Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами театрализованной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа)

Разработка из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_cherez_teatr.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами театрализованной деятельности

 «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Цель: Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  2. Познакомить детей с различными видами театра.
  3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  4. Обучать приёмам кукловождения - различных видов кукол.
  5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
  6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды. В группе мы оборудовала театральный уголок «Кукляндия»,  где ребёнок может побыть один или вдвоем, прорепетировать какую – нибудь роль и просмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,  мы разместили разные виды театров:

 

*пальчиковый театр;

*кукольный театр;

*театр теней;

*ладошковый театр;

*театр – «мягкая игрушка»;

*плоскостной театр;

*настольный театр;

*варежковый театр;

*театр масок;

* театр ложек;

* магнитный театр;

* театр марионеток;

* театр «Би-ба-бо».

Также размещены маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана большая картотека аудиозаписей. Оформлен книжный уголок. Куда поместили книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях.

 Периодически обновляется материал, ориентированный на интересы детей.

Изготовила методические папки: (Картотека игр-пантомим, этюдов, мини-сценок.Картотека для инсценирования сказок, рассказов, стихов. Игры на развитие выразительной мимики, воображения)

А также ведется просветительская работа с родителями по вопросам развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Проводились беседы, консультации, мастер-классы.

Родители активно помогали шить костюмы, готовить атрибуты.

Но чтобы ребенок проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого использую: чтение и обсуждение художественной литературы разных жанров, беседы, наблюдения, проведение экскурсий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, рассказывание сказок по серии картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, прослушивание аудиозаписей, просматривание отрывков из разных театральных постановок, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки.

Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, Активно уделяю внимание технике речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. Совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях.

Для развития сценических умений и навыков мы используем игры-этюды, игры-загадки, пантомимы,В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных ( «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком.

С детьми использовала такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки).  Необходимо совместно выбрать тему, обсудить как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

 Игры, направленные на развитие мимики лица, «грусть», «радость», «гнев», «удивление». «страх» и др.  Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

Во время проведения НОД для создания интереса, организации детей.  Продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Три медведя». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный лес. Конструировали персонажей к сказке "Теремок"

Итогом всех занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом. Особенно ребятам нравится придумывать сюжет самостоятельно.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

Музыка- важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомлю с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Итогом совместной работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность стали драматизации  сказок "Рукавичка", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят"

Выводы

Проделанная   работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру,  дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей,  интонационный строй, улучшилась диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работа воспитателя логопедической группы Сердюковой Елены Владимировны по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности р...

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности.

Доклад.Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития (нарушения слуха, зрения, речи, задержка психического развития и т.д.) сложен.Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все...

Развитие творческих способностей детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности

С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звук...

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...

Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...