доклад на тему: "Этапы выявления одаренности"
консультация
в докладе описываются этапы выявления одаренности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_odarennosti.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс. Можно выделить шесть основных этапов выявления детской одаренности в раннем возрасте:
1. Классификационный, который предусматривает определение видов одаренности у детей раннего возраста по следующим направлениям деятельности для проведения дальнейшей диагностики детей раннего возраста:
- практическая деятельность (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная);
- познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность в различных сферах деятельности);
- художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность);
- коммуникативная деятельность (лидерская и аттрактивная одаренность);
- духовно-ценностная деятельность (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).
2. Исследовательско - диагностический, который предусматривает:
- анкетирование родителей, воспитателей и психологов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
- проведение диагностики, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями.
3. Развивающий (прогностический), который определяет: сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа диагностики; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы.
4. Экспериментально-практический, который осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми и работа с родителями.
5. Аналитико-рефлексивный, который включает: непосредственно анализ результатов диагностики; описание динамики развития детей с предпосылками одаренности; Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
6. Реализационный, который включается в себя не только разработку предложений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом, но и определение направлений дальнейшей работы с одаренными детьми.
При диагностике одаренности детей раннего возраста психологи и педагоги должны использовать следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Тесты, опросники, анкеты.
3. Биографический метод.
4. Психологические тренинги.
Выявление одаренности у детей происходит постепенно. Результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному. Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности. Нельзя оценивать уровень одаренности только на основании одного лишь тестирования. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ни один из методов в отдельности, так и в совокупности не смогут со стопроцентным результатом оценить степень одаренности ребенка.
Одним из лучших методов диагностики является психолого-педагогический мониторинг, который включает в себя следующие требования:
- оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка;
- процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени;
- для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия и виды деятельности;
- при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей;
- нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития;
- при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности;
- любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни;
- педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет о соревнованиях, конкурсах.
Даже комплексная многоэтапная оценка степени или уровня одаренности детей раннего возраста не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки могут впоследствии очень негативно повлиять на развитие ребенка. Выявлять одаренность нужно, чтобы потом правильно и рационально развивать ребенка в той или иной сфере
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выявление одаренности в дошкольном возросте
вопросы о ранней детской одаренности!...
Роль семьи в выявлении одаренных дошкольников
Материал Международной научно-практической конференции 25 марта 2011 г. г.Бирск Р.Б. Москва 2011 г.Одаренные дети как интеллектуально-творческий , инновационный потенциал общества....
«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)
Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
"Раннее выявление одаренности у детей"
консультация для воспитателей...
«Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада»
Развитем детской одаренности как правло занимаются педагоги в школе, но разумно для этого использовать первую ступень образования - детский сад. Как? об этом и пойдет речь в статье....
Доклад на тему: "Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников"
Доклад на тему: "Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников"...