Проект Организация развивающей предметно пространственной среды по ФГОС ДО
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0007912d-eddaa4d3_1.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района – детский сад «Орлёнок»
Проект
«Организация развивающей
предметно - пространственной среды
по ФГОС ДО»
Автор:
Легачева Ирина Сергеевна,
воспитатель
г. Куйбышев
2017г
Пояснительная записка
Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 2017 – 2018 учебный год.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Актуальность:
пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть привлекательными. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет адекватно организованная образовательная среда, которая стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательную активность, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации.
Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, был разработан проект «Организацияразвивающей предметно - пространственной среды группы для детей среднего возраста».
Цель проекта: создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи проекта:
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Создать условия для полноценного проживания детьми дошкольного детства с учётом их индивидуальных особенностей.
3. Вовлекать родителей (законных представителей) и детей в деятельность по созданию комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: самообразование (изучение нормативно-правовых документов, учебно-методических и игровых материалов, анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ, участие в вебинарах по организации предметно-пространственной среды детского сада); организация «Творческой мастерской»; тематические консультации, беседы, родительские собрания, оформление выставок, проведение мастер-класса.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. Родители (законные представители) и дети вовлечены в образовательный процесс, т.е являются его полноценными участниками.
Этапы и мероприятия реализации проекта:
Подготовительный этап
Июль 2017г – октябрь 2017г
Мероприятия | Срок | Ответственный |
| Июль | Воспитатели группы |
| август | Воспитатели группы |
| сентябрь | Воспитатели группы |
| сентябрь | Воспитатели группы |
Реализационный этап
Сентябрь 2017г – апрель 2018г
Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. Оформление группового помещения в соответствии с возрастом детей. | сентябрь | Воспитатели группы |
2. Родительское собрание по теме проекта. | сентябрь | Воспитатели группы |
3. Зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Цветовая гамма подобрана в соответствии с СанПиН. Интерьер группы в тёплых, постельных тонах. | сентябрь | Воспитатели группы |
4. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. | сентябрь-октябрь | Воспитатели группы |
5. Привлечение родителей (законных представителей) и детей к изготовлению пособий для пополнения развивающей среды. Центр театрализованных игр пополнен масками героев, в изготовлении которых принимали участие воспитанники группы, цент уединения, изготовление макета микрорайона в центр ПДД, пальчиковый театр, макет зоопарка, конфеты для магазина. | октябрь-апрель | Воспитатели группы |
6. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении. Это изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, атрибутов для сенсорных игр, нетрадиционное оборудование для спортивного центра, проведение совместных мероприятий к традиционным праздникам. | октябрь-апрель | Воспитатели группы |
Заключительный этап
Май 2018г
Мероприятия | Срок | Ответственный |
| Воспитатели группы | |
| Воспитатели группы | |
| ||
| Воспитатели группы | |
| Воспитатели группы |
Нормативно-правовая база проекта
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Годовой план работы ДОУ.
Список литературы:
- В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
- В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
Приложение 1
Анкета для родителей по оценке развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Уважаемые родители!
Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т.к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Какую возрастную группу посещает ваш ребенок?
2. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Какие из перечисленных условий созданы в группе:
а) для художественно-эстетического развития детей;
б) развития театрализованной деятельности детей;
в) музыкального развития детей;
г) развития конструктивной деятельности детей;
д) развития экологической культуры детей;
е) развития представления о человеке в истории и культуре;
ж) физического развития детей;
з) формирования у детей элементарных математических представлений;
и) развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;
развития речи детей;
к) игровой деятельности детей.
4. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Достаточно ли хорошо освещена групповая комната: столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
6. Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?
а) присутствуют в достаточном количестве;
б) изобилие творческих работ портит интерьер группы;
в) творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.
7. Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
8. Принимаете ли вы участие в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе?
а) да;
б) нет
9. Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент?
11. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в нашей
группе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений нашей группы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей
«Организация предметно-развивающего пространства воспитанника дома и в ДОУ»
1. Знакомо ли Вам понятие «Предметно-развивающая среда»:
Да, Нет.
2. Вы владеете информацией о возрастных особенностях развития вашего ребенка?
Да, Нет
3. Созданы ли условия для самостоятельной деятельности вашего ребенка дома?
Да, Нет
4. Часто ли Вы покупаете игрушки своему ребенку?
Да, Нет
5. Часто ли Вы покупаете книги своему ребенку?
Да, Нет
6. Доступны ли Вашему ребенку книги для самостоятельного рассматривания? Да, Нет
7. Чем увлекается Ваш сын (дочь)? (перечислить)
8. К чему проявляет склонности, способности? (перечислить)
9. Какие игрушки любит Ваш ребенок? (перечислить)
10. В какие игры любит играть Ваш ребенок? (перечислить)
11. Круг интересов членов семьи (хобби)? (перечислить)
12. Предполагаемые формы участия членов семьи в жизни группы (перечислить).
Спасибо! Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
воспитанников средней группы
Тема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды».
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде:
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды ( табл.1)
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих « сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием ( например: « Я залезаю под стол, я лезу на стул и т.п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Наша задача (воспитателей и родителей) создать для детей такую развивающую среду, чтобы ребенку было комфортно, и он мог развиваться всестороннее.
Приложение 4
Консультация для родителей
К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:
упорядочение, введение в систему множества материалов;
конкретное оснащение группового помещения.
Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.
В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.
Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».
Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:
1) игрушки (для свободной деятельности детей),
2) дидактические пособия для занятий.
Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.
Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.
В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).
В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.
Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.
Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.
Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.
Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения.
Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.
Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».
К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее».
Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:
выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;
материалы должны подбирать сбалансировано.
В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.
Приложение 5
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района детский сад - «Орлёнок»
Родительское собрание
«Созданиеразвивающей предметно-пространственной среды в новой системе дошкольного образования»
Воспитатель:
Легачева И.С.
Куйбышев 2017
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Цель: повышение компетентности родителей воспитанниковв построении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ; развитие партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы общности интересов; вовлечение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении:
- Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.
- Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.
- В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда дошкольнику?
- Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
- Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
- Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю?
- Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
- Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
- Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
Соответствовать возрастным особенностям детей и программе.
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в группе.
Цель: Сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
• сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
• обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя):
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально- театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности).
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:
- Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.
- Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
- Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.
Ожидаемые результаты:
гармонично развитая, творчески активная личность ребенка-дошкольника.
Развивающая среда не может быть построена окончательно.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, важнейшей задачей педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственнойсреды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.
Приложение 6
Примерный перечень оборудования и материалов для образовательных организаций, реализующих Программу на основе ФГОС
Средняя группа (4-5 лет)
Игровая деятельность
Тип материала | Наименование | Количество | |
на группу | |||
Игрушки-персонажи | Куклы крупные | 2 (разные) | |
и ролевые атрибуты | Куклы средние | 6 (разные) | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 2 (разные) | ||
Мягкие антропоморфные животные, средние | 6 (разные) | ||
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках | 20 (разные) | ||
(из разного материала, мелкие, 7-10 см) | |||
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 (разные) | ||
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см) | 10 (разные) | ||
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на | 10 (разные) | ||
подставках (мелкие) | |||
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см) | 2 (разные) | ||
Тематический набор сказочных персонажей | 2 (разные) | ||
(объемные, средние и мелкие, 7-15 см) | |||
Набор фигурок: семья (7-15 см) | 2 | ||
Плащ-накидка | 3 (разные) | ||
Фуражка/бескозырка | 3 | ||
Каска | 2 | ||
Набор масок (животные; сказочные персонажи) | 2 (разные) | ||
Игрушки – предметы | Набор чайной посуды, крупный | 1 | |
оперирования | Набор чайной посуды, средний | 2 | |
Набор кухонной посуды | 2 | ||
Молоток | 1 | ||
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | ||
Грузовик, крупный | 1 | ||
Тележка-ящик, крупная | 1 | ||
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными | 5 (разные) | ||
крышами, средних размеров | |||
Машина скорой помощи средних размеров | 1 | ||
Подъемный кран, крупный | 1 | ||
Набор: железная дорога (средних размеров) | 1 | ||
Кораблики, лодки, самолеты средних размеров | по 1 каждого | ||
наименования | |||
Ракета-робот (трансформер) средних размеров | 1 | ||
Автомобили мелкие | 10 (разные) | ||
Кукольная коляска средних размеров (складная) | 2 | ||
Набор медицинских принадлежностей | 2 | ||
Полосатый жезл | 1 | ||
Весы | 1 | ||
Часы | 2 (разные) | ||
Телефон | 3 | ||
Подзорная труба, бинокль | 2 | ||
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5 (разные) | ||
Маркеры игрового | Кукольный стол, крупный | ||
пространства | Кукольная кровать или диванчик | 1 | |
(крупный) | 1 | ||
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная) | 1 | ||
Набор мебели для кукол среднего размера | 2 | ||
Скамеечка на колесах со съемным рулем | 1 | ||
Руль на подставке | 1 | ||
Штурвал на подставке | 1 | ||
Универсальная складная рама/ширма – пятистворчатая | 1 | ||
(30-50 см высотой) | |||
Трехстворчатая ширма/театр (70 см) | 1 | ||
Кукольный дом (для кукол среднего размера) | 1 | ||
Бензозаправочная станция-гараж (для мелких | 1 | ||
автомобилей) | |||
Макет «Скотный двор» (для фигурок животных | 1 | ||
средней величины) | |||
Ландшафтный макет | 1 | ||
Светофор | 1 | ||
Тематические строительные наборы: | |||
- | город; | 1 | |
- | замок (крепость); | 1 | |
- | ферма (зоопарк) | 1 | |
Полифункциональн | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 | |
ые материалы | Крупный строительный набор | 1 | |
Крупный кнопочный конструктор | 1 | ||
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | ||
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного | 1 | ||
цвета и фактуры | |||
Для игр на ловкость | Настольная игра «Поймай рыбку» | 1 | |
Настольный бильярд, средний («Закати шарик в | 1 | ||
лунку») | |||
Бирюльки | 2 | ||
Кегли (набор) | 1 | ||
Кольцеброс (напольный) | 1 | ||
Мячи разного размера | 7 | ||
Для игр на развитие | Лото с картами из 6-8 частей | 6 (разные) | |
зрительного | Настольные печатные игры (с маршрутом до 20-25 | 3 (разные) | |
восприятия | остановок, игральным кубиком 1-3 очка) |
Тип материала | Наименование | Количество | |
на группу | |||
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | на каждого ребенка | |
Набор фломастеров (12 цветов) | на каждого ребенка | ||
Набор шариковых ручек (6 цветов). | на каждого ребенка | ||
Цветные восковые мелки (12 цветов) | на каждого ребенка | ||
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого | ||
ребенка | |||
Гуашь (белила) | 3 банки на каждого | ||
ребенка | |||
Палитры | на каждого ребенка | ||
Губки для смывания краски с палитры | на каждого ребенка | ||
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14) | на каждого ребенка | ||
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 | две банки (0,25 и | ||
и 0,5 л) | 0,5 л) на каждого | ||
ребенка | |||
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для | |||
осушения кисти после промывания и при | на каждого ребенка | ||
наклеивании готовых форм (15x15) | |||
Для лепки | Глина, подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого | |
ребенка | |||
Пластилин | 3 коробки на одного | ||
ребенка | |||
Доски (20x20) | на каждого ребенка | ||
Печатки для нанесения узора на вылепленное | 2 шт. на каждого | ||
изделие | ребенка | ||
Стеки разной формы | 3 набора на группу | ||
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду | на каждого ребенка | ||
(30x30), для вытирания рук во время лепки | |||
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | на каждого ребенка | |
Наборы из разных сортов цветной бумаги для | на каждого ребенка | ||
занятий аппликацией | |||
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной | |||
формы (10-12 цветов, размером 10x12 см или | на каждого ребенка | ||
6x7см) | |||
Файлы из прозрачной синтетической пленки для | на каждого ребенка | ||
хранения обрезков бумаги | |||
Щетинные кисти для клея | на каждого ребенка | ||
Подставки для кистей | на каждого ребенка | ||
Розетки для клея | на каждого ребенка | ||
Подносы для форм и обрезков бумаги | на каждого ребенка | ||
Пластины, на которые дети кладут фигуры для | на каждого ребенка | ||
намазывания клеем | |||
Для конструирования | Крупногабаритные деревянные или пластмассовые | один на группу | |
напольные конструкторы | |||
Комплект больших мягких модулей | один на группу |
Конструкторы, позволяющие и мальчикам, и | |||||
девочкам без особых трудностей и без помощи | 4 на группу | ||||
взрослых проявить свое творчество | |||||
Конструкторы из серии «LEGO» («город», | 3 набора | ||||
«железная дорога») | |||||
Конструкторы для игр с песком и водой | 2 | ||||
Набор мелкого строительного материала, | на каждого ребенка | ||||
включающий основные детали (кубики, кирпичики, | |||||
призмы, короткие и длинные пластины) | |||||
Наборы из мягкого пластика для плоскостного | 5 на группу | ||||
конструирования | |||||
Коврики-трансформеры (мягкий пластик) | 2 на группу | ||||
«Животные» и др. | |||||
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной | |||||
фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с | 5 на группу | ||||
тиснением, гофрированная, прозрачная, | |||||
шероховатая, блестящая и т.п.) | |||||
Подборка из бросового материала: бумажные | |||||
коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые | 5 на группу | ||||
бутылки, пробки и т.п. | |||||
Подборка из фантиков от конфет и других | |||||
кондитерских изделий и упаковочных материалов | 5 на группу | ||||
(фольга, бантики, ленты и т.п.) | |||||
Подборка из природного материала (шишки, мох, | на каждого ребенка | ||||
желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена | |||||
подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных | |||||
ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, | |||||
орехи | |||||
Познавательно-исследовательская деятельность | |||||
Тип материала | Наименование | Количество | |||
на группу | |||||
Объекты для | Набор геометрических фигур для группировки по | ||||
исследования в | цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и | 1 | |||
действии | размеров) | ||||
Набор объемных геометрических тел (разного цвета | 1 | ||||
и величины) | |||||
Доски-вкладыши (с основными формами, | 6 (разные) | ||||
составными из 4-5 частей) | |||||
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с | 6 (разные) | ||||
оттенками) составными формами (4-5 частей) | |||||
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 | 1 | ||||
палочек каждого цвета) | |||||
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с | 1 | ||||
оттенками) | |||||
Наборы для сериации по величине – бруски, | 3 (разные) | ||||
цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | |||||
Продуктивная деятельность
Набор плоскостных геометрических фигур для | |||
составления изображений по графическим | 2 | ||
образцам (из 4-6 элементов) | |||
Платформа с колышками и шнуром для | 1 | ||
воспроизведения форм | |||
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с | 2 | ||
графическими образцами | |||
Набор пластин из разных пород дерева или разных | 1 | ||
материалов | |||
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 | 1 | ||
элементов) | |||
Горки (наклонные плоскости) для шариков | 1 | ||
(комплект) | |||
Стойка-равновеска (балансир) | 1 | ||
Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 | ||
Счеты напольные | 1 | ||
Набор волчков (мелкие, разной формы) | 1 | ||
Вертушки разного размера | 4-5 | ||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от | |||
действия (механические заводные и | 10 (разные) | ||
электрифицированные) | |||
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 | 6 (разные) | ||
элементов) | |||
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и | 3 (разные) | ||
т.п., из 4-5 элементов) | |||
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3 (разные) | ||
«Проблемный ящик» со звуковым, световым, | 1 | ||
механическим эффектами | |||
Набор для экспериментирования с водой: стол- | |||
поддон, емкости одинакового и разного размеров | |||
(5-6) различной формы, мерные стаканчики, | 1 | ||
предметы из разных материалов (тонет – не тонет), | |||
черпачки, сачки, воронки | |||
Набор для экспериментирования с песком: стол- | |||
песочница, емкости разного размера и формы (4-5), | 1 | ||
предметы-орудия разных размеров, форм, | |||
конструкций | |||
Образно-символический | Наборы картинок для группировки и обобщения (до | ||
материал | 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, | по 1 наб. каждой | |
насекомые, растения, продукты питания, одежда, | |||
тематики | |||
мебель, здания, транспорт, профессии, предметы | |||
обихода и др. | |||
Наборы парных картинок типа лото из 6-8 частей | |||
(той же тематики, в том числе с сопоставлением | 6 | ||
реалистических и условно-схематических | |||
изображений) | |||
Наборы парных картинок на соотнесение | 10 (разные) | ||
(сравнение): найди отличия (по внешнему виду), | |||
ошибки (по смыслу) | ||||||
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 -2 | 2 (разные) | |||||
признакам (логические таблицы) | ||||||
Наборы предметных картинок для группировки по | ||||||
разным признакам (2-3) последовательно или | 2 (разные) | |||||
одновременно (назначение, цвет, величина) | ||||||
Серии картинок (по 4-6) для установления | ||||||
последовательности событий (сказки, литературные | 10 (разные) | |||||
сюжеты, социобытовые ситуации) | ||||||
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления | 2 (разные) | |||||
и деятельность людей) | ||||||
Сюжетные картинки с разной тематикой крупного | 20 | |||||
и мелкого формата | ||||||
Разрезные (складные) кубики с сюжетными | 4 (разные) | |||||
картинками (6-8 частей) | ||||||
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | 8 (разные) | |||||
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | 8 (разные) | |||||
Графические головоломки (лабиринты, схемы | ||||||
маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных | 20 разных видов | |||||
бланков, буклетов, настольно-печатных игр | ||||||
Групповая библиотека (иллюстрированные книги, | ||||||
альбомы плакаты, планшеты познавательного | 1 | |||||
характера) | ||||||
Набор кубиков с буквами и цифрами | 1 | |||||
Набор карточек с изображением предмета и | 1 | |||||
названием | ||||||
Набор карточек с изображением количества | 1 | |||||
предметов (от 1 до 5) и цифр | ||||||
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | 1 | |||||
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми | 1 | |||||
креплениями | ||||||
Кассы настольные | 4 | |||||
Магнитная доска настенная с набором магнитов | 1 | |||||
Двигательная деятельность | ||||||
Тип материала | Наименование | Размеры, масса | Количество | |||
на группу | ||||||
Для ходьбы, бега, | Коврик массажный | длина 75 см, | 10 | |||
равновесия | ширина 70 см | |||||
Шнур длинный | длина 150-см, | 1 | ||||
диаметр 2 см | ||||||
Для прыжков | Куб деревянный | ребро 20 см | 5 | |||
Мяч-попрыгунчик | диаметр 50 см | 2 | ||||
Обруч плоский | диаметр 40 см | 3 | ||||
Палка гимнастическая короткая | длина 75-80 см | 10 | ||||
Скакалка короткая | длина 120-150 см | 3 |
Для катания, бросания, | Кегли | 5 | ||
ловли | Кольцеброс (набор) | 2 | ||
Мешочек с грузом большой | масса 400 г | 2 | ||
Обруч большой | диаметр 100 см | 2 | ||
Серсо (набор) | 1 | |||
Шар цветной | диаметр 20-25 см | 4 | ||
(фибропластиковый) | ||||
диаметр 120 см, | ||||
Для ползания и лазанья | Полукольцо мягкое | высота 30 см, | 1 | |
диаметр 5-6 см | ||||
Для общеразвивающих | Колечко резиновое | диаметр 5-6 см | 10 | |
упражнений | Мешочек с грузом малый | масса 150-200 г | 10 | |
Мяч-шар (цветной, прозрачный) | диаметр 10-12 см | 5 | ||
Обруч малый | диаметр 55-65 см | 10 | ||
Шнур короткий | длина 75 см | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО - основного механизма реализации ФГОС ДО
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государст...
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудов...
ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО
ПРОЕКТорганизации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО...
ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
С введением ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой ...
- Мне нравится (1)