Консультация для педагогов по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий.
консультация (старшая группа)
Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.
Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя, художника и др., воспитатель рассказывает о его жизни, используя открытки, фотографии, иллюстрации, презентации.
Во время прогулок с детьми рассматривают ближайшие общественные здания, обращая внимание на особенности архитектуры ( витрины с товарами у магазина, необычная форма у здания кинотеатра и т.п.)
Перед праздником целесообразно провести прогулку по нарядно украшенным улицам, поговорить с детьми о том , как бабушки и дедушки (советские люди) готовились к этому событию. Следует организовать прогулки в центр города , к памятникам героев и возложить цветы. Прочитать произведения художественной литературы, в которой рассказывается о нашей стране, предоставить возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, книги. Педагог помогает воспитанникам отражать полученные впечатления в самостоятельной деятельности.
У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары и др. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую карту Российской Федерации. Ярким фломастером следует выделить Москву и примерное местонахождение города ( поселка), в котором находится детский сад.
Рекомендуется знакомить детей с флагами нашей страны.
Воспитатель знакомит детей с иллюстрациями, открытками, фотографиями, на которых изображены героические сражения и мирные сегодняшние будни солдат. Рассказать, что наши солдаты проходят службу под руководствам офицеров. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище или ВУЗ, много знать, уметь, быть сильным , выносливым смелым, находчивым. Прочитать детям стихотворение А. Барто « На заставе»
Дети узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались и защищали нашу страну от врагов. Прочитать произведение А. Митяева « Почему Армия родная». Рассказывая старшим дошкольникам о нашей стране, о ее людях, необходимо показать патриотизм советских людей, их миролюбие. На одном из занятий прочитать произведение С. Маршака « Рассказ о неизвестном герое»
Составить альбомы фотографий и детских рисунков.
Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями окружающего мира. Знания ребенка о труде строителей, земледельцев, работников транспорта и связи и др. следует формировать в системе.
Необходимо чаще организовывать наблюдения. Предварительно педагог старается вызвать у воспитанников желание утвердиться в своих представлениях, проверить их. «Строители ремонтируют соседний дом,- рассказывает воспитатель.- Красят балконы. Дом многоэтажный. Как же они добираются до верхних этажей?» Выслушав ответы и отметив их противоречивость, он предлагает совершить экскурсию, чтобы понаблюдать труд строителей.
Целевые прогулки на почту, а ателье и др. помогают уточнить представления детей о труде взрослых. На почте, если позволяют условия, следует понаблюдать за работой оператора; побеседовать с почтальоном, дать детям возможность рассмотреть газеты, журналы, которые он доставляет в детский сад.
В целях закрепления у дошкольников знаний о труде работников швейной промышленности необходимо организовать экскурсию в ателье, но предварительно рассмотреть кукольную одежду, обратить внимание детей на фасон, отделку, ткань. В группе должны быть лоскутки различных тканей, пуговицы, иголки, нитки, самодельные альбомы с выкройками одежды. Наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции( закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показать конечный результат труда, его значение. Осознать значимость труда, ребенку помогают беседы и дидактические игры: « Чей труд важнее?», и др.
Знания, полученные детьми на экскурсиях, в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, рассматривания иллюстраций эффективно уточняются и систематизируются в беседах, например: « Легок ли путь хлеба к нашему столу?» « Транспорт нашего города», « Кто работает на стройке?» и др. У детей воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.
Практика показывает, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи глаголы и прилагательные, часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеучебное время следует проводить словестные дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и называния слов обобщающих действия, признаки, например « Что делает?» ( мама –шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит; море-бушует, плещется. Волны- бьются о берег, катятся и др.) « Какой, какое?» ( снег- белый, хрустящий, пушистый, колючий, мокрый), « Узнай предмет по описанию»( Оранжевая, хрустящая, сладкая-морковь)
Эффективными приемами активизации речи во внеучебное время является:
Коллективное обсуждение плана той или иной работы. Например, появилась необходимость почитать книги. Дети договариваются, кто чем займется, предлагают свои варианты;
- помощь ребенка товарищу в обьяснении правил игры;
- поручение детям познакомить новичка с группой и др.
Не все дети на 6-м году жизни произносят шипящие и сонорные звуки, умеют регулировать темп речи. Поэтому следует проводить индивидуальную работу, используя разнообразные игры, чтение ребенком наизусть стихотворений, проговаривание считалок, скороговорок; рассматривать предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые ребенком звуки. Для детей с ослабленным выдохом предусматриваются специальные упражнения: дуть на вертушки, на легкие лодочки в воде, на карандаш, заставлять его перемещаться по гладкой поверхности стола. Развитию фонематического восприятия способствуют дидактические игры типа «Закончи слово», « Радио», « Игры с картинками»
Общаясь с детьми в процессе их разнообразной деятельности, воспитатель должен следить за правильным построением предложений, употреблением слов в нужной грамматической форме, отмечать удачные ответы. Рекомендуетя проводить и специальные упражнения, например « Один начинает - другой продолжает» и др.
На прогулках, во время наблюдений воспитателю следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употребляя их в соответствии с конкретной ситуацией, помогая детям понять их смысл. Организуя самостоятельные игры детей, педагог должен использовать 3-4 варианта считалок.
Развитию связной речи способствуют игры- драматизации. Проказ детьми настольного и кукольного театров, исценировки с игрушками, вечера досуга. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие дети малоразговорчивые, пассивные, застенчивые. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенности в своих силах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий.
Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.
Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя, художника и др., воспитатель рассказывает о его жизни, используя открытки, фотографии, иллюстрации, презентации.
Во время прогулок с детьми рассматривают ближайшие общественные здания, обращая внимание на особенности архитектуры ( витрины с товарами у магазина, необычная форма у здания кинотеатра и т.п.)
Перед праздником целесообразно провести прогулку по нарядно украшенным улицам, поговорить с детьми о том , как бабушки и дедушки (советские люди) готовились к этому событию. Следует организовать прогулки в центр города , к памятникам героев и возложить цветы. Прочитать произведения художественной литературы, в которой рассказывается о нашей стране, предоставить возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, книги. Педагог помогает воспитанникам отражать полученные впечатления в самостоятельной деятельности.
У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары и др. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую карту Российской Федерации. Ярким фломастером следует выделить Москву и примерное местонахождение города ( поселка), в котором находится детский сад.
Рекомендуется знакомить детей с флагами нашей страны.
Воспитатель знакомит детей с иллюстрациями, открытками, фотографиями, на которых изображены героические сражения и мирные сегодняшние будни солдат. Рассказать, что наши солдаты проходят службу под руководствам офицеров. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище или ВУЗ, много знать, уметь, быть сильным , выносливым смелым, находчивым. Прочитать детям стихотворение А. Барто « На заставе»
Дети узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались и защищали нашу страну от врагов. Прочитать произведение А. Митяева « Почему Армия родная». Рассказывая старшим дошкольникам о нашей стране, о ее людях, необходимо показать патриотизм советских людей, их миролюбие. На одном из занятий прочитать произведение С. Маршака « Рассказ о неизвестном герое»
Составить альбомы фотографий и детских рисунков.
Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями окружающего мира. Знания ребенка о труде строителей, земледельцев, работников транспорта и связи и др. следует формировать в системе.
Необходимо чаще организовывать наблюдения. Предварительно педагог старается вызвать у воспитанников желание утвердиться в своих представлениях, проверить их. «Строители ремонтируют соседний дом,- рассказывает воспитатель.- Красят балконы. Дом многоэтажный. Как же они добираются до верхних этажей?» Выслушав ответы и отметив их противоречивость, он предлагает совершить экскурсию, чтобы понаблюдать труд строителей.
Целевые прогулки на почту, а ателье и др. помогают уточнить представления детей о труде взрослых. На почте, если позволяют условия, следует понаблюдать за работой оператора; побеседовать с почтальоном, дать детям возможность рассмотреть газеты, журналы, которые он доставляет в детский сад.
В целях закрепления у дошкольников знаний о труде работников швейной промышленности необходимо организовать экскурсию в ателье, но предварительно рассмотреть кукольную одежду, обратить внимание детей на фасон, отделку, ткань. В группе должны быть лоскутки различных тканей, пуговицы, иголки, нитки, самодельные альбомы с выкройками одежды. Наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции( закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показать конечный результат труда, его значение. Осознать значимость труда, ребенку помогают беседы и дидактические игры: « Чей труд важнее?», и др.
Знания, полученные детьми на экскурсиях, в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, рассматривания иллюстраций эффективно уточняются и систематизируются в беседах, например: « Легок ли путь хлеба к нашему столу?» « Транспорт нашего города», « Кто работает на стройке?» и др. У детей воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.
Практика показывает, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи глаголы и прилагательные, часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеучебное время следует проводить словестные дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и называния слов обобщающих действия, признаки, например « Что делает?» ( мама –шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит; море-бушует, плещется. Волны- бьются о берег, катятся и др.) « Какой, какое?» ( снег- белый, хрустящий, пушистый, колючий, мокрый), « Узнай предмет по описанию»( Оранжевая, хрустящая, сладкая-морковь)
Эффективными приемами активизации речи во внеучебное время является:
Коллективное обсуждение плана той или иной работы. Например, появилась необходимость почитать книги. Дети договариваются, кто чем займется, предлагают свои варианты;
- помощь ребенка товарищу в обьяснении правил игры;
- поручение детям познакомить новичка с группой и др.
Не все дети на 6-м году жизни произносят шипящие и сонорные звуки, умеют регулировать темп речи. Поэтому следует проводить индивидуальную работу, используя разнообразные игры, чтение ребенком наизусть стихотворений, проговаривание считалок, скороговорок; рассматривать предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые ребенком звуки. Для детей с ослабленным выдохом предусматриваются специальные упражнения: дуть на вертушки, на легкие лодочки в воде, на карандаш, заставлять его перемещаться по гладкой поверхности стола. Развитию фонематического восприятия способствуют дидактические игры типа «Закончи слово», « Радио», « Игры с картинками»
Общаясь с детьми в процессе их разнообразной деятельности, воспитатель должен следить за правильным построением предложений, употреблением слов в нужной грамматической форме, отмечать удачные ответы. Рекомендуетя проводить и специальные упражнения, например « Один начинает - другой продолжает» и др.
На прогулках, во время наблюдений воспитателю следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употребляя их в соответствии с конкретной ситуацией, помогая детям понять их смысл. Организуя самостоятельные игры детей, педагог должен использовать 3-4 варианта считалок.
Развитию связной речи способствуют игры- драматизации. Проказ детьми настольного и кукольного театров, исценировки с игрушками, вечера досуга. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие дети малоразговорчивые, пассивные, застенчивые. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенности в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".
На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...
Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. по образовательным областям «Познавательное развитие и речевое развитие» на тему: «В пут
Тема: «В путешествие за солнечными лучами»Программа «От рождения до школы».Возраст: старшая группа.Направление: «Речевое развитие»Форма проведения...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие речи») на тему «Путешествие по родному краю»
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,...