Консультация для педагогов
консультация
Игра - как средство музыкального воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Игра – как средство музыкального воспитания
«Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б. Эльконин).
Социальный заказ и новые требования ФГОС ориентируют отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме деятельности, как игра.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная деятельность является одной из любимых детьми. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
∙ развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;
∙ формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
∙ обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
∙ развитие музыкальных, творческих способностей;
∙ развитие социально-коммуникативных навыков.
Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы ребенка.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только развитие музыкальных и творческих способностей, эстетических эмоций и чувств, но и являлись бы средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников. Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия, направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкальных игр.
Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия. Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.
Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.
∙ Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
∙ Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
∙ Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости.
Формы проведения музыкальных игр.
В методике дошкольного воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача-передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения, а так же игры театрализованные, дидактические, хороводные.
Музыкальные подвижные игры с правилами.
Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры. Если малышам надо просто побегать, то старшие дошкольники, например, сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают гиперактивные дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах, на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший выход.
Таким образом, игра-наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила и, облаченная в интересную для ребенка форму, помогает в непринужденной обстановке взаимодействию детей между собой. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку, формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со сверстниками.
Список использованной литературы
1. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. – М.: «Гном», 2001;
2. Анисимова Г.И. Музыкальные игры для дошкольников 5-7 лет. //«Логопед
в детском саду» №3-2010;
3. Праслова Г. Музыкальная игра как средство развития //Музыкальный
руководитель №3-2004;
4. Выродова И.А. Социализация особых детей раннего возраста средствами
музыки //Музыкальный руководитель №5-2011;
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика
музыкального воспитания. – М.: «Просвещение», 1989;
6. Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке: музыкальные
игры и занятия для детей. - Ростов на-Дону, «Феникс», 2010.
«Игра с бубном»
∙ Описание. Дети стоят в кругу, в центре круга-водящий с бубном.
∙ Вступление. Все поворачиваются в одну сторону.
∙ Часть 1 (с повторением). Водящий ритмично ударяет в бубен, дети движутся по кругу подскоком, свободно размахивая руками.
∙ Часть 2 (с повторением). Дети, стоя на месте, лицом к центру круга, хлопают в ладоши. Водящий, встряхивая бубном, скачет внутри круга. С окончанием музыки он протягивает бубен между двумя детьми, около которых остановился.
∙ Эти дети бегут за кругом в разных направлениях без музыкального сопровождения. Обежавший круг первым, легко ударяет в бубен. Затем берет его в руки и становится новым водящим.
Игра «Чей кружок быстрее соберется?»
∙ Описание. Дети образуют четыре кружка. В середине каждого круга стоит ребенок-ведущий с платочком определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
∙ Такты 1-4.дети легко и подвижно идут по кругу, ведущие помахивают платочком, как бы показывая его.
∙ Такты 5-8: Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.
∙ Такты 9-16: Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочком, как бы прощаясь.
∙ Такты 17-20: дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают на другие места и поднимают платочки.
∙ Такты 21-24: Дети бегут к своим ведущим и становятся вокруг него в кружок, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который первым.
Игра: «Кто скорее»
∙ Описание. Дети распределяются на две равные подгруппы и встают в две шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Сзади коридора воспитатель-ведущий, в руках у него погремушки по количеству детей, стоящих в одной шеренге.
∙ Такты 1-2: Последний ребенок одной из шеренг легким подскоком приближается к воспитателю и с окончанием музыкальной фразы останавливается.
∙ Такты 3-4: Тем же движением приближается к воспитателю последний ребенок другой шеренги. В конце 4-ого такта двое детей поворачиваются спиной друг к другу.
∙ Такты5-8: Быстро обегают свою шеренгу и по коридору, выстроенному из ребят, вновь бегут к воспитателю. Прибежавший первым получает погремушку. Дети встают на место первых в шеренгах, а все остальные продвигаются на одно место назад. Игра повторяется, соревнуются другие дети, стоящие последними. Побеждает та команда, которая получит большее число погремушек.
Игры с пением.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, а по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Игра «Сапожник»
∙ Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4 шага вперед и 4 шага назад на свое место.
∙ Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами отходят назад.
∙ На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает вопрос, а дети отвечают.
∙ Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь!
Дети, дети, сапоги порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
Дети, дети, кто же мне заплатит?
-Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник» ловит их. Пойманный становится «сапожником».
Игра: «Прятки с платком»
Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг. 1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу, сопровождая движение пением:
Очень любим в пряталки мы играть, очень любим прятаться и искать.
Припев: Вы скорее приседайте, глазки быстро закрывайте.
Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-нибудь из детей платком, стараясь полностью спрятать ребенка. Дети открывают глаза и встают.
2-ой куплет. Запев (поет педагог): Кто к платочку подойдет и того, кто спрятался, назовет?
Угадавший поднимает руку.
Припев (поет педагог): Сашенька (любое имя), подойди. Сашенька, назови.
Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и с окончанием песни называет его имя.
Игры со словом.
Игра: «Ваня – простота» (русская народная потешка, автор Л. Исаева)
Дети берутся за руки и становятся в круг. Ведущий «Ваня»- в центре круга.
Барашеньки, крутороженьки, (Идут пружинящим шагом)
По лесам ходили, по дворам бродили, (Идут топающим шагом)
В скрипочку играли, (Имитируют игру на скрипке)
Ваню потешали. (С легким поклоном поворачиваются к «Ване»)
Ваня, Ваня-простота (Идут в центр круга поддразнивают его)
Купил лошадь без хвоста. (Отходят)
Сел задом наперед (Отворачиваются на прыжке)
И поехал в огород. (Пружинят и выполняют скользящие хлопки)
Ваня догоняет обидчиков.
Игра: «Дощечка» (слова О. Колпаковой, автор О. Берзина)
Положили через речку
То-то узкую дощечку! (Дети, взявшись за руки, идут по кругу. )
Кот пойдет-повалится, (Повернувшись лицом в круг, делают один приставной шаг с «пружинкой» вправо)
Кошка в воду свалится, (Повторяют движение приставного шага)
Петушок споткнется, (Повторяют движение приставного шага)
Утка сковырнется… (Повторяют движение приставного шага)
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Ребенок- «мышка», выбранный заранее, устремляется легким бегом через середину круга. Двое детей, стоящих напротив «мышки», расцепляют руки. «Мышка» по воображаемой дощечке переводит сдвоенную цепочку «мышат».
Только мышка перешла
И мышат перевела! (Дети, расцепив руки, весело подпрыгивают на двух ногах, кружась на месте и хлопая в ладоши)
Игра: «Медведь» (слова И. Токмаковой, автор К.Ряховская)
Описание. Дети стоят по кругу. В центре его сидит ребенок с закрытыми глазами. Это- «медведь».
Как под горкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на горке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
И под елкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на елке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
А под снегом спит медведь. Идут к центру осторожными шагами.
- Тише, тише, не шуметь.
Последнюю строчку говорит кто-то из детей. «Медведь», не открывая глаз, пытается узнать по голосу, кто его позвал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...