План самообразования
проект (младшая группа)

" Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2019-2020 учебный год

Воспитателя Степановой Дианы Дмитриевны

МБДОУ «Детский сад №340»

Тема: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.»

Актуальность

Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка..

Актуальность данной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Цель: изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью и творчеством.

 

Задачи:

 1. Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитании дошкольников;

 2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;

 3. Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;

 4. Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.

 

Пояснительная записка:

 «Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа.

А. Н. Толстой».

Сказка представляет богатый материал для нравственного воспитания детей. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.  

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка — это в каком-то смысле поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Месяц 

Цель 

Содержание работы 

Форма представления результатов самообразования 

Сентябрь

Октябрь

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки«Три медведя» Л. Н. Толстогорассматривание иллюстраций.

Консультация для родителей

«Как подружить ребенка с книгой».

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь-Декабрь

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки«Маша и медведь» (в обр. М. Булатова),  

  Д/И: «Угадай сказку».

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

 Д/И: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

Рубрика советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки»«Книги и театр».

Январь

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Федорино горе»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

 

 Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль-Март

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. 

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы: Д/И: «Из какой сказки герой».

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Апрель

Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.  Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

Театрализация сказки К. Ушинского

 "Козлятки и волк."

В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: 

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы:

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки»

Результаты и отчёт о проделанной работе

1. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

3. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

6. https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-skazki-e-rol-v-vospitani-rebenka.html

Отчёт.

Практический выход:

Подведение итогов реализации:

1. ежемесячные консультации, беседы с родителями;

2. пополнение библиотеки группы;

3. создание уголка ряжения и его пополнение, театрализация сказок;

4. настольно-печатные игры по мотивам сказок, раскраски по народным сказкам;

5. выставка рисунков, поделок на тему: «Наши любимые сказки».

В результате проведенной работы у детей появились:

- знания об определенных сказочных сюжетах;

- представления о честности, справедливости, доброте;

- отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

- понимание эмоционального состояния окружающих;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям;

- умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к.  считаю ее актуальной.

 Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость: всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...