Конспект НОД "Ценность шахматных фигур"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

НОД по центрам активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_shahmatnyh_figur_-_kopiya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОД по центрам активности в подготовительной группе.

Тема: «Ценность шахматных фигур»

Цель и задачи: Формирование понимания ценности шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур, воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру, прививать интерес и любовь к шахматной игре.  Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.

Предварительная работа:

Обновление предметно-развивающей среды по теме.

Ход утреннего сбора:

 

Воспитатель: (Раздается звон колокольчика, дети садятся или стоят в круг).

Ребята, садитесь , как вам удобно. Все удобно устроились?

Приветствие

Воспитатель: Доброе утро! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга?

Ответы детей….

Воспитатель: Покажите, как вы рады встрече, начиная с меня, давайте поприветствуем, друг друга и скажем ему доброе слово и подарим нашу улыбку!

(Начиная с воспитателя  дети приветствуют друг друга и говорят добрые слова- ты красивая ,весёлый, умный и т.д)

Работа с календарем

Воспитатель:  Ребята, а  сегодня какой день недели? Какое число?

Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо!

Модель трёх вопросов

Что мы знаем о шахматах?

Что хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

-Названия фигур

-Линии на шахматной доске

- Ходы фигур

- Ценность шахматных фигур

- Спросить у воспитателя.

- Из книг, картинок.

-Попросить рассказать маму и папу

- Спросить у друга.

Мотивация выбора темы

Воспитатель: Сегодня у нас будет очень интересная тема ,хотите узнать какая?

Мы с вами уже знаем линии на шахматной доске, название фигур ,первоначальную расстановку фигур и ходы шахматных фигур. Что ещё мы можем узнать про шахматные  фигуры?

Ответы, мнения детей:

 Воспитатель: Раз шахматы- это маленькая страна ,в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть легкими и удобными ,и вы легко догадаетесь, кто у нас самый лёгкий.

Ответы детей: Пешка!

Воспитатель: Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля ,ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Шахматные пешки приняты за единицу измерения ценности фигур.Пешка- это 1 шахматный рубль(деревянный) на шахматной доске. Стоимость фигур в пешках:

Фигуры

Ценность фигур в пешках

Пешка

1

Конь

3

Слон

3

Ладья

5

Ферзь

9

Король

Бесценный

А Король БЕСЦЕННЫЙ, так как без него нет игры!

Физминутка

Воспитатель: Давайте сейчас немножко поиграем в нашу любимую игру «Атомы и молекулы», только мы немножко изменим правила игры ,хорошо?

Ответы и вопросы детей

Воспитатель: Вместо, например:«Молекулы по три!»,я буду говорить «Молекула Ладьи!»,и как мы только что узнали Ладья стоит сколько пешек? Слон? Конь? Ферзь?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Игра начинается!

Игра «Атомы и Молекулы»

Выбор центра активности

Воспитатель: А теперь пришло время выбрать наши значки, кто где, в каком центре хочет заниматься. По желанию можете поменяться значками. И давайте повторим наши правила хорошего поведения

Дети: Играем дружно, честно, не обижаемся по пустякам, друг другу помогаем!

Воспитатель: А теперь, давайте разделимся по центрам и будем заниматься. А я буду помогать вам и радоваться за вас, хорошо. Шахматная страна и новые знания ждут нас!

              Планирование «Паутинка» по теме «Ценность шахматных фигур»

Центр Шахмат

Дети на шахматной доске расставляют фигуры, рассматривают картины о ценностях шахматных фигур. По задачкам «выигрыш материала» выбирают какую фигуру бить, для выигрыша по очкам, например: Ферзя или Ладью.

Размышляют, обсуждают, и приходят к единому правильному  решению.

Центр математики

По дидактической картинке «Ценность шахматных фигур» решают примеры.

На листке бумаги нарисованы фигуры в виде примеров сложения и вычитания, дети пишут ответ в числовой форме.

Центр литературы

Дети рассматривают книги . иллюстрации. Слушают сказку «Чатуранга», разгадывают загадки о шахматных фигурах, размышляют ,обсуждают, делятся мнением.

     

       Центр подвижных игр

 Подвижная игра «Атомы и Молекулы»  на закрепление знаний о ценности шахматных фигур

Вместо,например:«Молекулы по три!» ведущий  говорит «Молекула Ладьи!»,тогда дети собираются по 5 пять,

«Молекула Слона » собираются по три, и т.д.

Центр художественного творчества

Аппликация. Выбрав цвет (белая, тёмно синяя)по шаблону из картона вырезают выбранную шахматную фигуру, расставляют на картон с цифрами  по ценностям шахматных фигур.

   

   

Центр настольных игр

 

В этом центре могут поиграть в дидактические игры, которые помогут  больше узнать о шахматных фигурах

- Дидактическая игра «Шахматное табло» поможет узнать не только ценность шахматных фигур, но и повторить пройденный материал.

- Игра на дыхательную гимнастику «Умная трубочка» (На шахматную доску без фигур с помощью трубочки расставляют фигуры вырезанные из бумаги)

Материалы к теме в центрах активности

Центр шахмат

Демонстрационная шахматная доска с фигурами, настольная шахматная доска с фигурами, магнитные фишки, картинки, дидактические материалы, доска для мела.

Центр литературы

Книги о  шахматах разных авторов. Портреты  чемпионов  мира по шахматам. Картины шахматных фигур.

Центр художественного творчества

Картон ,клей-карандаш, ножницы, простой карандаш.

Центр игры

Дидактические игры  «Шахматное табло», игра «Шахматный кубик »

Игра на дыхательную гимнастику «Умная трубочка»

Центр математики

Наглядные пособия, простой карандаш, лист бумаги в клетку с примерами.

 Использованная литература:

 1.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»

 2.М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011.

 3.Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения.

 4.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  5.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

6.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

7.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

8.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "

Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...

Конспект ООД "Ценность шахматных фигур"

Познакомить с ценностью шахматных фигурзакрепить знания о игровых возможностях шахматных фигур....

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...

Конспект занятия "Шахматные фигуры"

Конспект занятия для детей 5-6 лет...