Конспект НОД "Ценность шахматных фигур"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД по центрам активности в подготовительной группе.
Тема: «Ценность шахматных фигур»
Цель и задачи: Формирование понимания ценности шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур, воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру, прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.
Предварительная работа:
Обновление предметно-развивающей среды по теме.
Ход утреннего сбора:
Воспитатель: (Раздается звон колокольчика, дети садятся или стоят в круг).
Ребята, садитесь , как вам удобно. Все удобно устроились?
Приветствие
Воспитатель: Доброе утро! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга?
Ответы детей….
Воспитатель: Покажите, как вы рады встрече, начиная с меня, давайте поприветствуем, друг друга и скажем ему доброе слово и подарим нашу улыбку!
(Начиная с воспитателя дети приветствуют друг друга и говорят добрые слова- ты красивая ,весёлый, умный и т.д)
Работа с календарем
Воспитатель: Ребята, а сегодня какой день недели? Какое число?
Ответы детей:
Воспитатель: Очень хорошо!
Модель трёх вопросов
Что мы знаем о шахматах? | Что хотим узнать? | Где мы можем это узнать? |
-Названия фигур -Линии на шахматной доске - Ходы фигур | - Ценность шахматных фигур | - Спросить у воспитателя. - Из книг, картинок. -Попросить рассказать маму и папу - Спросить у друга. |
Мотивация выбора темы
Воспитатель: Сегодня у нас будет очень интересная тема ,хотите узнать какая?
Мы с вами уже знаем линии на шахматной доске, название фигур ,первоначальную расстановку фигур и ходы шахматных фигур. Что ещё мы можем узнать про шахматные фигуры?
Ответы, мнения детей:
Воспитатель: Раз шахматы- это маленькая страна ,в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть легкими и удобными ,и вы легко догадаетесь, кто у нас самый лёгкий.
Ответы детей: Пешка!
Воспитатель: Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля ,ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Шахматные пешки приняты за единицу измерения ценности фигур.Пешка- это 1 шахматный рубль(деревянный) на шахматной доске. Стоимость фигур в пешках:
Фигуры | Ценность фигур в пешках |
Пешка | 1 |
Конь | 3 |
Слон | 3 |
Ладья | 5 |
Ферзь | 9 |
Король | Бесценный |
А Король БЕСЦЕННЫЙ, так как без него нет игры!
Физминутка
Воспитатель: Давайте сейчас немножко поиграем в нашу любимую игру «Атомы и молекулы», только мы немножко изменим правила игры ,хорошо?
Ответы и вопросы детей
Воспитатель: Вместо, например:«Молекулы по три!»,я буду говорить «Молекула Ладьи!»,и как мы только что узнали Ладья стоит сколько пешек? Слон? Конь? Ферзь?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Игра начинается!
Игра «Атомы и Молекулы»
Выбор центра активности
Воспитатель: А теперь пришло время выбрать наши значки, кто где, в каком центре хочет заниматься. По желанию можете поменяться значками. И давайте повторим наши правила хорошего поведения
Дети: Играем дружно, честно, не обижаемся по пустякам, друг другу помогаем!
Воспитатель: А теперь, давайте разделимся по центрам и будем заниматься. А я буду помогать вам и радоваться за вас, хорошо. Шахматная страна и новые знания ждут нас!
Планирование «Паутинка» по теме «Ценность шахматных фигур»
Центр Шахмат Дети на шахматной доске расставляют фигуры, рассматривают картины о ценностях шахматных фигур. По задачкам «выигрыш материала» выбирают какую фигуру бить, для выигрыша по очкам, например: Ферзя или Ладью. Размышляют, обсуждают, и приходят к единому правильному решению. | Центр математики По дидактической картинке «Ценность шахматных фигур» решают примеры. На листке бумаги нарисованы фигуры в виде примеров сложения и вычитания, дети пишут ответ в числовой форме. | Центр литературы Дети рассматривают книги . иллюстрации. Слушают сказку «Чатуранга», разгадывают загадки о шахматных фигурах, размышляют ,обсуждают, делятся мнением. |
Центр подвижных игр Подвижная игра «Атомы и Молекулы» на закрепление знаний о ценности шахматных фигур Вместо,например:«Молекулы по три!» ведущий говорит «Молекула Ладьи!»,тогда дети собираются по 5 пять, «Молекула Слона » собираются по три, и т.д. | Центр художественного творчества Аппликация. Выбрав цвет (белая, тёмно синяя)по шаблону из картона вырезают выбранную шахматную фигуру, расставляют на картон с цифрами по ценностям шахматных фигур.
|
Центр настольных игр
В этом центре могут поиграть в дидактические игры, которые помогут больше узнать о шахматных фигурах - Дидактическая игра «Шахматное табло» поможет узнать не только ценность шахматных фигур, но и повторить пройденный материал. - Игра на дыхательную гимнастику «Умная трубочка» (На шахматную доску без фигур с помощью трубочки расставляют фигуры вырезанные из бумаги) |
Материалы к теме в центрах активности
Центр шахмат
Демонстрационная шахматная доска с фигурами, настольная шахматная доска с фигурами, магнитные фишки, картинки, дидактические материалы, доска для мела.
Центр литературы
Книги о шахматах разных авторов. Портреты чемпионов мира по шахматам. Картины шахматных фигур.
Центр художественного творчества
Картон ,клей-карандаш, ножницы, простой карандаш.
Центр игры
Дидактические игры «Шахматное табло», игра «Шахматный кубик »
Игра на дыхательную гимнастику «Умная трубочка»
Центр математики
Наглядные пособия, простой карандаш, лист бумаги в клетку с примерами.
Использованная литература:
1.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»
2.М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011.
3.Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения.
4.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
7.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
8.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "
Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...
Конспект ООД "Ценность шахматных фигур"
Познакомить с ценностью шахматных фигурзакрепить знания о игровых возможностях шахматных фигур....
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...
Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Шахматная фигура слон» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательные шахматы»
Данный конспект будет интересен для педагогов, ведущих кружковую работу по шахматам в ДОУ...
Конспект занятия "Шахматные фигуры"
Конспект занятия для детей 5-6 лет...