Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»
консультация (подготовительная группа)

Савченкова Людмила Сергеевна

Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx107.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

        «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»

        Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желания ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

        Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. Оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

        Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

        Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего «Что это?») уже в возрасте 3-4 лет. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания старших дошкольников будут стереотипными, чаще всего начинающимися со слов «Что, как и почему?».

        Необходимо формировать мотивацию к формулированию вопросов, различных форм вопросительных высказываний.

Сначала обеспечьте мотивацию детей к постановке вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос — это социально ценное действие. Спросите у ребенка: «Что мы получаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?». Дети самостоятельно или с помощью педагога отвечают: «Знания». Педагог поощряет, что задавать вопросы это хорошо.

Познакомьте детей с Формами постановки вопросов. И вопросительными словами. При этом необходимо пояснить значение формы вопроса.

Например: «мы можем начать вопрос со слова кто, когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают». Мнемосимвол — изображение человека или животного со знаком вопроса.

«Мы можем начать вопрос со слова что, когда хотим узнать что-то про предметы или события». Мнемосимвол с изображения стола и знака вопроса. Мы можем начать вопрос со слова когда, если хотим узнать про время, когда что-то происходит. Мнемосимвол часы со знаком вопроса.

Мы можем начать вопрос со лова где, если хотим узнать про место, в котором что-то происходит. Мнемосимвол глобус со знаком вопроса.

        Мы можем начать вопрос со слова как, если хотим узнать, каким способом что-то можно сделать, каким образом что-то действует, происходит или называется. Мнемосимвол рука со знаком вопроса.

        Можем начать вопрос со слова почему, если хотим узнать о причинах чего-либо. Мнемосимвол — знак вопроса.

        Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, вопросительные слова, предметы и действия, о которых можно спросить с их помощью. Картинки с мнемосимволами можно применять на развивающих занятиях. Необходимо не забыть, что ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы задаете в качестве примера. Желательно использовать предметы, которые находятся в группе или актуальный опыт детей.

        Организуйте тренировку детей в самостоятельном Формулировании вопросов разных видов. Для этой цели используйте картинку тему или игру понятную детям. То есть в начале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание, а потом задать вопрос. Это можно делать в форме игры-интервью.

        Помогите детям освоить Формы вопросительных местоимений. Вопросительные местоимения необходимо согласовывать с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие слова.

        Тут хорошо помогут беседы составления рассказов по картинкам (пособия Н. Радлова). При обучении формам вопросительных местоимений необходимо учитывать возрастные и речевые возможности детей.

Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Это будут взаимосвязанные вопросы, которые целостно исследую ситуацию, ее действующих лиц (Кто), их действия (Что делают), каким способом (Как), в каких обстоятельствах (где, когда), по какой причине или для чего (почему, зачем). Цепочки вопросов так же легче составлять по сериям картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "как научить детей общаться"

Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...

Как научить детей задавать познавательные вопросы (рекомендации для педагогов)

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от...

консультация для родителей "давайте научим детей любить своих родителей"

консультация для родителей "давайте найчим детей любить своих родителей!...

Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»

Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»...

Как научить детей задавать познавательные вопросы?

Зачем нужны вопросы?- С помощью вопроса можно получить новую информацию.-Правильно задав вопрос , можно уточнить уже имеющуюся информацию.-Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое рус...

Консультация для родителей «Как научить ребенка задавать вопросы?»

Установлено: старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в...