Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании
консультация

Карачкова Татьяна Николаевна

Полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало. Полноценную развивающую обстановку можно создать только в специальном Монтессори-центре. Однако и дома, пользуясь тем, что у вас уже есть, можно создать среду, наиболее благоприятную для развития ребенка и его самостоятельных занятий, для которых не нужны дорогостоящие пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Элементы педагогики Монтессори

в домашнем воспитании»

Суть методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами.  Эта методика существует уже около ста лет, и время показало, что она действительно дает впечатляющие результаты.

Однако не стоит забывать, что воспитание ребенка начинается дома; что именно дома ваш малыш проводит большую часть времени, и именно там у него возникают и закрепляются привычки и навыки, которые готовят его к взрослой жизни. И даже если малыш посещает Монтессори-группу, потом он возвращается домой, к родителям, бабушкам и дедушкам. Кроме того, не всегда и не везде существует возможность отдать ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори. Но, независимо от того, есть ли такая возможность лично у вас, желательно дома создать для ребенка обстановку, стимулирующую развитие и облегчающую для него познание окружающего мира.

Конечно, полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало. Полноценную развивающую обстановку можно создать только в специальном Монтессори-центре. Однако и дома, пользуясь тем, что у вас уже есть, можно создать среду, наиболее благоприятную для развития ребенка и его самостоятельных занятий, для которых не нужны дорогостоящие пособия.

Как к этому подойти? Во-первых, надо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно. Мы нечасто задумываемся о том, что наш дом обставлен «под взрослых», и ребенку очень непросто добираться до интересующих его вещей. Конечно, о безопасности тоже забывать не стоит, однако собственные вещи малыша необходимо размещать так, чтобы он мог в любой момент самостоятельно взять их или убрать на место.

Детскую мебель желательно подбирать по размеру; кроме того, она не должна быть тяжелой, чтобы ребенок мог сам передвигать ее. Обязательно нужны специальные детские стол и стул, за которыми ребенок будет заниматься, и полка для хранения всего необходимого, прочно закрепленная в пределах его досягаемости. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать не только свои учебные пособия, но и предметы гигиены и домашнего обихода. Пасту, щетку, мыло желательно положить так, чтобы малышу было легко доставать их без помощи взрослых.

Самые простые предметы, которые есть в каждом доме, могут превратиться в Мнтессори-материал. Например, ребенок может отрабатывать точность движений, пересыпая рис из кувшина в чашку. Когда у него станет получаться, можно усложнить упражнение, взяв вместо риса воду или сок. Еще точность движений, и заодно глазомер можно развивать, собрав несколько бутылок или банок разного размера, и предложив ребенку подбирать к ним правильные крышки.

Если вы (или кто-нибудь из подруг) шьете, обрезки тканей могут стать Монтессори-пособием для другого упражнения. Подберите несколько видов ткани с различными текстурами – по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары. Потом завяжите ему глаза и предложите сделать то же самое.

Упражнения «на ощупь» вообще очень полезны и интересны ребенку. Можно просто собрать штук десять небольших предметов, которые хорошо знакомы ребенку (карандаш, пуговицу, ложку), сложить их в плотный мешочек и предложить ему опознавать предметы на ощупь, с завязанными глазами. Набор предметов можно корректировать в зависимости от возраста ребенка. Еще это упражнение можно привязать к изучению азбуки, собирая предметы, названия которых начинаются с одной буквы – с той, которую вы недавно изучали.

Это – несколько несложных Монтессори-упражнений, которые вы вполне можете сами провести с ребенком. При их выполнении взрослым тоже необходимо следовать определенным правилам.

Выберите для пособий определенное место, которое будет известно и доступно ребенку. Так он сможет привыкнуть убирать за собой, и сам будет решать, чем сегодня будет заниматься, сколько раз повторить упражнение и когда остановиться. Только пусть ребенок усвоит, что нельзя бросать незаконченные дела, и надо довести начатое до конца, и только потом убирать пособия.

Помните, в методике Монтессори самое главное – самостоятельная работа, поэтому проявляйте терпение и не пытайтесь что-то навязывать вашему малышу или делать задание за него. То, что взрослый считает элементарным, для трехлетнего человечка может быть непростой задачей. Суть Монтессори-упражнений – давать ребенку возможность действовать самостоятельно, ваша задача – просто присматривать за его работой.

Отсюда же вытекает еще одно правило: не надо лишних слов. Объясняя ребенку задание, говорите и показывайте только то, что необходимо. Пусть он сам на практике познаёт характеристики вещей, занимаясь собственной «исследовательской работой».

И, конечно же, подобная работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжелую повинность или обязаловку. Ребенок учится, играя, и лучше воспринимает новое, когда настроен на это. Поэтому если сегодня малыш не хочет что-либо делать – перенесите это на завтра. Ведь самое главное – проводить время с вашим малышом и заниматься увлекательными вещами, которые доставляют радость вам обоим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании»

Суть  методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами. ...

«Как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в домашних условиях»

Даны рекомендации родителям по использованию материалов методики М. Монтессори в домашних условиях....

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

анализ материала на тему: «СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ» «Гиперопека, как тип семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка» 1. Гиперопека , основные п...

Роль Монтессори-педагогики в семейном воспитании.

Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ....

«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов педагогики М.Монтессори

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Свойства воды"...

Педагогика «Монтессори», как метод обучения и воспитания детей

Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учеб...