«Радуга дружбы» проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет.
проект (старшая, подготовительная группа)

Сукач Марина Юрьевна

Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей  5- 7 лет.

Задачи проекта для детей:

Обучающие:

создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии  природы, многообразии стран и народов их населяющих, многообразии национальных культур.

Развивающие:

- развивать речь как средство общения и культуры;

- способствовать познавательной активности, любознательности;

- расширять кругозор детей.

Воспитательные:

- воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

- формировать  у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;

- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Задачи проекта для педагогов и родителей:

-  положить начало формированию  у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей;

- формировать  компетенции у педагогов и родителей в области этнокультурного воспитания;

- обогатить  предметно-развивающую среду в группах и в ДОУ, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;

- укрепить  партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_druzhby.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

«Радуга  дружбы» 

 проект по воспитанию интереса и уважения

к культурам разных стран у детей 5-7 лет.

Разработчики:

Евса Т.А.

Сукач М.Ю.

Муравьева Т.Н.

Мартыновская С.Г.

Игнатенкова М.С.

Довгаль В.М.

г. Гагарин

2018 г.

Толерантность – гигиена общения.

Толерантность – дорога к миру.

Актуальность темы.

Для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину.

Воспитание этнической толерантности дошкольников является составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания в детском саду.

Формирование толерантных качеств - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. Подрастающее поколение можно считать своеобразной микромоделью современного полиэтнического общества, где, как на ладони, видны огрехи воспитания  старшего поколения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языками, верованиями во всем мире приводит к росту психологической напряженности. В результате меняется законодательство, отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах.

Миссия образовательной организации – трансляция культуры новому поколению. В системе дошкольного образования назрела необходимость перехода к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в  которых происходит трансляция культуры в ее исходной целостности содержания и системы отношений, реализующие соответствующие ценности. Это новый подход к организации содержания образования, его методов и форм.

Описание учреждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Снежинка». Количество воспитанников- 263 человека, среди них имеются представители разных национальностей - русские, украинцы – 1%, армяне – 5,7%, татары – 1%, узбеки – 1,5%, таджики – 1,9%, дагестанцы- 1%, то есть наш детский сад – многонационален и является теплым, уютным вторым домом для ребенка любого цвета глаз и кожи, любого вероисповедания.

Поэтому  возникла необходимость реализовать проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет, создать благодатную почву для создания сплоченного, обладающего толерантным сознанием, микросоциума, создать благоприятный, дружественный психологический климат в ДОУ, посредством решения задач, поставленных в проекте.

Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей  5- 7 лет.

Задачи проекта для детей:

Обучающие:

создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии  природы, многообразии стран и народов их населяющих, многообразии национальных культур.

Развивающие:

- развивать речь как средство общения и культуры;

- способствовать познавательной активности, любознательности;

- расширять кругозор детей.

Воспитательные:

- воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

- формировать  у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;

- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Задачи проекта для педагогов и родителей: 

-  положить начало формированию  у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей;

- формировать  компетенции у педагогов и родителей в области этнокультурного воспитания;

- обогатить  предметно-развивающую среду в группах и в ДОУ, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;

- укрепить  партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.

 Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги ДОУ.

Принципы формирования содержания проекта:

Принцип культуросообразности - отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принцип гуманитаризации образования. Раскрывая существо принципа гуманитаризации, академик, психолог В.П.Зинченко пишет, что «любое «предметное» знание должно появляться перед детьми как результат работы и размышлений конкретных людей, как история их поисков, открытий, заблуждений».

Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.

Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление разработки форм и методов педагогической работы.

Принцип интеграции образовательных областей.

Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

Теоретическое обоснование темы.

Толерантность ( от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.)

Толерантность определяется следующим образом: «Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

        Эти культурные процессы тесно связаны с ядром личности человека – его ценностями и смыслами. А.Н. Леонтьев определял личность как иерархию ценностей. Неудивительно, что именно посягательство на ценности рассматривается как самое серьезное для человека испытание, как самая значительная угроза его психологической целостности и психическому здоровью. Действительно, любого рода моральный релятивизм (отрицание обязательных нравственных норм) губителен для личности. Как же могут сосуществовать терпимость, принятие другого человека в его инаковости и нравственные основы?

Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001- 2005 гг.) была официально принята 25 августа 2001 г.

Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку,  другой культуре может стать присущая ребенку дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Снежинка». Согласно ФГОС ДО программа любой дошкольной организации должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 Воспитание   толерантных отношений у детей дошкольного возраста педагогами  нашего детского сада организуются  через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, музыкальную деятельность, организацию экскурсий, семейных праздников. Не менее важен, а даже более нагляден личный пример педагога – изо дня в день ребенок учится у него быть добрым, заботливым, вежливым, культурным, и принимать и понимать на уровне психологическом «непохожих» на него детей. Весь педагогический инструментарий в руках педагога - и беседы, и познавательные игры, и показ медиа - и видеоматериалов, и «погружение» в культуру разных народов, и проводимые мероприятия, знакомящие детей с традициями разных народностей, с их бытом, праздниками, национальными блюдами, видами национальных танцев и разнообразием музыкального и художественно-литературного фольклора. Колоритность, самобытность такого досуга наполнят ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволит и родителям, присутствующим и участвующим на таких праздниках, понять и принять многообразие этнического мира. Семья – главное, первое социальное окружение ребенка, откуда «растут корни» детской ксенофобии, либо, напротив, толерантного, уважительного отношения к представителям разных наций. Социальные проблемы зачастую не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – способствовать формированию их мировоззрения, воспитанию духовности и нравственности, толерантной культуры поведения, а ведь в повседневном общении с родителями дошкольник также учится познавать мир, приобретает жизненный опыт и усваивает нормы поведения. В семье дошкольник учится уважительному отношению к разным людям, их делам, их отдыху и досугу, традициям, этнокультурным особенностям. Наш детский сад благотворно взаимодействует с семьями воспитанников, с целью оказания помощи в воспитании толерантности детей друг к другу и к окружающему миру. Осознание большого значения формирования этнической толерантности в становлении гражданской позиции, духовно-нравственных качеств личности дошкольника, послужило поводом для разработки долгосрочного проекта «Радуга дружбы».

Краткая аннотация проекта.

Суть и основа данного проекта – сравнение культурных традиций у разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни.

Мы понимали, насколько это деликатная и психологически непростая задача. Мы обсудили наши планы с родителями детей. К нашей радости нашли в лице родителей понимание и поддержку, а позднее и активную помощь.

Привычный, обыденный хлеб – особая ценность и, если угодно, персонаж культуры разных стран. Мы наблюдали  как формируется у детей понимание сходства в отношении разных людей к хлебу (женщин разных национальностей, которые пекут хлеб, агронома-хлебороба, ветерана – ребенка в годы  Великой Отечественной войны).

Дети с одинаковым увлечением смотрели  мультфильмы разных народов, читали сказки разных народов, рисовали  к ним иллюстрации.

Увлекательным праздником получился фестиваль  народных игр, который прошел не без участия родителей.

Интерактивная выставка творческих работ родителей, которая   включила в себя стенгазеты «Моя родина», национальный костюм для куклы, предметы быта моего народа  всколыхнула добрые чувства любви к тому месту на земле, где родился, где когда- то жил, а для детей сам факт создания  выставки имеет огромное воспитательное значение.

Информационно-коммуникативная технология способствовала погружению детского сознания в восприятие культур разных народов через их сравнительную характеристику. Презентация использовалась воспитателями при проведении ООД.

Организуя работу в группах, педагоги несли в детские души мысль о том, что мы все разные, но живем в мире и дружбе в нашем славном городе Гагарин, в нашей любимой стране Россия.

Итогом работы становится театрализованное представление, на которое приглашаются родители.

Время реализации проекта: май 2018года – декабрь 2019 года.

Практическая значимость проекта.

Реализация данного проекта не только повысила профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысила педагогическую компетенцию родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научились доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, расширили кругозор. Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлияло  на повышение качества образовательного процесса.

Проект состоит из трёх этапов.

 I этап: подготовительный

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Анкетирование воспитателей (адаптиро-ванная и дополненная методика Е.И.Николаевой, С.Г.Кудельниковой, Н.Рейнер).

 Цель: определить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей), а также изучить отношения воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада.

Май 2017 г.

Заместитель заведую-щего Перезашкевич Н.А.

2.

Разработка  плана работы МБДОУ «Детский сад «Снежинка»  по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса на 2017-2018учебный год

Сентябрь

Творческая группа

3.

Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

Воспитатель

Евса Т.А.

4.

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Октябрь

Руководитель ФИЗО Муравьева Т.Н.

5.

Методическая работа с педагогами, освещающая  вопросы формирования толерантности у педагогов и детей.

Октябрь -

Заместитель заведую-щего Перезашкевич Н.А По плану методической работы.

II этап: основной

№ п/п

Мероприятие проекта

Сроки

Ответственный

1.

ООД «Путешествие по странам» (заочная ознакомительная экскурсия с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Татарстаном).  Тематические беседы  по ознакомлению с ремёслами и культурными традициями народов мира.

Октябрь.

Составление презента-ции Мартыновская С.Г.

Воспитатели групп

2.

Интернациональный праздник «Хлеб всему голова».

- 1 этап. Мастер-класс для родителей «Хлеб разных народов»

- 2 этап. Праздник для детей при участии родителей «Вот он, хлебушко душистый!».

Октябрь.

Сукач М. Ю., Евса Т.А.,  воспитатели групп, музыкальные руководители, родители, дети.

3.

Фестиваль «Игры народов мира».

Ноябрь.

Муравьёва Т. Н. – руко-водитель ФИЗО, воспи-татели групп, руководи-тели физкультурных кружков.

4.

Семейная фотовыставка «Место, где я родился».  Выпуск стенгазет с рассказами  о родном крае и фотографиями интерьеров национальных жилищ.

Январь.

Сукач М. Ю., Евса Т.А..,  воспитатели групп, родители.

6.

Создание интерактивной выставки «Национальный костюм  и предметы быта моего народа».

Январь.

Довгаль В.М.,  воспита-тели групп, родители.

7.

Просмотр  мультфильмов о традициях  разных народов.

Февраль.

Воспитатель Белова В.А.

8.

Постановка детского  спектакля «Дружба».

Закрытие проекта.

Февраль.

Игнатенкова М.С. – воспитатель, руководи-тель кружка актёрского мастерства.

9.

Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

Октябрь- апрель

Воспитатели групп

10.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме проекта.

Октябрь- апрель

Заведующий      Зорина Е.В.

Рук.тв. группы Евса Т.А.

Воспитатели  групп

III этап: заключительный

№ п/п

Мероприятие проекта

Сроки

Ответственный

1

Определение значимости данного направления работы по результатам опроса родителей о качестве образовательной услуги.

апрель

Заведующий Зорина Е.В.

2

Распространение опыта среди коллег г. Гагарин

2018  год

Заместитель заведующего Перезашкевич Н.А., педагоги.

Результаты.

 1. В ДОУ созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

2. Расширен кругозор детей, сформированы предпосылки для развития толерантного самосознания - чувства уважения, доброжелательного отношения друг к другу, независимо от национальной принадлежности, особенности культуры и быта, вероисповедания, тем самым заложен фундамент для воспитания патриота на следующих ступенях системы образования.

3. Организованы партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдается активное вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада.

4. Повышена педагогическая компетенция педагогов ДОУ. Методический кабинет пополнен современной методической литературой и методическими разработками по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации.  – М.: Сфера, 2008. – 80 с.
  2. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: Ось – 89, 2004. – 80 с.
  3. Пастухова М.В. Патриотическое воспитание во взаимосвязи с проблемой этнической толерантности // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России – 2012». [Электронный ресурс]: URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/conference/zvorykin2012/Murom_2012.pdf .
  4. Соловьева Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 8лет. – М.:Просвещение. 2017.- 72с.
  5. Гурылева Н.И. Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного образования. Международная научная конференция «педагогическое мастерство». Москва, апрель 2012г.

Приложения в электронном виде:

1. Приложение 1. Анкета для педагогов

2. Приложение 2. Мы разные, но мы вместе :

- конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Наша Родина-Россия» в подготовительной к школе группе

- презентация «Мы разные, но мы вместе»

- конспект беседы к презентации

3. Приложение 3. Интернациональный праздник :

- конспект мастер-класса для родителей «Хлеб разных народов»

- сценарий интернационального праздника «Вот он, хлебушко душистый!»

- презентация к сценарию интернационального праздника «Вот он, хлебушко душистый!»

4. Приложение 4. Игры разных народов

- Картотека  подвижных игр народов мира

- Сценарий спортивного досуга, совместно с родителями «Национальные подвижные игры» для подготовительной группы

- Сценарий спортивного досуга, совместно с родителями «Фестиваль национальных игр»

- Конспект спортивного развлечения  "Игры народов мира" для старшей группы

5. Приложение 5. Место, где я родился:

- комментарий к выставке

- презентация «Место, где я родился»

6. Приложение 6. Картотека мультфильмов по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Радуга дружбы»

7. Приложение 7. Сценарий спектакля по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с культурой разных стран, как средство воспитание нравственности у дошкольников

Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с люд...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН подготовительной группы " Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет"

состален план работы на год по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет...

Воспитание интереса и уважение к культуре разных стран через ознакомление и приобщение детей к танцевальному искусству народов мира.

Пояснительная запискаВ современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культ...

«Радуга дружбы» проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет.

Создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традиц...

Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет. « Радуга дружбы»

Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет.  « Радуга  дружбы»...

Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет «Радуга дружбы»

Цель проекта: воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей  5- 7 лет...