Консультация для педагогов
консультация

Выступление па педсовете по теме "Роль экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово

«Образовательные и развивающие задачи  уголка экспериментирования в группе дошкольного учреждения»

                                                          Подготовила воспитатель: Жигальцова О.Н.

2018-2019 учебный год


Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления. Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д. Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем. Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

 Игры-эксперименты

Во второй ранней и младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.

  Моделирование

 Воспитатель предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования (водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д.). Предварительно дети рассматривают наглядный материал: картинки/фотографии явления. Практическое задание заключается в имитации условий возникновения названного явления. Например, для моделирования бурунов (волн с пенистым гребнем) дети выполняют инструкции воспитателя: в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Каждый воспитанник берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень. Моделирование доступно самым маленьким исследователям, они могут сымитировать листопад (подбрасывая кусочки бумаги), весеннюю капель (набрав в сито снег и наблюдая его таяние) и т. д.

 Опыты

Чтобы детям было интересно достичь результата практического исследования, рекомендуется использовать проблемную ситуацию. План опытной деятельности младших и средних дошкольников проговаривается педагогом. Воспитатель показывает каждый пункт действий и следит за выполнением детьми. Дети старшей и подготовительной групп тренируются в самостоятельном построении структуры опыта, воспитатель помогает наводящими вопросами. За экспериментированием обязателен контроль педагогом. В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента. Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Возрастная категория

Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка

2 группа раннего развития (1,5–3 года)

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;                            
  •  развитие умения сосредотачивать внимание на объекте

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков

Средняя группа (4–5 лет)

  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Старшая группа (5–6 лет)

  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа)

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи

      Наполняемость уголков экспериментирования по возрастам

Возрастная группа

Дидактический компонент

Материалы

Инструменты и ёмкости

Приборы

2 группа раннего развития (1,5–3 года)

Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);

игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);

наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования

Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки; неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски

Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето; пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками

Вторая младшая группа (3–4 года)

Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);

расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);

 наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром

Расширенная база природного и бросового материала: добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки; из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло; медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами)

Средняя группа (4–5 лет)

Расширенная подборка познавательных книг и альбомов; Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»; дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?»

К природным материалам добавляются: камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги; новые вещества: пищевые красители, сода, мука; новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки

Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты; пополнение набора посуды: стеклянные сосуды

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки

Старшая группа (5–6 лет)

Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы; альбомы с алгоритмами выполнения опытов; новый наглядные материалы: таблицы, макеты; дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке»

Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка; технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки; новые вещества: крахмал, уксус; новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка

Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки; новая посуда: мерные стаканчики, колбы

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии; новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы); настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов»

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы

 Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Новый прибор: телескоп




Предварительный просмотр:

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи

2 группа раннего развития                           (1,5–3 года)

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;  
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте

Младшая группа  (3–4 года)

  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков

Средняя группа (4–5 лет)

  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Старшая группа (5–6 лет)

  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

  •   Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа)                   

МКДОУ детский сад «Радуга» село Мамонтово

Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка (по возрастам)

Подготовили воспитатели:                                        Жигальцова О.Н.                                             Бусс И.Д.C:\Users\ХХХ\Desktop\Безымянный.png

2018год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...