Педагогика «Монтессори», как метод обучения и воспитания детей
материал
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, далее ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_montessori.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38»
(МБДОУ №38)
Сообщение на тему:
Педагогика Монтессори, как метод обучения и воспитания детей
Подготовила
Цветкова Н.С.
Солнечногорск 2023
Содержание:
- Краткая Биография Марии Монтессори
- Основные положения подхода Марии Монтессори.
- Предметно-развивающая среда, как основа системы Монтессори-педагогики.
- Заключение.
- Краткая биография Марии Монтессори.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны». Мария Монтессори в 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам и, сдав экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии, в 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, и встретила холодное, а порой откровенно враждебное отношение к себе со стороны некоторых однокурсников и профессоров. В последние два года обучения она изучала педиатрию и психиатрию и работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования, став экспертом в детской медицине. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук. С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. 1906 году Монтессори пригласили наблюдать за воспитанием группы детей в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в римском районе Сан-Лоренцо. Монтессори приняла это приглашение, поскольку была заинтересована в применении своих методик к нормально развивавшимся детям. 6 января 1907 года состоялось открытие учреждения, которое Мария предложила назвать «Casa dei Bambini» («Дом детей»). В «Доме детей» обучалось 50—60 детей в возрасте от двух до трёх и от шести до семи лет. Наблюдения Монтессори легли в основу её метода обучения. Она обратила внимание на эпизоды глубокого внимания и концентрации детей, многократных повторений активности и их чувствительности к порядку в месте пребывания. Благодаря свободному выбору занятий дети больше интересовались практическими занятиями и учебными материалами Монтессори, нежели игрушкам, которые были в их распоряжении, и были удивительно равнодушны к сладостям и другим «наградам». Со временем Монтессори стала замечать у детей спонтанные проявления самодисциплины.
Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори реализовала ряд практик, которые стали отличительными чертами её образовательной философии и метода. Так, она заменила тяжёлую мебель на детские столы и стулья, достаточно лёгкие для того, чтобы дети могли их передвигать, и положила детские материалы на низкие, доступные полки. Она расширила спектр практических занятий, таких как уход за собой и наведение чистоты в помещении, а также ввела большой набор упражнений по уходу за окружающей средой и личной гигиене, включая расстановку цветов, мытьё рук, гимнастику, уход за домашними животными и приготовление пищи. Классные комнаты были просторными, студийного типа, заполненные светом и воздухом, и дети на уроках могли перемещаться по комнате, как им удобно. В своей книге Монтессори так описывает типичный день занятий, начинающийся в 09:00 и заканчивающийся в 16:00.
2. Основные принципы Монтессори – педагогики.
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, далее ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Можно выделить основные принципы педагогической системы Монтессори:
1) Ребенок активный, а не пассивный ученик.
2) Центром –является ребенок.
3) Взрослый помогает, только если ребенок просит.
4) Метод – презентации.
5) Индивидуальная работа с детьми.
6) Ребенок учится в процессе собственной деятельности.
7) Педагог не делает за ребенка, то , что он может делать сам.
8) Отсутствие оценок взрослого.
9) Отсутствие соревновательного мотива.
10) Доступность и удобство мебели и материалов.
11) Группа разного возраста «0-3»(с мамой), «3-6».
12) Четкое выполнение правил группы, как детьми , так и взрослыми.
13) Всегда говорим тихо.
- Предметно-развивающая среда, как основа системы Монтессори-педагогики.
Все материалы удобно расположены для ребенка, полочки –невысокие, соответствующие росту. Материал хорошо просматривается, находится на своем месте в идеальном порядке. Каждый обучающий материал находится на отдельном подносе. Мебель –детская, легкая, неяркая, удобная и тоже соответствующая росту ребенка. Для индивидуальных занятий в группе-монтессори обязательно находятся небольшие коврики, где можно разложить материал. На начальном этапе можно брать только 1 материал. Если у ребенка появляются спонтанные желания- предлагаем материал, соответственно этим желаниям ( Пример: если ребенок стучит чем-то – можно предложить молоточки).
Зоны в предметно-пространственной среде Монтессори для группы «0-3»
- Зона развития крупной моторики.
Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, мышц, ловкости, гибкости, координации движений.
- Зона причинно-следственной связи.
Модульное оборудование дает возможность установить причинно-следственные связи.
- Зона сенсорного развития.
Все материалы сенсорной зоны, устроены так, что в них изменяется только один параметр ( Размер, форма, структура поверхности, длинна, ширина, цвет, звук, температура поверхности). До 3 лет акцент делается на развитие зрения (форма, цвет, размер). Идет подготовка к восприятию ребенком математических понятий.
- Зона упражнений с сыпучими материалами
Ребенок в возрасте 1,5- 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам, На основе этого строится работа , связанная с манипуляциями с мелкими предметами: пересыпанием, сортировкой, классификацией и т. д.
- Зона упражнений с водой.
Зона служит для развития моторики, сброса напряжения, развитие усидчивости и внимания. Иногда является подготовительным этапом перед освоением других материалов.
- Зона продуктивной ИЗО деятельности.
Различные материалы для рисования, лепки и т.д. Обилие и разнообразие упражнений в свободном доступе.
- Зона развития речи
Материал, которые дает новые ощущения, понятия, впечатления.
Зоны в предметно-развивающей среде в группе «3-6».
- Зона упражнений практической жизни.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Работая в практической зоне, у детей развивается глазомер, совершенствуется движения мелкой моторики, вырабатывается умение и желание доводить начатое до конца. Все предметы, которыми пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез.
- Зона сенсорного воспитания
Эта зона предназначена, для развития и утончения органов чувст. Материалы для развития зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, для различения теплопроводимости, веса.
- Зона математики.
Обучение математике проходит очень естественно - ребенок просто живет в подготовленной среде, пропитанной математикой. Зона математики содержит необходимое, для того чтобы ребёнок научился: вычитанию, сложению, умножению, делению, порядковому счету, познакомился с многозначными числами.
- Зона русского языка.
В зоне русского языка ребенок получает возможность расширить словарный запас, изучить написание букв, научиться составлять слова, научиться самостоятельному чтению.
- Зона космоса.
Зона, которая помогает создать целостную картину мира.
- Заключение
Труды Марии Монтессори являются очень интересными для воспитателей и педагогов разных направлений. Политика Монтессори бережет личные границы ребенка, дает возможность получить качественные знания о мире, без вреда для психики и здоровья. Изучение рекомендаций и теории о развитии психики дошкольника будут полезны всем, кто имеет отношение к детям в любой деятельности.
Список литературы:
- Монтессори М. - Мой метод – М.: Астрель: АСТ, 2006
- Монтессори М. - Помоги мне это сделать самому – М. : Изд-во Карапуз, 2006
- Монтессори М. - Впитывающий разум ребенка - СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009
- Монтессори М. - Как развить внутренний потенциал человека - СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения и воспитания для педагогов и родителей детей с РАС
Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при вы...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возрас...
Методы обучения и воспитания в дошкольной педагогике
Процесс обучения и воспитания представляет собойцеленаправленный и организованный процесс формирования:-знаний, навыков, умений-воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на осн...
Игра как форма и метод обучения и воспитания детей
Игра – это элемент своеобразного творчества. Уже в самых первых своих играх ребенок развивает свое зрительное внимание и мышление. Особенно сейчас,когда так велико многообразие им...
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей" (108часов)
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: мет...
Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей
Что такое игра для ребенка? В игре у ребенка формируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение...В игре у ребенка формируются нравственные представления о бе...
Игра как форма и метод обучения и воспитания детей.
Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила повед...