План самообразования
проект (младшая группа)
" Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2019-2020 учебный год
Воспитателя Степановой Дианы Дмитриевны
МБДОУ «Детский сад №340»
Тема: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.»
Актуальность
Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка..
Актуальность данной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Цель: изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью и творчеством.
Задачи:
1. Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитании дошкольников;
2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;
3. Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;
4. Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.
Пояснительная записка:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
Сказка представляет богатый материал для нравственного воспитания детей. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка — это в каком-то смысле поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь Октябрь | Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Три медведя» Л. Н. Толстого; рассматривание иллюстраций. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь-Декабрь | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Маша и медведь» (в обр. М. Булатова), Д/И: «Угадай сказку». Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: Д/И: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» | -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Рубрика советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». |
Январь | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. | Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Федорино горе» -Прослушивание аудиозаписи сказки.
| Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения. |
Февраль-Март | Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. | Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: Д/И: «Из какой сказки герой». | Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». «Как выбрать полезную сказку для малыша» |
Апрель | Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. | Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. | Театрализация сказки К. Ушинского "Козлятки и волк." В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». |
Май | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. | Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы: -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки» Результаты и отчёт о проделанной работе |
1. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
3. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-skazki-e-rol-v-vospitani-rebenka.html
Отчёт.
Практический выход:
Подведение итогов реализации:
1. ежемесячные консультации, беседы с родителями;
2. пополнение библиотеки группы;
3. создание уголка ряжения и его пополнение, театрализация сказок;
4. настольно-печатные игры по мотивам сказок, раскраски по народным сказкам;
5. выставка рисунков, поделок на тему: «Наши любимые сказки».
В результате проведенной работы у детей появились:
- знания об определенных сказочных сюжетах;
- представления о честности, справедливости, доброте;
- отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям;
- умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.
Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость: всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть.
Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...