Как научить детей задавать познавательные вопросы?
статья по развитию речи (старшая группа)

Лемницкая Светлана Анатольевна

Зачем нужны вопросы?

- С помощью вопроса можно получить новую информацию.

-Правильно задав вопрос , можно уточнить уже имеющуюся информацию.

-Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.

-Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_voprosy.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей задавать познавательные вопросы?

Зачем нужны вопросы?

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позиции.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

Притча

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:

-Можно ли во время моления курить?

Монахов наказали за дерзость.

Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:

-Могут ли монахи во время курения молиться?

Им ответили: «Могут!».

(об умении задавать вопросы)

«Хороший вопрос – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», – так сказал русский психолог В.М. Снетков.

Умеющий задать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет. Большинство людей ограничиваются примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому следует учиться.

Значение вопросов для развития познавательной активности дошкольников

Если говорить о детях, то в повседневной жизни задают много вопросов.

Вопросы различаются по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Детские вопросы являются важным средством развития их познавательной активности. Поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяется активный и пассивный словари, не активизируется любознательность.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?..», «как?..» и «почему?..», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочку вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

    Бытует мнение о том, что дети и так задают слишком много вопросов, поэтому нет необходимости учить их задавать вопросы. Вместе с тем, наблюдения показывают, что в образовательной деятельности дети практически не задают вопросы воспитателю, напротив, воспитатели задают вопросы детям. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает детей в ситуацию активной мыслительной деятельности, а свободные высказывания детей расценивается как дисциплинарные нарушения.

Таким образом, установка на «регламентированную активность» сковывает активность детей, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю.

Виды детских вопросов

В соответствии с положением Л. С. Выготского о соотношении речевого и интеллектуального развития в онтогенезе первичной функцией речи ребенка является функция общения с другими людьми, в процессе развития речь становится средством мышления. Опираясь на данное положение, вопросы можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Вопрос как форма речевой деятельности, направленное на общение с другими людьми, в которой реализуются социальные и индивидуальные потребности человека.
  2. Вопрос как форма мыслительной деятельности, возникающей при недостатке информации и направленной на приобретение новых знаний. Исследователи характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, интеллектуальной активности.

Н. Бабич выделила две категории вопросов:

  • Познавательные
  • Социально- коммуникативные

Функция социально-коммуникативных вопросов состоит в установлении контактов с другими людьми и в урегулировании своего поведения и поведения других людей.

Социально- коммуникативные вопросы включают следующие подгруппы:

  1. Вопросы о намерениях и деятельности (что будешь делать сейчас?)
  2. Оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?)
  3. Вопросы подтверждения и поиска помощи
  4. Риторические вопросы
  5. Вопросы неопределенного смысла

Функция познавательных вопросов состоит в поиске новой информации о предметной и социальной действительности. Познавательные вопросы включат следующие подгруппы:

  1. Вопросы идентификации (что это такое? Кто это?)
  2. Вопросы классификации и определении (например, что обозначает то или иное слово?)
  3. Вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.)
  4. Вопросы объяснения и аргументации

По мнению Н. Бабич больше всего вопросов задают дети до 5,5 лет, а затем их число начинает падать. В пять лет число познавательных вопросов значительно обгоняет число социально- коммуникативных вопросов.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный показатель готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

Как побуждать детей задавать вопросы?

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет.

Многие исследователи (Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сензитивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.

В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Также необходимо и создание благоприятной атмосферы, побуждающей детей задавать вопросы и проявлять любопытство.

Микроклимат в группе, поддерживающий доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Помните, что дети задают вопросы не всем взрослым, а только тем, которым доверяют. Дети должны знать, что задавать вопросы нормально, потому их никто не станет осуждать или критиковать.

То, что для нас известные истины, для детей – открытия, поэтому они ведут себя любознательно и часто восхищенно удивляются происходящему вокруг, они задают вопросы и наша задача поощрять детей за это. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Если вопрос ребенка звучит в неподходящий момент, то пообещайте ответить позже. Сдержите свое обещание.

И еще не надо стесняться говорить, что вы не знаете ответ. Если ребенок задает вопрос, на который вы не знаете ответ, то вполне нормально сказать «я не знаю» и предложить ребенку найти самостоятельно ответ или выяснить вместе, чтобы показать, как следует искать ответы и какие источники лучше использовать.

Чтение познавательной литературы вызывает познавательный интерес к окружающему, желание узнавать больше провоцирует детей к задаванию вопросов

Игры

Развитие детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Мы используем в своей работе достаточно много игр и найти игры на развитие умения задавать вопросы несложно. Например, Что я загадала? Кто я? Что я?

Существует серия игр, которые условно названы «тренингом умения задавать вопросы»

Цель- знакомство с вопросом, как с формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. В различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. За каждый заданный вопрос дети получают фишку.

  • «Угадайте, кем я хочу быть»

Цель- учить задавать вопрос, определять назначение профессии

Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит «я взял нож, доку, кастрюлю. Кем я хочу быть?\ какая у меня профессия? Дети угадывают профессию, о которой идет речь и перечисляют действия, которые может выполнять человек данной профессии

  • «кто где стоит?»

Цель- умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.

Ход: по команде воспитателя часть детей выстраивается : «Галя, встань у доски, Костя, встань за Галей, Сережа, встань рядом с Костей и т.д. выбирается ведущий, который будет задавать вопросы «Лена, спроси Галю, за кем она стоит?», «Галя, а за кем ты стоишь?» и т. д.

  • «Хочешь узнать-задай вопрос»

Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкивается (терка, нож для чистки рыбы, кофемолка и др.) Вопросы детей (по предварительному образцу) «Что это», «Для чего нужен этот предмет?», «зачем нужна эта кнопка?» и.т.д. на вопросы отвечают дети, на более сложные отвечает педагог

  • «Поставь вопрос»

Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос

«Лена купила один красный шарик. Потом она купила еще два красных шарика»

Ребенок- «сколько красных шаров купила Лена?

 «Умеющие мыслить- умеют задавать вопросы»  Кинг. А.

Используемая литература

«Дошкольная психология» Г. А. Урунтаева

Журнал «Справочник воспитателя»

Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей задавать познавательные вопросы (рекомендации для педагогов)

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от...

Как научить ребенка задавать вопросы?

Эта небольшая консультация для родителей и воспитателей на тему : "Как научить ребенка задавать вопросы"....

Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»

Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....

Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»

Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»...

Статья " Как научить ребёнка задавать вопросы

Основная функция умения задавать вопросы — получение доступа к нужной информации.Зачем нужны вопросы?Русский психолог В.М. Снетков указывает ещё на несколько функций вопросов:Правильно задав воп...

Как научить дошкольника задавать вопросы

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает....