Проектный метод в работе педагога – логопеда
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

В данной статье представлен опыт работы педагога по применению на занятиях с дошкольниками проектного метода , который помогает сплотить детский коллектив и решить задачи социализации «особых» детей, развития их личностных качеств и отработки навыков речевого развития, полученных в процессе индивидуальных занятий.

В качестве примера, рассмотривается проект «Верные друзья», реализованный в подготовительной группе. Цель проекта – выработать положительное отношение детей к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе педагога – логопеда

                                                                        Есть профессия в мире одна

                                                                        Неприметна она для людей.

                                                                         Только детям она так нужна,

                                                                             Нет профессии в мире важней!

 

                                                                           Чтоб красиво уметь говорить,

                                                                            Детям надо упорно трудиться.

                                                                         Ну а мы их должны научить,

   Это в жизни им так пригодится!

Светлана Басалаева

     Сегодня, как никогда, очень важна и востребована профессия педагога – логопеда. По статистическим данным, в настоящее время 1, 7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации относиться к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальном подходе в обучении и развитии. Из них 353 тыс. детей – дошкольного возраста и 64 % малышей посещают дошкольные учреждения вместе с обычными детьми. (Студопедия: [сайт]. URL: https://studopedia.ru/12_75847_statistika-spetsialnoy-pedagogiki.html).  Педагог – логопед обязан помочь в развитии и обучении таким «особенным» детям-помочь им адаптироваться в социальной среде, приобщить их к окружающему миру.

    Быть в первую очередь другом маленькому человечку, вызвать у него доверие к себе, окружить любовью плюс, конечно, высокая квалификация и знание особенностей физиологического и психологического развития ребёнка дошкольного возраста – вот самые главные предпосылки успешной работы педагога. Шаг за шагом, зарядившись огромным терпением, логопед идёт к намеченной цели – устранить дефекты речи маленького пациента, подготовить к успешной социализации в дошкольном, а затем и в школьном мире.

      Для того, чтобы ребёнок быстро научился общаться с окружающими людьми в детском саду необходимо создать «особую» инклюзивную среду сотрудничества, сущность которой сводиться к работе в смешанной группе воспитанников, где дети, имеющие ограниченные возможности здоровья развиваются совместно со здоровыми детьми. В данную среду целесообразно привлекать и родителей дошкольников. Конечно, индивидуальное консультирование необходимо, так как каждый ребёнок имеет свои особенности в развитии, и данная работа предполагает дифференцированный подход к маленькому пациенту в коррекционно – педагогической деятельности педагога – логопеда. Однако, должный эффект в развитии ребёнка с ОВЗ достигается в смешанной детской среде.

     На занятиях в детском саду, в рамках коррекционно – педагогической деятельности, логопед использует различные нетрадиционные методы работы. Среди них особое внимание заслуживает метод проектной деятельности, который помогает сплотить детский коллектив и решить задачи социализации «особых» детей, развития их личностных качеств и отработки навыков речевого развития, полученных в процессе индивидуальных занятий.

      В качестве примера, рассмотрим проект «Верные друзья», реализованный в подготовительной группе. Цель проекта – выработать положительное отношение детей к окружающим людям. На подготовительном этапе педагогом – логопедом проводиться упражнение «Каракули». Основная идея занятия – научить детей работать в группе и развивать их креативное мышление (в групповом рисунке из каракулей дети должны увидеть картинку). Кроме того, воспитанникам предлагается объяснить, почему они так думают. В результате отрабатываются и навыки правильного произношения.

       Основный этап проекта предполагает рассмотрение различных ситуаций отношения людей друг к другу, отношения людей к животным. Данные ситуации берутся из литературных источников, из жизни. Дети их прослушивают или просматривают. Здесь возможно применение театрализации, в процессе которой дошкольники проигрывают различные ситуации. Здесь, отличными помощниками педагогу являются родители, которые заучивают с детьми небольшие тексты и вместе с ребёнком работают над ролью. На данном этапе у детей формируется правильное толерантное отношение к окружающему миру, отрабатываются навыки общения. Упражнения, проводимые педагогом, способствуют социализации детей и направлены на отработку навыков разговорной речи, что в свою очередь помогает устранить дефекты речи.

       На заключительном этапе проводиться выставка рисунков «Верные друзья». Ребятам предлагается изобразить своего самого верного друга. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, воображения. Но, самое главное – дошкольники вместе с родителями готовят защиту своего рисунка, в которой характеризуют своего друга. Защита помогает увидеть положительные изменения в личностном развитии малыша и в развитии его речевых способностей.

     Подобные проекты имеют огромную практическую значимость в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и, несомненно, помогают социализации детей, развивают и закрепляют навыки разговорной речи, что очень помогает бороться с речевыми дефектами.

     Таким образом, можно сказать, что педагог – логопед должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать знаниями психолога; уметь организовать детей, сплотить их в рамках реализации определённого проекта; научить общаться между собой, научить видеть результаты своей деятельности. Учитель – логопед – «особенный» педагог и от его инициативности зависит судьба дошкольников, и в, первую очередь, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Автор статьи - учитель – логопед

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида номер 11 "Олененок"

г. Мичуринск Тамбовская область

 Кузнецова Елена Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)

Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ...

Проектный метод в работе учителя-логопеда в ДОУ

Проектный метод в работе учителя-логопеда в ДОУ ...