Педагогический эксперемент "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, через реализацию технологии блоков Дьенеша"
проект
Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются – логические блоки Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsii.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша».
Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным.
Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются – логические блоки Дьенеша.
Цель технологии - развитие интеллектуальных способностей детей.
Цель достигается с помощью комплекса задач:
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей
действительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и
коммуникативных способностей.
Гипотеза: Логические блоки Дьенеша универсальная технология, которая является одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Цель эксперимента : создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.
Задачи эксперимента:
Для педагогов:
1. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
2. Обновление содержания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с использованием блоков Дьенеша.
3. Организация образовательного игрового пространства, через обновление развивающей предметно-пространственной среды игровыми комплексами Дьенеша.
4. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.
5. Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.
Для дошкольников:
6. Формирование познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
7. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
8. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
Для родителей:
11. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
База для проведения педагогического эксперимента : МБДОУ детский сад «Белочка» п. Мотыгино.
Участники эксперимента : воспитанники 1-ой и 2-ой старшей групп МБДОУ д/с «Белочка», педагоги учреждения, родители 2-ой старшей группы.
Контрольная группа: 2-ая старшая группа (20 детей).
Экспериментальная группа : 1-ая старшая группа (20 детей).
Срок реализации эксперимента : 2 года (2016-2017гг).
Этапы эксперимента:
1 этап «Подготовительный».
На подготовительном этапе необходимо: выявить уровень
- сформированности первичных понятий: логические действия, кодировки информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста
- разработать систему занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.
- развитие у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала — блоков Дьенеша.
- Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности эксперимента, критериев оценивания.
- Разработка перспективного планирования педагогической работы с дошкольниками.
- Проведение первичной психолого-педагогической диагностики.
- Создание условий для коллективных и индивидуальных игр.
- Проведение круглого стола для родителей и презентация педагогического эксперимента «Интенсивное интеллектуальное развитие через технологию блоков Дьенеша».
2 этап «Проведение психолого-педагогического эксперимента».
Экспериментальная группа
1 старшая группа
Контрольная группа
2 старшая группа
I этап начальный
(констатирующий)
2016г. Диагностика по Л. А. Венгеру
-1 критерий определяет степень овладения ребенком перцептивными действиями моделирующего характеры (методика «Перцептивное моделирования»); ребенку предлагается сложить фигуру из деталей геометрической формы, в соответствии с заданным образцом. Цель методики перцептивного моделирования – выявить уровень развития перцептивных действий ребенка.
-2 критерий определяет степень овладения действиями идентификации; ребенку предлагается лист, на котором определенном образом расположен квадраты пяти цветов, каждый имеет пять оттенков. По очереди педагог предъявляет квадрат и ребенок на своем листе должен найти такой же квадрат, а именно такого же цвета. Цель методики научить ребенка видеть тонкие различия.
-3 критерий определяет степень овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Ребенку предлагаются предметные картинки и карточки или коробочки с нарисованными геометрическими фигурами. ребенок определяет на какую геометрическую фигуру поход конкретный объект и откладывает его на нужную карточку или коробочку.
-4 критерий определяет степень сформированности действий логического мышления. Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности, некоторые клеточки пустые, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Результаты
Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :
Н (низкий уровень разв.) -11%
С (средний у. р) – 69%
В (высокий у. р) – 20% Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :
Н (низкий уровень разв.) -9%
С (средний у. р) – 68%
В (высокий у. р) – 23%
Выводы:
Средние значения результатов диагностики сформированности интеллектуального развития дошкольников старших групп практически одинаковы на начало эксперимента
II этап основной
(формирующий)
2016-2017гг.
Работа по основной образовательной программе ДОУ + система занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша. Работа по основной образовательной программе ДОУ.
III этап заключительный
(контрольный)
2017г.
Диагностика по Л. А. Венгеру
-1 критерий определяет степень овладения ребенком перцептивными действиями моделирующего характеры (методика «Перцептивное моделирования»); ребенку предлагается сложить фигуру из деталей геометрической формы, в соответствии с заданным образцом. Цель методики перцептивного моделирования – выявить уровень развития перцептивных действий ребенка.
-2 критерий определяет степень овладения действиями идентификации; ребенку предлагается лист, на котором определенном образом расположен квадраты пяти цветов, каждый имеет пять оттенков. По очереди педагог предъявляет квадрат и ребенок на своем листе должен найти такой же квадрат, а именно такого же цвета. Цель методики научить ребенка видеть тонкие различия.
-3 критерий определяет степень овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Ребенку предлагаются предметные картинки и карточки или коробочки с нарисованными геометрическими фигурами. ребенок определяет на какую геометрическую фигуру поход конкретный объект и откладывает его на нужную карточку или коробочку.
-4 критерий определяет степень сформированности действий логического мышления. Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности, некоторые клеточки пустые, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Результаты
(предпологаемые)
Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :
Н (низкий уровень разв.) -0%
С (средний у. р) – 24%
В (высокий у. р) – 76% Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :
Н (низкий уровень разв.) -5%
С (средний у. р) – 65%
В (высокий у. р) – 30%
Вывод
(предпологаемый) В результате использования системы занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша, экспериментальная группа должна показать высокие результаты интеллектуального развития дошкольников.
3 этап «Заключительный».
Предполагаемые результаты от реализации педагогического эксперимента :
Для детей:
1. Высокий уровень интеллектуального развития у детей;
2. Высокий уровень творческого воображения как основ креативности;
3. Высокий уровень овладения логико-математической, дидактической игрой;
4. Рост умственного потенциала (% прирост ежегодно);
5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
Для педагогов ДОУ :
1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников.
4. Презентация педагогического опыта среди коллег.
Для родителей:
1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;
2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.
Для ДОУ:
1. Повышения эффективности и качества образовательного процесса.
2. Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению на основе развивающих подходов.
3. Реализация инновационных технологий. Обобщение передового педагогического опыта. Создание положительного имиджа ДОУ.
Заключение
Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы
такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации,
структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать,
следить за координацией движений, но и использовать более сложные
грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и
сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и»,
«или», понимать суть отрицания и частицы «не».
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая
очевидна при многоразовом использовании логических операций,
утверждаю, что:
1. Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза,
классификации. Могут установить определенную последовательность
некоторых событий.
2. Примерно детей испытывает устойчивый интерес к развивающим
играм.
3. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Работа по развитию мышления дошкольников при использовании
блоков Дьенеша принесла свои плоды.
4. Дети с легкостью усвоили знания о геометрических фигурах,
научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
5. Заметно развились мыслительные процессы, способность к
моделированию и замещению свойств, умение кодировать и
декодировать информацию.
6. Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень
необходима.
7. Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не
стесняется этого.
8. Дошкольники, которые логически мыслят стал наиболее
раскрепощё нными: у них хорошо развиты познавательные процессы и
мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и
декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум, трем
сходствам и различиям.
Все это послужит успешной подготовке их к школе.
Таким образом, система работы по развитию логического мышления
дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует
более успешному формированию у детей основных приёмов логического
мышления. Разработанная система занятий математического цикла с использование данных дидактических средств позволила добиться высоких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
quot;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий"...
Семинар - практикум для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Родительское собрание...
Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».
Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и вариантами их применения....
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...
Мастер класс"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством SТЕМ технологии"
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать нов...