Художественно-эстетическое развитие детей группы Монтессори
статья
М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, душу к чувствованию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие детей группы Монтессори
М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, душу к чувствованию».
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Условно делим область художественно-эстетического развития на направления:
- творческая изобразительная деятельность;
- музыкальное развитие.
В идеале эти направления могут быть взаимосвязаны, и деятельность в них реализована через проектную, творческую деятельность, где, например, по сочиненной детьми сказке, ставится театральная постановка, подбирается музыкальное сопровождение, ставятся танцы-импровизации, сооружаются детьми простейшие декорации и костюмы.
В творческой изобразительной деятельности реализуются следующие задачи:
- Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету, способствовать формированию развитию наблюдательности.
- Знакомить с разными техниками и материалами изобразительной деятельности, создавать условия для их использования в творческом замысле.
- Способствовать формированию умения изображать предмет в рисунке, скульптуре, конструкторских форм.
- Способствовать формированию представлений о разнообразии цветов и оттенков, использовать их в рисунке.
- Знакомить с декоративным творчеством; способствовать формированию умения создавать узоры по мотивам народных росписей, творчески применять при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
- Знакомить с видами искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк), произведениями изобразительного искусства, с художниками, скульпторами.
- Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).
- Расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
- Поддерживать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
- Поощрять стремление самостоятельно оформлять группу, участки, создавать выставки.
Деятельность детей:
Плетение:
- вплетать полоску бумаги в картонный прямоугольник с прорезями
- усложнять плетение из бумаги от одной до нескольких полосок, использовать полоски волнистой формы, разного цвета, с разным чередованием, на основах разной формы (прямоугольник, круг, квадрат), составление композиций «Коврик» плести цветными шнурами, плести с использованием узлов макраме.
Сгибание
- сгибание бумажного квадрата по диагонали
- сгибание по двум диагоналям,
- сгибание к центру,
- сгибание прямоугольной, треугольной, круглой форм по средней линии
- использовать полученные заготовки в композициях, поделках оригами.
Резание
- узких полосок бумаги одним нажатием ножниц
- широких полосок бумаги двумя и несколькими нажатиями с продвижением
по прямой начерченной линии, по волнистой, по спирали
- резание сложенной бумаги
- симметричное вырезание из сложенной пополам бумаги
- гирлянда
Рисование
- Рисование карандашами, рисование цветными ручками, мелками, фломастерами.
- Рисование красками:
- рисование-экспериментирование с помощью различных предметов (печати, щетки, нить, разрезанный пополам картофель, предметы с круглыми кромками, например, крышка для банки, маленькая пластиковая чашки, пробка, катушка)
- рисование разными материалами (гуашь, акварель, пастель, уголь, мел)
- Рисование с сочетанием разных материалов, техник
- Рисование на песке
Экспериментирование с цветом
- смешение красок
Экспериментирование с материалами
- сжимание, сгибание, соединение разных материалов (бумага, картон, пластик, пластилин, глина и пр.)
Лепка
- исследование свойств пластилина, глины, теста (сжимание, скатывание, раскатывание, сплющивание)
- лепка с натуры
- лепка по представлению
- лепка посуды, фигуры человека, народной игрушки
Конструирование
- работа с сенсорным Монтессори-материалом
- плоскостное моделирование из бумаги (складывание пополам, в 3,4. и более раз)
- конструирование из бумаги простых модулей (цилиндр, конус), соединение - простых модулей в мобиль
- оригами
- конструирование из кубиков, лего, пластин
- конструирование из бросового материала (коробки, банки, пластиковые бутылки)
Склеивание, аппликация
- вводные упражнения (приклеивание заготовленных форм, фигур из бумаги на основу, напр., ватман или альбомный лист)
- склеивание бумажной полоски в кольцо, склеивание двух форм
- украшение предметов заготовленными формами
- создание коллажей
- создание аппликаций из разных материалов: бумага, ткани, природный материал (крупы, листья, семена, ракушки…)
Знакомство с народным искусством
- знакомство с народными промыслами (каслинское литье, жостовские подносы, дымковская, филимоновская игрушки, хохломская, городецкая роспись)
- продуктивная деятельность (передавать в собственной деятельности элементы народного творчества)
Знакомство с классическим искусством
- знакомство с художниками-пейзажистамми, портретистами, иллюстраторами
- оформление тематических выставок
- посещение художественных выставок
Примерные формы и приемы организации образовательного процесса изодеятельности:
Непосредственно образовательная деятельность:
- Занятие
- Дидактические игры
- Наблюдение
- Рассматривание
- Чтение
- Обыгрывание незавершённого рисунка
- Коллективная работа
- Обучение
- Создание условий для выбора
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Беседы
- Творческие задания:
Образовательная деятельность в режимных моментах:
- Наблюдение
- Рассматривание
- Беседа
- Рассматривание интерьера. Проблемные ситуации
- Обсуждение
- Проектная деятельность
- Дизайн
- Занимательные показы
- Индивидуальная работа
- Тематические праздники и развлечения
Самостоятельная деятельность детей:
- Сюжетно-ролевые игры
- Наблюдение
- Рассматривание
- Сбор материала для оформления
- Экспериментирование с материалами
- Рассматривание предметов искусства
Образовательная деятельность в семье:
- Беседа
- Рассматривание
- Наблюдение
- Рассказы
- Экскурсии
- Чтение
- Детско-родительская проектная деятельность
В музыкальной деятельности:
Музыка – одно из важнейших средств развития ребенка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с музыкой и шумами, производимыми любым движением. Упражнения в этом сравнении способствует утончению слуха и помогают формированию музыкальной интуиции ребенка. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания в детском саду.
Вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и «в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». Движение в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» и несложные песенки с движением, которые очень любят дети – являются обязательными ежедневными «музыкальными процедурами», которые проводятся педагогами группы.
Реализуются следующие задачи:
Слушание
- Приобщать детей к народной и классической музыке.
- Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
- Знакомить с музыкальными жанрами.
- Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведение.
Музыкально-ритмические движения
- Способствовать формированию умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
- Способствовать развитию танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
- Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
- Знакомить с национальными плясками.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
- Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).
Пение
- Способствовать развитию певческих навыков, совершенствованию певческого голоса и вокально-слуховой координации.
- Способствовать формированию практических навыков выразительного исполнения песен индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
- Способствовать формированию умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Примерные формы, приёмы организации образовательного процесса
музыкального развития:
Непосредственно образовательная деятельность:
- Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка)
- Беседы с детьми о музыке Музыкально-дидактическая игра
- Театрализованная деятельность
- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности
- Рассматривание портретов композиторов
Образовательная деятельность в режимных моментах:
- Использование музыки:
-на утренней гимнастике
- во время умывания
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- Музыкально-дидактическая игра
- Индивидуальная работа
- Праздники
- Развлечения
- Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
Самостоятельная деятельность детей:
- Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»
- Сюжетно-ролевые игры
- Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок
- Придумывание простейших танцевальных движений.
- Инсценирование содержания песен, хороводов
- Составление композиций танца
- Музыкально-дидактические игры
- Игры-драматизации
- Детский ансамбль, оркестр
Образовательная деятельность в семье:
- Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров
- Прослушивание аудиозаписей.
- Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов
- Просмотр видеофильмов
- Обучение игре на музыкальных инструментах
Цель педагога — выстроить образовательную среду, организовать продуктивный и познавательный процесс, а так же с помощью наблюдения анализировать продуктивную деятельность детей с точки зрения их художественно-эстетического роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."
Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...