Доклад на тему: "Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал

Сусликова Лилия Николаевна

Доклад на тему: "Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

      Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе ДОУ в соответствии с ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».

      О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе РФ « Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

• предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

• художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

• когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

 Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

• целевые прогулки, экскурсии, виртуальные экскурсии,

• беседы,

• дидактические игры,

• чтение художественной литературы,

• праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.

И, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность.

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением. Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

• Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

• Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения«Это было очень-очень давно»«Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п.

• Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например«князь»«полководец», следует объяснить их значение.

• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

 

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;

• Наблюдения (позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)

• Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

• Беседы с детьми о стране, родном городе;

• Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

• Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений (гимн страны, патриотические песни о Родине);

• Знакомство детей с народной декоративной росписью (роспись, игрушки, вышивка);

• знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

• Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, в группе, совместный труд с родителями и т. п.);

• Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

• Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Методические рекомендайии (в форме консультации) для воспитателей по познавательному развитию старших дошкольников....

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Сообщение на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение  на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»...

доклад на заседании ГМО по теме "Формы и методы патриотического воспитания дошкольников"

доклад раскрывает современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников...