передавать характерные особенности внешнего строения ели
Материал: Плотный картон, пластилин зеленого и коричневого цвета
2 неделя
«Снеговик»
Цель: Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Материал: Картон темного цвета, белый пластилин
3 неделя
«Пингвины на льдине»
Цель: 1) Учить детей передавать в лепке характерное строение птицы.
2) Развивать творческое воображение, цветовосприятие.
Силуэт пингвина, пластилин черного и белого цвета
4 неделя
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
Цель: Упражнять детей в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
Материал: Заготовка елочки, пластилин разного цвета
Январь:
2 неделя
«Улитка, улитка, покажи свои рога»
Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
2)Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
Материал: Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилин чёрного и коричневого цветов;
3 неделя
«Самолет летит»
Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней
Материал: Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов;
4 неделя
«Украсим Кате чашку»
Цель: Упражнять детей в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Материал: Силуэт чашки, пластилин разного цвета
Февраль
1 неделя
«Кактус в горшочке»
Цель: Учить детей использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности.
Материал: Лист картона с приклеенным горшочком, кусочки пластилина зелёного цвета на тарелочке, в тарелочке еловые иголки для колючек.
2 неделя
«Неваляшка»
Цель: 1) Закреплять умение детей делить кусок пластилина на части при помощи стеки.
2) Отщипывать небольшие кусочки от целого куска пластилина.
3) Упражнять детей в умении скатывать шарик из пластилина, прижимать его к листу, украшать с помощью бросового материала свою работу.
Материал: Силуэт неваляшки из картона белого цвета. Пластилин зеленого, желтого и красного цвета. Бросовый материал: бусины, пуговички, семечки
3 неделя
«Открытка для папы»
Цель: Учить детей оформлять пластилином заготовку рисунка.
Материал: Картон с изображением военной техники, пластилин разного
цвета.
4 неделя
«Бублики- баранки»
Цель: Формировать у детей умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой).
Материал: Пластилин, стеки, цветной картон, манка, мак, зубочистки
Март
1 неделя
«Веточка мимозы в подарок маме»
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
Материал: Лист картона с нарисованным контуром веточки мимозы.
2 неделя
«Украсим платье Кате»
Цель: Продолжать формировать у детей умение прикреплять готовую форму на поверхность (силуэт платья)
Материал: Силуэт платья, пластилин разного цвета.
3 неделя
«Рыбки в аквариуме»
Цель: Формировать у детей умение передавать в процессе лепки характерные особенности рыбок: форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Материал: Заготовка аквариума, пластилин разного цвета.
4 неделя
«Ёжик»
Цель: Закрепить у детей навыки работы с пластилином.
Материал: Плотный картон зелёного цвета, коробка пластилина, силуэт ёжика.
Апрель:
1 неделя
«Мишка косолапый»
Цель: Научить детей использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры
Материал: Силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов
2 неделя
«Мышка-норушка и золотое яичко»
Цель: Закреплять умения детей передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием, оттягиванием деталей предмета сплющивание.
Материал: Иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». Пластилин серого желтого цвета
3 неделя
«Клубочки для котёнка»
Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
2) Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали
Материал: Картон с силуэтом котёнка, пластилин ярких цветов
4 неделя
«Цветик - семицветик»
Цель: 1) Формировать у детей умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
2) Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
3) Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.
Материал: Лист картона белого цвета с изображением контура цветка.
5 неделя
«Украсим торт»
Цель: 1) Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.
2) Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями.
Материал: Трафареты из картона круглой формы, пластилин разных цветов.
Май
2 неделя
«Радуга –дуга»
Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.
2) Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
3) Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос
Материал: Картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги.
3 неделя
«Бабочка»
Цель: Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии.
Материал: Картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки,
набор пластилина
4 неделя
«Одуванчики»
Цель: Учить детей создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
Материал: Картон голубого цвета, пластилин зеленого, желтого цвета
Литература
1. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
3. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
4. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. - М.: Эксмо, 2013.
5. Журнал "Веселый пластилин". Первые шаги (№ 1, № 2, № 3, № 4) от 16.06.2014 г.
6. Журнал "Веселый пластилин". Учимся лепить. (Речка. Луг. Море. Африка) от 16.06.2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...
Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...
Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»
СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...
Дополнительная образовательная программа "Бумажные фантазии"
В дополнительной образовательной программе «Бумажные фантазии» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Цель программы: ознакомить детей с искусством оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...
Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"
ополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"...