Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»
материал

Вдовенко Валентина Викторовна

Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uchim_detey_zadavat_problemnye_voprosy.docx217.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД   «СОЛНЫШКО» Г.ЗЕРНОГРАДА

Семинар для педагогов

«Как научить детей задавать познавательные вопросы»

                                                                                      Подготовила

                                                                                         Вдовенко В.В.

Зерноград,2019

Ребёнок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например, «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребёнок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

Как построить обучающую беседу с детьми

1. Предложите детям рассмотреть серию картинок.

2. Задайте вопросы по картинкам, выслушайте ответы детей.

3. Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по картинкам.

4. Предложите детям сходную серию картинок для самостоятельной тренировки. Разделите детей на две группы, первой группе дайте задание задавать вопросы, а второй – отвечать на них.

5. Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по этой новой серии картинок.

 

Как организовать работу с детьми

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.

  1. Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов.

  1. Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например, «Мы можем начать вопрос со слова «КТО», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».

Воспользуйтесь готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются со слов «кто», «что», «когда», «где», «как», «почему?». Они приведены в таблице.

  1. Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям. Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем. То есть вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом.

  1. Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы (кого заинтересует, в электронном виде есть).

  1. Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто?), их действия (что делают), каким способом (как?), в каких обстоятельствах (где? когда?), по какой причине или для чего (почему? зачем?). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи. 

Памятка

«Как научить детей задавать познавательные вопросы»

  1. Мотивируйте детей задавать вопросы на каждом занятии и в ходе режимных моментов.
  2. Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами.
  3. Обязательно поясняйте значение разных форм вопросов на конкретных примерах.
  4. Соблюдайте принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера.
  5. Тренируйте детей в самостоятельном формулировании вопросов разных видов с помощью сюжетных картинок, игр, понятных детям.
  6. Оказывайте помощь детям: предлагайте вначале сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а уже потом вопросительное высказывание об этом.
  7. Научите детей выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Используйте для этого обучающие беседы.
  8. Выстраивайте обучающие беседы по алгоритму: рассматривание серии картинок – вопросы по картинкам – рассказ истории по картинкам по желанию – тренировка в формулировании вопросов по сходной серии картинок – рассказ истории по новой серии картинок по желанию.
  9. При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.
  10. Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов – несколько

взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, действующих лиц (кто?), их действия (что делают), каким способом (как?), в каких обстоятельствах (где? когда?), по какой причине или для чего (почему? зачем?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей задавать познавательные вопросы (рекомендации для педагогов)

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от...

Как научить ребенка задавать вопросы?

Эта небольшая консультация для родителей и воспитателей на тему : "Как научить ребенка задавать вопросы"....

Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»

Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....

Статья " Как научить ребёнка задавать вопросы

Основная функция умения задавать вопросы — получение доступа к нужной информации.Зачем нужны вопросы?Русский психолог В.М. Снетков указывает ещё на несколько функций вопросов:Правильно задав воп...

Как научить детей задавать познавательные вопросы?

Зачем нужны вопросы?- С помощью вопроса можно получить новую информацию.-Правильно задав вопрос , можно уточнить уже имеющуюся информацию.-Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое рус...

Как научить дошкольника задавать вопросы

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает....