«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. Описываются компоненты здорового образа жизни, средства физического воспитания в доу. Также охватывается вопрос закаливания как системы мероприятий, заметно повышающих резервные силы и выносливость организма к различным природным явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровый образ жизни, закаливание | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формирование привычки к здоровому образу жизни
у детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель МБОУ ЦО№23 Иванкина Виктория Николаевна
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, и именно на ранней стадии развития, ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и, конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Данная цель реализуется посредством поставленных задач:
• ознакомление детей с общим понятием здоровья, как ценности, состоянии собственного тела, знакомство с организмом человека, обучение умению беречь свое здоровье и заботиться о нем;
• формирование привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;
• расширение знаний детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости;
• формирование положительных качеств личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки,
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист).
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
Для успешного решения этой задачи в детском дошкольном учреждении должны использоваться различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание должно уделяться профилактике плоскостопия: специальные упражнения, использование такого физического оборудования, как массажные коврики, дорожки здоровья.
Дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки безопасности жизнедеятельности, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе занятия можно использовать различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни должны широко использоваться литературные произведения. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. Полученные знания можно закрепить в ходе непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании.
Методически грамотный подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении; способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками; формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям можно использовать ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Способствуют оздоровлению подвижные игры, которые проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.
Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе должен быть оформлен физкультурный уголок, папки-передвижки, регулярно должны проводиться консультации с родителями и родительские собрания. В летний период целесообразно проводить дни здоровья, спортивные семейные праздники, например «Папа, мама, я – спортивная семья».
Организованная таким образом здоровьесберегающая среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства.
В здоровом теле - здоровый дух!
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки,
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист).
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
Закаляйся!
Ничто не укрепляет иммунитет как закаливание. Начинать закаливать ребенка можно с любого возраста.
Важное значение в развитии здорового ребенка имеет целая система мероприятий, заметно повышающих резервные силы и выносливость организма к различным природным явлениям. Закаливание тренирует кровеносную, центральную, сердечно-сосудистую системы и костно-мышечный аппарат.
Стихия укрепляет организм
Средствами закаливания в первую очередь, являются природные условия. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Вода - одна из мощнейших стихий, способная как разрушать, так и созидать. В оздоровительном закаливании вода - один из сильнейших факторов воздействия на организм, к тому же наиболее доступный в быту. Водные процедуры подразделяются на умывание, обтирание, обливание, душ и ванну. Закаливание практикуют постепенно, по нарастающей: от теплых процедур к прохладным.
Для детей дошкольного возраста подойдут ножные ванны. Ноги ставят на деревянную сетку и льют воду. Обливать в течение 20 - 30 секунд, после чего постепенно снижать температуру воды. Обливайте стопы и нижнюю часть голени. Процедура длится 1- 3 минуты. После закаливания разотрите кожу ног до покраснения. Ножные ванны лучше делать перед сном.
Существует ошибочное мнение, что закаливание - это только обливание холодной водой. Но это совсем не так. Закаливанию способствуют:
- прогулки на свежем воздухе, в любую погоду;
- сон на свежем воздухе;
- воздушные и световоздушные ванны;
- солнечные ванны;
- закаливание водой;
- массаж, гимнастика, зарядка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании
выступление на педагогическом совете...
Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...
Проект «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной ...
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТ...
Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых.
Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых....
Реализация программы «Здравствуй» по формированию здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду
Формирование здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста....
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....