«Как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в домашних условиях»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Даны рекомендации родителям по использованию материалов методики М. Монтессори в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnyaya_shkola_montessori.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка

«Как можно  использовать  элементы

Монтессори-педагогики  в  домашних  условиях»

(обучение детей с проблемами в развитии)

Воспитатель: РЯЖСКИХ Л.Д.

2015 г.

ДОМАШНЯЯ ШКОЛА МОНТЕССОРИ

Вот уже почти век не ослабевает интерес к педагогической деятельности М. Монтессори. В чем же причина?

М. Монтессори вывела теорию о сензитивных периодах, которые являются периодами особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо способностей.

Педагогика М. Монтессори утверждает, что ребенка готовить надо не только к школе, а к жизни. Необходимо дать малышу возможность получить специальный опыт, соответствующий его развитию.

Данная теория содержит материал для:

  •  развития у детей мелкой моторики рук,
  •  двигательной активности,
  •  проведения закаливающих процедур водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением,
  •  формирования трудовых навыков,
  •  развития сенсорных ощущений,
  •  формирования эстетического восприятия.

Собираем ягоды

Цель игры: учить детей лепить шарики из пластилина, собирать мелкие предметы, действуя тремя пальцами, развивать мелкую моторику, учить работать сообща. Оснащение: ваза, сухая ветка от дерева, пластилин, маленькая корзинка.

Ход игры:

Поставить в вазу сухую ветку, дать малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложить детям круговыми движениями скатать маленькие шарики из пластилина (вишни, крыжовник). Наколоть ягодки на веточки, предложить детям срывать их и складывать в корзинку.

Посыпаем дорожки

Цель игры:        развивать мелкую моторику рук, учить захватывать сыпучие вещества тремя пальцами.

Оснащение: две линейки, блюдо с чистым песком (манкой или пшеном).

Ход игры:

Ограничить на столе линейками полосу шириной 3-5 см (дорожка). Предложить ребенку посыпать дорожки песком, не выходя за края.

Собираем грибы в лесу

Цель игры: учить детей собирать мелкие предметы, захватывая их тремя пальцами, учить         действовать с предметами-заменителями.

Оснащение: кусочки поролона (грибы), корзина.

Ход игры:

Разложить на полу кусочки поролона. Сказать ребенку: «Это грибы, попробуй собрать все грибы в  корзинку». Собранные «грибы» надо по одному класть в корзинку. Проследить, чтобы ребенок собрал все «грибы», это приучает к аккуратности и развивает внимание.

Разложим по порядку

Цель игры:        развивать мелкую моторику рук, учить детей собирать мелкие предметы, захватывая их тремя пальцами, классифицировать предметы по цвету, подбирать рассыпанные предметы.

Оснащение: бусинки двух цветов, две тарелочки.

Ход игры:

        Высыпать в миску бусинки двух цветов (примерно по 5-7 штук). Предложить ребенку сложить все бусинки красного цвета в одну тарелочку, а зеленые - в другую. Сказать, что это - угощение для мишки и зайки. Перекладывать бусинки надо по одной, беря их тремя пальцами. Побуждайте ребенка доводить начатое до конца. Поэтому на первых порах берите бусинок поменьше.

Волшебное сито

Цель игры:        учить детей отделять мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом.

Оснащение: манка, рис (примерно по полстакана), сито, совок, три тарелочки, ложка.

Ход игры:

Сказать ребенку, что в этой миске перемешаны рис и манка (показать отдельно крупицы риса и манки). «Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно даже таким маленьким пальчикам, как твои. Тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой для ребенка похоже на фокус. Объяснить, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелочку.

Выловим из воды

Цель игры:        учить вылавливать с помощью ситечка плавающие предметы из воды, развивать зрительно-двигательную координацию.

Оснащение: миска с водой, тарелка, сито, плавающие игрушки, предметы (из пластмассы, дерева), ложка.

                       Ход игры:

Налить в миску воду и бросить туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, игрушки и т. д. Предложить малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку. Сито малыш должен держать в правой руке.

II вариант: при усложнении вместо сита использовать ложку.

Ход игры:

         Дать малышу небольшой кусочек размятого  пластилина. Предложить приготовить праздничный обед для кукол. Показать, как делать колбаски, колобки, блинчики. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию.

Взбиваем крем

    Цель игры: учить взбивать венчиком пену, развивать координацию рук.

    Оснащение: миска с вожжой, венчик,  несколько капель шампуня.

    Ход игры:

              Налить в миску немного воды и капнуть туда несколько капель шампуня. Показать малышу, как надо взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука в это время должна придерживать миску. Обратить внимание ребенка на результат - появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

Открой и закрой

Цель игры: учить подбирать крышки к банкам по размеру, открывать их и закрывать.

Оснащение: несколько банок с легко закрывающимися и завинчивающимися крышками.

Ход игры:

Создать ситуацию:        малыш может быть хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставить перед ребенок несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложить открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

Была лужа - и нет ее

    Цель игры: учить убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая ее над тазиком).

    Оснащение: две глубокие тарелки, губка.

    Ход игры:

Поставить на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Показать, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратить внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Смети, но не просыпь!

     Цель игры: учить детей сметать со стола, пользуясь щеткой и совком, развивать координацию рук.

    Оснащение: щетка, совок.

    Ход игры:

     Показать ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.

Перекладываем ирожные лопаткой

Цель игры: учить перекладывать пирожные лопаткой, развивать координацию рук.

Оснащение: песочный набор (или пластилин), лопатка.

 Ход игры:

           Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице - слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.

 

РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ

                        Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

                        Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

                        Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительными к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

                        К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации; неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

                Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов самых разных ситуациях.

Чья ботва?

Цель игры: закреплять умение застегивать крупные пуговицы, пристегивая ботву к  моркови.          Оснащение: грядка – две полосы из плотного коричневого картона, склеенные с трех сторон, (верхняя часть не склеивается потому, что в нее вы будете «сажать» морковку и морковочку); большая морковка и маленькая морковочка сделанные из плотной ткани оранжевого цвета, с пришитой в верхней части маленькой пуговицей; ботва - длинная и короткая, также выполненная из плотной ткани, с прорезанной в нижней части петлей; игрушечные зайцы - большой и маленький.

Словарь: ботва, имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (морковь, морковочка).

Ход игры:

         Прочитать рифмовку:

– Посмотри! На грядке

Заиньки сидят.

За ботву морковку

Тащат и едят.

Обратить внимание ребенка на грядку, около которой сидят грустные зайки, спросить ребенка, почему им грустно? (потому что они хотят вытянуть морковку, а тянуть-то не за что - у морковки нет ботвы!).  Предложить ребенку схитрить и помочь зайкам.

– Я буду рассказывать зайкам, как мы живем-поживаем, а ты в это время пристегни ботву к морковке.

Когда ботва будет пристегнута, помочь зайкам вытянуть морковку. Рассмотреть морковку, спросить, какую морковку дадим большому зайке, а какую – маленькому.

Порадуйтесь вместе с зайками и ребенком.

С какого дерева упал листок

Цель игры:        учить детей застегивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету – желтые, красные.

Оснащение: фланелеграф, два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующими цвету листочка, висящего на нем (на первом дереве желтый лист, на втором - красный); красные и желтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащие в корзинке.

Словарь: имена существительные в ед. и мн. числе: лист – листья, ветка - ветки; глаголы наст, и прош. времени: висит, упал.

Ход игры:

        Прочитать четверостишье:

– Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

С дерева листочки

Весело бросает.

        Сказать, что дереву скучно стоять с одним листочком. Предложить ребенку стать волшебником и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с желтыми листочками – желтые листики, а дереву с красными листочками – красные).

        Когда работа будет завершена, полюбуйтесь красотой осеннего парка. Поблагодарите малыша за радость, полученную вами от рассматривания деревьев с разноцветными листочками.

Собери шишки

Цель игры: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак (много - мало)

Оснащение: две корзинки, шишки.

Ход игры :

Взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка имеются корзинки. Взрослый кладет в свою корзинку две-три шишки, давая возможность малышу собрать остальные. В конце игры взрослый хвалит его: «Молодец, ты собрал много шишек (сопровождает жестом), а у меня посмотри сколько? Мало».

Построим гараж

Цель игры: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак - находить один,  мало и много предметов в окружающей обстановке.

Оснащение: кубики, машина.

Ход игры:

        Взрослый показывает машину, кубики и предлагает строить гараж. Для этого надо перевезти кубики в машине. Взрослый просит ребенка положить в машину и привезти только один кубик. Обращает внимание, что из одного кубику гараж не получится, надо привезти много кубиков. Взрослый вместе с ребенком строит гараж, проговаривая: «Много кубиков. Гараж получился».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

                        Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в раннем возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе, своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

                Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

                        В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

                Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т. д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.

                        В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Этой работе посвящены такие темы, как «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».

Беседа о работе воспитателя

Цель игры: познакомить детей с людьми разных профессий.

Ход игры:

                Взрослый спрашивает, кто работает в детском саду, что они делают. «А кто занимается с детьми, играет с ними, читает им книжки?» Это воспитатели. «Как зовут ваших воспитателей?» Ответы детей. «Чему учат вас воспитатели?» Кушать аккуратно, пользоваться салфеткой, рисовать,  лепить. «Что вы любите больше всего делать в детском саду?» Ответы детей. И т. д.

Это мое

Цель игры: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», «моя», подражать действиям взрослого.

Оснащение: одежда детей.

Ход игры:

                Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне от них лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает к себе и говорит: «Это мой платок. Мой». Затем он берет чью-либо вещь и спрашивает: «Это чья кофточка?»  Хозяин одежды должен подойти, взять вещь и сказать : «Это моя кофточка. Моя». И. т. д.

Учимся танцевать

Цель игры: учить ребенка кружиться, взявшись за руки с партнером.

Оснащение: мишка (или кукла).

Ход игры:

        Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать.

– Маша любит танцевать,

Ножкою притопывать.

Она любит песни,

Ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ,

Покружились, топ-топ.

Ручками хлоп-хлоп,

Покружились, хлоп-хлоп.

        Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки ребенка (при этом находится лицом к нему) и, напевая песенку, кружится вместе с ним.

Паровозик

Цель игры: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры:

        Взрослый объясняет детям, что сейчас будем играть в паровозик. Главным паровозиком будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей и эмоционально комментирует происходящее: «Саша, иди ко мне, становись за мной. Теперь Миша идет, становится за Сашей. И. т. д.» Когда все дети выстроились, поезд отправляется в путь. Можно спросить: «Ира, ты за кем стоишь?» (За Юрой). И. т. д.

Посещение кухни детского сада

Цель игры: познакомить детей с помещением кухни, работниками кухни, воспитывать уважение к   людям труда.

Ход игры:  

        После полдника воспитатель спрашивает детей, понравились ли им ватрушки, которые они ели. (Ответы детей) А хотите узнать, кто их вам приготовил? Кто испек такие вкусные ватрушки? Дети вместе с воспитателем  идут на кухню. Там они осматриваются. Повар им рассказывает, что где находится, для чего нужны кастрюли, сковородки, показывает, как она нарезает хлеб, раскладывает кашу. И т. д.

Кому что нужно для работы

Цель игры: закрепить знания детей о труде сотрудников детского сада: няни, медсестры, повара.

Оснащение: предметы или картинки с изображением швабры, ведра, половника, кастрюли, шприца, бинта и т. д., атрибуты для роли няни, медсестры, повара.

Ход игры:

        Взрослый выбирает трех детей на роли няни, медсестры, повара, показывает предметы или картинки и спрашивает, кому нужен тот или иной предмет для работы. Для чего он нужен? (Ответы детей).

ОБУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Сенсорные нарушения детей с ограниченными возможностями, то есть неумение пользоваться своими органами чувств, даже в случае их физиологической сохранности, и выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, требует проведения с этими  детьми большой специальной коррекционной работы. Трудности в овладении предметными действиями, нарушения мелкой моторики рук, координации движений у детей ставят перед обучением первостепенную задачу развития ручной умелости, организации предметной деятельности детей, ее целенаправленности, устойчивости, согласованности действий, самоконтроля в условиях элементарных действий с предметами. Это также работа по сенсорному воспитанию, координации деятельности различных анализаторов, развитию практических комбинаторно-конструктивных возможностей, наглядно-действенного мышления.

        В раннем детстве малыш активно начинает осваивать мир предметов, действуя с ними, ребенок узнает об их функциях – для чего они предназначены и как с ними правильно обращаться: расческой причесываться,  лопаткой копать, пить из чашки, мячик катать, подбрасывать и т. д. Малыш овладевает соотносящимися действиями, когда приводит в определенное соотношение два или несколько предметов, например, закрывает коробочку. Складывает пирамидку или домик из кубиков. Он осваивает орудийные действия, когда воздействует одним предметом на другой, достигая определенного результата, например, совком накладывает песок в ведерко.

        Развитие  действий с предметами предполагает формирование внимания, его устойчивости, сосредоточенности, переключения. Ведь очень трудно собрать пирамидку из шести колец, да еще сделать это правильно. При этом надо сравнивать ее детали по форме, величине, цвету. Довести начатое до конца, не бросить на середине требует навыка целенаправленности, мобилизации волевых усилий.

        Вот почему такая простая, на первый взгляд, предметная деятельность формирует у дошкольников не только представления о предметах, но и многие личностные качества.

Посадим  грибочки

Цель игры: формировать соотносящие действия, развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: коробка с отверстиями, грибочки.

Ход игры:

        Взрослый показывает ребенку коробочку с отверстиями для грибочков, говорит: «Давай посадим», – вставляет грибочки в отверстие. Ребенок повторяет его действия по подражанию. По окончании игры подводится итог: «Какая красивая полянка!»

Спрячь игрушку

Цель игры: развивать  у ребенка орудийные действия, учить набирать и пересыпать крупу ложкой.

Оснащение: миска с крупой, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (неваляшка).

Ход игры: 

        Взрослый предлагает ребенку поиграть с неваляшкой, ставит ее в пустую миску и показывает, как можно ее спрятать.  Учит малыша, удерживая правильно ложку в руке, пересыпать крупу из одной миски в другую. После того, как игрушку спрятали, взрослый спрашивает: «Где неваляшка? Найди ее!».

Поймай шарики

Цель игры: развивать у ребенка совместные действия обеих рук, формировать орудийные действия.

Оснащение: таз с водой, разноцветные шарики (резиновые, пластмассовые – 5 шт.), сачок, полотенце, банка.

Ход игры:

        Взрослый показывает и бросает в таз с водой шарики. Затем берет сачок, ловит шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует по подражанию.

Построим лесенку

Цель игры: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-практические действия, подражая взрослому.

Оснащение: игрушки – машина, кубики, маленькая кукла.

Ход игры:

        Взрослый предлагает ребенку построить лесенку для куклы. Они нагружают в машину кубики и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает ребенка в постройку лесенки, показывает, как нужно расставить кубики, обыгрывает постройку.

Знакомство с обобщающимся понятием «Мебель»

Цель игры: познакомить детей с обобщающимся понятием «мебель», учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные для данного родового понятия признаки и по ним обобщать предметы, находить функциональные различия между предметами одной группы.

Оснащение: кукольная мебель (кровать, стол, диван, стул, шкаф), строительные кубики, кукла.

Ход игры: 

        Взрослый приносит в помещение куклу и просит построить для нее комнату. Вместе со взрослым дети ребенок строит из крупного строительного материала комнату. Задать детям вопросы: «Что нужно кукле, чтобы спать?», «Для чего нужен стол?» По мере того, как ребенок называет различную мебель, взрослый просит принести тот или иной предмет мебели и поставить его в комнату. Затем обобщить сходные признаки (есть ножки, спинки, сиденья, все эти предметы нужны в комнате, чтобы ими пользоваться в жизни).

Кукла идет на прогулку

Цель игры: формировать у ребенка представления об одежде, учить выполнять предметно-игровые действия.

Оснащение: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: 

        Взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку. «Давай поможем Кате одеться, на улице холодно». Вместе с малышом достают из шкафчика кукольную одежду: кофту, шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно проговаривая: «Надеваем кофточку, проденем руки в рукава. Застегиваем пуговицы.» И т. д. Кукла одета, она готова гулять.