Пластилинография — нетрадиционная техника лепки
консультация
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ».
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Фон, персонажи вылепливаются, и в результате возникает выпуклая и рельефная картина. Ее можно дополнить бисером, бусинами или природными материалами.
Дети любят лепить. Им нравится возиться с мягким и гибким материалом. Новая техника рисования любимым материалом будет интересной вдвойне. В процессе лепки ребенок выражает свои эмоции, видение и отношение к окружающему миру. Творчество формирует эстетический вкус, и тренируется гибкость, координация и мелкая моторика. С пластилином к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Скатывая, раскатывая различные формы, кисть становится более послушной. Навыки в пластилинографии готовят руку ребенка к письму в школе. Пластилинографии поможет научить планировать работу и доводить ее до конца. Дети младшего дошкольного возраста достаточно хорошо знакомы с лепкой: они умеют раскатывать пластилин колбаской, шариком, сплющивать его, вытягивать и собирать мелкие фрагменты в одно целое. Знакомство с техникой пластилинографии должно начаться с овладения навыком размазывания пластилина разными слоями и «мазками» .
Лепка укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребенок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку. Пластилиновые картины, несмотря на то, что просты в изготовлении смотрятся очень эффектно, особенно если подобрать яркий пластилин и жесткую основу.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Возможные задачи:
- совершенствовать зрительное восприятие.
- способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:
- развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;
- развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;
- развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;
- формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.
- способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.
Виды пластилинографии:
1.Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.
3.Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
4. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.
5. Контурная пластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.
Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.
Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.
7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)
Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Творческих успехов!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ».
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Фон, персонажи вылепливаются, и в результате возникает выпуклая и рельефная картина. Ее можно дополнить бисером, бусинами или природными материалами.
Дети любят лепить. Им нравится возиться с мягким и гибким материалом. Новая техника рисования любимым материалом будет интересной вдвойне. В процессе лепки ребенок выражает свои эмоции, видение и отношение к окружающему миру. Творчество формирует эстетический вкус, и тренируется гибкость, координация и мелкая моторика. С пластилином к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Скатывая, раскатывая различные формы, кисть становится более послушной. Навыки в пластилинографии готовят руку ребенка к письму в школе. Пластилинографии поможет научить планировать работу и доводить ее до конца. Дети младшего дошкольного возраста достаточно хорошо знакомы с лепкой: они умеют раскатывать пластилин колбаской, шариком, сплющивать его, вытягивать и собирать мелкие фрагменты в одно целое. Знакомство с техникой пластилинографии должно начаться с овладения навыком размазывания пластилина разными слоями и «мазками» .
Лепка укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребенок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку. Пластилиновые картины, несмотря на то, что просты в изготовлении смотрятся очень эффектно, особенно если подобрать яркий пластилин и жесткую основу.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Возможные задачи:
- совершенствовать зрительное восприятие.
- способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:
- развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;
- развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;
- развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;
- формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.
- способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.
Виды пластилинографии:
1.Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.
3.Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
4. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.
5. Контурная пластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.
Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.
Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.
7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)
Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Творческих успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника лепки - пластилинография
«Пластилинография»(«графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной...
Программа саморазвития педагога в средней группе по теме: «Формирование предпосылок к творческих способностей через нетрадиционную технику лепки -пластилинографию» на 2017-2018 уч.год.
В данной программе отражён перспективный план работы на год с детьми средней группы,отражена актуальность, поставленны цель, задачи....
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».
В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...
Пошаговый мастер-класс для родителей: "Леопард-лыжник. Нетрадиционная техника лепки - "пластилинография"
Задачи мастер-класса:познакомить родителей и детей с видами пластилина; познакомить и обучить участников мастер-класса нетрадиционной технике"пластилинография"...
Лепка (пластилинография) - нетрадиционная техника работы с пластилином : "Первоцветы".
Картина "Первоцветы", выполнена в технике плестилинография, для работы с детьми в возрасте 5 лет....
Статья: «Пластилинография как нетрадиционная техника лепки»
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Фон, предметы, объекты и персонажи вылепливаются, и в результате в...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике лепки – пластилинографии «Белый медведь»
Создание лепной картины с выпуклым изображением....