«Радуга дружбы» проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет.
проект (старшая, подготовительная группа)
Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет.
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии природы, многообразии стран и народов их населяющих, многообразии национальных культур.
Развивающие:
- развивать речь как средство общения и культуры;
- способствовать познавательной активности, любознательности;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
Задачи проекта для педагогов и родителей:
- положить начало формированию у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей;
- формировать компетенции у педагогов и родителей в области этнокультурного воспитания;
- обогатить предметно-развивающую среду в группах и в ДОУ, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;
- укрепить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_druzhby.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
«Радуга дружбы»
проект по воспитанию интереса и уважения
к культурам разных стран у детей 5-7 лет.
Разработчики:
Евса Т.А.
Сукач М.Ю.
Муравьева Т.Н.
Мартыновская С.Г.
Игнатенкова М.С.
Довгаль В.М.
г. Гагарин
2018 г.
Толерантность – гигиена общения.
Толерантность – дорога к миру.
Актуальность темы.
Для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину.
Воспитание этнической толерантности дошкольников является составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания в детском саду.
Формирование толерантных качеств - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. Подрастающее поколение можно считать своеобразной микромоделью современного полиэтнического общества, где, как на ладони, видны огрехи воспитания старшего поколения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языками, верованиями во всем мире приводит к росту психологической напряженности. В результате меняется законодательство, отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах.
Миссия образовательной организации – трансляция культуры новому поколению. В системе дошкольного образования назрела необходимость перехода к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в которых происходит трансляция культуры в ее исходной целостности содержания и системы отношений, реализующие соответствующие ценности. Это новый подход к организации содержания образования, его методов и форм.
Описание учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка». Количество воспитанников- 263 человека, среди них имеются представители разных национальностей - русские, украинцы – 1%, армяне – 5,7%, татары – 1%, узбеки – 1,5%, таджики – 1,9%, дагестанцы- 1%, то есть наш детский сад – многонационален и является теплым, уютным вторым домом для ребенка любого цвета глаз и кожи, любого вероисповедания.
Поэтому возникла необходимость реализовать проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет, создать благодатную почву для создания сплоченного, обладающего толерантным сознанием, микросоциума, создать благоприятный, дружественный психологический климат в ДОУ, посредством решения задач, поставленных в проекте.
Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет.
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии природы, многообразии стран и народов их населяющих, многообразии национальных культур.
Развивающие:
- развивать речь как средство общения и культуры;
- способствовать познавательной активности, любознательности;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
Задачи проекта для педагогов и родителей:
- положить начало формированию у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей;
- формировать компетенции у педагогов и родителей в области этнокультурного воспитания;
- обогатить предметно-развивающую среду в группах и в ДОУ, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;
- укрепить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.
Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги ДОУ.
Принципы формирования содержания проекта:
Принцип культуросообразности - отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принцип гуманитаризации образования. Раскрывая существо принципа гуманитаризации, академик, психолог В.П.Зинченко пишет, что «любое «предметное» знание должно появляться перед детьми как результат работы и размышлений конкретных людей, как история их поисков, открытий, заблуждений».
Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.
Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление разработки форм и методов педагогической работы.
Принцип интеграции образовательных областей.
Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.
Теоретическое обоснование темы.
Толерантность ( от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.)
Толерантность определяется следующим образом: «Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Эти культурные процессы тесно связаны с ядром личности человека – его ценностями и смыслами. А.Н. Леонтьев определял личность как иерархию ценностей. Неудивительно, что именно посягательство на ценности рассматривается как самое серьезное для человека испытание, как самая значительная угроза его психологической целостности и психическому здоровью. Действительно, любого рода моральный релятивизм (отрицание обязательных нравственных норм) губителен для личности. Как же могут сосуществовать терпимость, принятие другого человека в его инаковости и нравственные основы?
Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001- 2005 гг.) была официально принята 25 августа 2001 г.
Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку, другой культуре может стать присущая ребенку дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Снежинка». Согласно ФГОС ДО программа любой дошкольной организации должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста педагогами нашего детского сада организуются через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, музыкальную деятельность, организацию экскурсий, семейных праздников. Не менее важен, а даже более нагляден личный пример педагога – изо дня в день ребенок учится у него быть добрым, заботливым, вежливым, культурным, и принимать и понимать на уровне психологическом «непохожих» на него детей. Весь педагогический инструментарий в руках педагога - и беседы, и познавательные игры, и показ медиа - и видеоматериалов, и «погружение» в культуру разных народов, и проводимые мероприятия, знакомящие детей с традициями разных народностей, с их бытом, праздниками, национальными блюдами, видами национальных танцев и разнообразием музыкального и художественно-литературного фольклора. Колоритность, самобытность такого досуга наполнят ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволит и родителям, присутствующим и участвующим на таких праздниках, понять и принять многообразие этнического мира. Семья – главное, первое социальное окружение ребенка, откуда «растут корни» детской ксенофобии, либо, напротив, толерантного, уважительного отношения к представителям разных наций. Социальные проблемы зачастую не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – способствовать формированию их мировоззрения, воспитанию духовности и нравственности, толерантной культуры поведения, а ведь в повседневном общении с родителями дошкольник также учится познавать мир, приобретает жизненный опыт и усваивает нормы поведения. В семье дошкольник учится уважительному отношению к разным людям, их делам, их отдыху и досугу, традициям, этнокультурным особенностям. Наш детский сад благотворно взаимодействует с семьями воспитанников, с целью оказания помощи в воспитании толерантности детей друг к другу и к окружающему миру. Осознание большого значения формирования этнической толерантности в становлении гражданской позиции, духовно-нравственных качеств личности дошкольника, послужило поводом для разработки долгосрочного проекта «Радуга дружбы».
Краткая аннотация проекта.
Суть и основа данного проекта – сравнение культурных традиций у разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни.
Мы понимали, насколько это деликатная и психологически непростая задача. Мы обсудили наши планы с родителями детей. К нашей радости нашли в лице родителей понимание и поддержку, а позднее и активную помощь.
Привычный, обыденный хлеб – особая ценность и, если угодно, персонаж культуры разных стран. Мы наблюдали как формируется у детей понимание сходства в отношении разных людей к хлебу (женщин разных национальностей, которые пекут хлеб, агронома-хлебороба, ветерана – ребенка в годы Великой Отечественной войны).
Дети с одинаковым увлечением смотрели мультфильмы разных народов, читали сказки разных народов, рисовали к ним иллюстрации.
Увлекательным праздником получился фестиваль народных игр, который прошел не без участия родителей.
Интерактивная выставка творческих работ родителей, которая включила в себя стенгазеты «Моя родина», национальный костюм для куклы, предметы быта моего народа всколыхнула добрые чувства любви к тому месту на земле, где родился, где когда- то жил, а для детей сам факт создания выставки имеет огромное воспитательное значение.
Информационно-коммуникативная технология способствовала погружению детского сознания в восприятие культур разных народов через их сравнительную характеристику. Презентация использовалась воспитателями при проведении ООД.
Организуя работу в группах, педагоги несли в детские души мысль о том, что мы все разные, но живем в мире и дружбе в нашем славном городе Гагарин, в нашей любимой стране Россия.
Итогом работы становится театрализованное представление, на которое приглашаются родители.
Время реализации проекта: май 2018года – декабрь 2019 года.
Практическая значимость проекта.
Реализация данного проекта не только повысила профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысила педагогическую компетенцию родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научились доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, расширили кругозор. Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлияло на повышение качества образовательного процесса.
Проект состоит из трёх этапов.
I этап: подготовительный
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Анкетирование воспитателей (адаптиро-ванная и дополненная методика Е.И.Николаевой, С.Г.Кудельниковой, Н.Рейнер). Цель: определить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей), а также изучить отношения воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада. | Май 2017 г. | Заместитель заведую-щего Перезашкевич Н.А. |
2. | Разработка плана работы МБДОУ «Детский сад «Снежинка» по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса на 2017-2018учебный год | Сентябрь | Творческая группа |
3. | Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. | Сентябрь | Воспитатель Евса Т.А. |
4. | Создание картотеки подвижных игр народов мира | Октябрь | Руководитель ФИЗО Муравьева Т.Н. |
5. | Методическая работа с педагогами, освещающая вопросы формирования толерантности у педагогов и детей. | Октябрь - | Заместитель заведую-щего Перезашкевич Н.А По плану методической работы. |
II этап: основной
№ п/п | Мероприятие проекта | Сроки | Ответственный |
1. | ООД «Путешествие по странам» (заочная ознакомительная экскурсия с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Татарстаном). Тематические беседы по ознакомлению с ремёслами и культурными традициями народов мира. | Октябрь. | Составление презента-ции Мартыновская С.Г. Воспитатели групп |
2. | Интернациональный праздник «Хлеб всему голова». - 1 этап. Мастер-класс для родителей «Хлеб разных народов» - 2 этап. Праздник для детей при участии родителей «Вот он, хлебушко душистый!». | Октябрь. | Сукач М. Ю., Евса Т.А., воспитатели групп, музыкальные руководители, родители, дети. |
3. | Фестиваль «Игры народов мира». | Ноябрь. | Муравьёва Т. Н. – руко-водитель ФИЗО, воспи-татели групп, руководи-тели физкультурных кружков. |
4. | Семейная фотовыставка «Место, где я родился». Выпуск стенгазет с рассказами о родном крае и фотографиями интерьеров национальных жилищ. | Январь. | Сукач М. Ю., Евса Т.А.., воспитатели групп, родители. |
6. | Создание интерактивной выставки «Национальный костюм и предметы быта моего народа». | Январь. | Довгаль В.М., воспита-тели групп, родители. |
7. | Просмотр мультфильмов о традициях разных народов. | Февраль. | Воспитатель Белова В.А. |
8. | Постановка детского спектакля «Дружба». Закрытие проекта. | Февраль. | Игнатенкова М.С. – воспитатель, руководи-тель кружка актёрского мастерства. |
9. | Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности. | Октябрь- апрель | Воспитатели групп |
10. | Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме проекта. | Октябрь- апрель | Заведующий Зорина Е.В. Рук.тв. группы Евса Т.А. Воспитатели групп |
III этап: заключительный
№ п/п | Мероприятие проекта | Сроки | Ответственный |
1 | Определение значимости данного направления работы по результатам опроса родителей о качестве образовательной услуги. | апрель | Заведующий Зорина Е.В. |
2 | Распространение опыта среди коллег г. Гагарин | 2018 год | Заместитель заведующего Перезашкевич Н.А., педагоги. |
Результаты.
1. В ДОУ созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
2. Расширен кругозор детей, сформированы предпосылки для развития толерантного самосознания - чувства уважения, доброжелательного отношения друг к другу, независимо от национальной принадлежности, особенности культуры и быта, вероисповедания, тем самым заложен фундамент для воспитания патриота на следующих ступенях системы образования.
3. Организованы партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдается активное вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада.
4. Повышена педагогическая компетенция педагогов ДОУ. Методический кабинет пополнен современной методической литературой и методическими разработками по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2008. – 80 с.
- Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: Ось – 89, 2004. – 80 с.
- Пастухова М.В. Патриотическое воспитание во взаимосвязи с проблемой этнической толерантности // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России – 2012». [Электронный ресурс]: URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/conference/zvorykin2012/Murom_2012.pdf .
- Соловьева Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 8лет. – М.:Просвещение. 2017.- 72с.
- Гурылева Н.И. Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного образования. Международная научная конференция «педагогическое мастерство». Москва, апрель 2012г.
Приложения в электронном виде:
1. Приложение 1. Анкета для педагогов
2. Приложение 2. Мы разные, но мы вместе :
- конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Наша Родина-Россия» в подготовительной к школе группе
- презентация «Мы разные, но мы вместе»
- конспект беседы к презентации
3. Приложение 3. Интернациональный праздник :
- конспект мастер-класса для родителей «Хлеб разных народов»
- сценарий интернационального праздника «Вот он, хлебушко душистый!»
- презентация к сценарию интернационального праздника «Вот он, хлебушко душистый!»
4. Приложение 4. Игры разных народов
- Картотека подвижных игр народов мира
- Сценарий спортивного досуга, совместно с родителями «Национальные подвижные игры» для подготовительной группы
- Сценарий спортивного досуга, совместно с родителями «Фестиваль национальных игр»
- Конспект спортивного развлечения "Игры народов мира" для старшей группы
5. Приложение 5. Место, где я родился:
- комментарий к выставке
- презентация «Место, где я родился»
6. Приложение 6. Картотека мультфильмов по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Радуга дружбы»
7. Приложение 7. Сценарий спектакля по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с культурой разных стран, как средство воспитание нравственности у дошкольников
Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с люд...
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН подготовительной группы " Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет"
состален план работы на год по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет...
Воспитание интереса и уважение к культуре разных стран через ознакомление и приобщение детей к танцевальному искусству народов мира.
Пояснительная запискаВ современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культ...
«Радуга дружбы» проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет.
Создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традиц...
Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет. « Радуга дружбы»
Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет. « Радуга дружбы»...
Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет «Радуга дружбы»
Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет...