Консультация для родителей «Как научить ребенка задавать вопросы?»
консультация (старшая группа)
Установлено: старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности.
Педагоги, которые разработали эту серию игр, выделяли три этапа в работе, каждый из которых был направлен на решение определенной задачи. Рассмотрим их поподробнее.
Этап 1.
Цель – знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности.
Этап 2.
Цель – освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Этап 3.
Цель – формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.
Игры 1 этапа.
Все ли мы увидели?
Материал. Картинка с изображениями различных предметов, фишки (пуговицы, мелкие предметы и т.п.)
Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда хотим что-то узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Просмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Дается время на обдумывание (1-2 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы, - это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель – равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?») Дальше дается формулировка вопроса по картинке.
По окончанию подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.
Что в чудесном мешочке?
Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла), мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его другу, фишки.
Ход проведения. Игра может проводиться в дополнение к занятию. «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем! »
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет. В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Вопрос – ответ.
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое количество фишек(10-15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая – отвечать. Если команда не может ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой больше останется фишек». Время для рассматривания 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, та задал очень интересный вопрос. Значит, ты стараешься думать и размышлять»). Ни в коем случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Игры 2 этапа.
Учимся задавать вопросы.
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).
Ход проведения. Воспитатель привлекает внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно задавать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда я покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Когда я покажу карточку с цветным треугольником, спросите у меня какого цвета? За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Всем понятно? Если что-то забудете, то я буду напоминать».
Далее воспитатель поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог Необходимо отметить успехи всех детей, даже если они не смогли набрать большое количество фишек.
Что под салфеткой?
Материал. Карточки с символами вопросов, пять-шесть предметов(игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга), три салфетки.
Ход проведения. Три предмета раскладываются на столе, и каждый накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».
Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям. Салфеткой накрывают другой предмет (чтобы дети его не увидели, можно предложить им на несколько секунд закрыть глаза). В целом игра продолжается 15-20 минут.
В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».
Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:
Игрушка – чтобы играть;
Элемент одежды – это человек надевает на себя;
Овощ – нужен для приготовления пищи, например салата, супа.
Фломастер – чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
Нож - разрезать что-либо;
Книга – можно узнать много интересного.
Игры 3 этапа.
Угадай, что это за предмет.
Материал. Пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, тетрадь, ножницы, ручка), три салфетки.
Ход проведения. Проводится по типу предыдущей игры, но без опоры на карточки с символами вопросов.
Угадай, что загадано.
Материал. Фишки для активизации вопросительной деятельности детей.
Ход проведения. Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю какой-нибудь предмет из тех, что находятся в группе. Вы меня спрашивайте об этом предмете, а я буду отвечать. Нужно стараться задавать вопросы так, чтобы выяснить о предмете как можно больше. И не забывайте о том, что было сказано о загаданном предмете. За вопросы будут даваться фишки. Но не за все: не дается фишка за повторяющиеся вопросы и за вопросы типа «Это машина? Это кукла? Это кастрюля?».
Затем предлагается загадать предмет из окружающей обстановки двум-трем детям. Воспитатель остается равноправным участником игры. По ее окончании подводится итог – подсчитывается количество полученных детьми фишек; в отношении детей, склонных к задаванию шаблонных вопросов, выражается уверенность в том, что вскоре они обязательно научатся задавать самые разные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как научить ребенка задавать вопросы?»
Установлено: старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности.
Педагоги, которые разработали эту серию игр, выделяли три этапа в работе, каждый из которых был направлен на решение определенной задачи. Рассмотрим их поподробнее.
Этап 1.
Цель – знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности.
Этап 2.
Цель – освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Этап 3.
Цель – формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.
Игры 1 этапа.
Все ли мы увидели?
Материал. Картинка с изображениями различных предметов, фишки (пуговицы, мелкие предметы и т.п.)
Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда хотим что-то узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Просмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Дается время на обдумывание (1-2 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы, - это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель – равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?») Дальше дается формулировка вопроса по картинке.
По окончанию подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.
Что в чудесном мешочке?
Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла), мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его другу, фишки.
Ход проведения. Игра может проводиться в дополнение к занятию. «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем! »
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет. В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Вопрос – ответ.
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое количество фишек(10-15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая – отвечать. Если команда не может ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой больше останется фишек». Время для рассматривания 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, та задал очень интересный вопрос. Значит, ты стараешься думать и размышлять»). Ни в коем случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Игры 2 этапа.
Учимся задавать вопросы.
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).
Ход проведения. Воспитатель привлекает внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно задавать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда я покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Когда я покажу карточку с цветным треугольником, спросите у меня какого цвета? За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Всем понятно? Если что-то забудете, то я буду напоминать».
Далее воспитатель поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог Необходимо отметить успехи всех детей, даже если они не смогли набрать большое количество фишек.
Что под салфеткой?
Материал. Карточки с символами вопросов, пять-шесть предметов(игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга), три салфетки.
Ход проведения. Три предмета раскладываются на столе, и каждый накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».
Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям. Салфеткой накрывают другой предмет (чтобы дети его не увидели, можно предложить им на несколько секунд закрыть глаза). В целом игра продолжается 15-20 минут.
В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».
Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:
Игрушка – чтобы играть;
Элемент одежды – это человек надевает на себя;
Овощ – нужен для приготовления пищи, например салата, супа.
Фломастер – чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
Нож - разрезать что-либо;
Книга – можно узнать много интересного.
Игры 3 этапа.
Угадай, что это за предмет.
Материал. Пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, тетрадь, ножницы, ручка), три салфетки.
Ход проведения. Проводится по типу предыдущей игры, но без опоры на карточки с символами вопросов.
Угадай, что загадано.
Материал. Фишки для активизации вопросительной деятельности детей.
Ход проведения. Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю какой-нибудь предмет из тех, что находятся в группе. Вы меня спрашивайте об этом предмете, а я буду отвечать. Нужно стараться задавать вопросы так, чтобы выяснить о предмете как можно больше. И не забывайте о том, что было сказано о загаданном предмете. За вопросы будут даваться фишки. Но не за все: не дается фишка за повторяющиеся вопросы и за вопросы типа «Это машина? Это кукла? Это кастрюля?».
Затем предлагается загадать предмет из окружающей обстановки двум-трем детям. Воспитатель остается равноправным участником игры. По ее окончании подводится итог – подсчитывается количество полученных детьми фишек; в отношении детей, склонных к задаванию шаблонных вопросов, выражается уверенность в том, что вскоре они обязательно научатся задавать самые разные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Консультация для родителей "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ РОДИТЕЛЕЙ?"
Как часто мы слышим жалобы со стороны людей, у которых дети по старше: "Мой сын меня не уважает!". Мы смотрим со стороны и думаем "Нет, со мной это не случиться, мой малыш хороший!"...
Консультация для родителей "Как научить ребенка оставаться дома без родителей"
Научить ребенка оставаться дома без взрослых, приучить к самостоятельности....
Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»
Консультация для родителей Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»...
Консультация для родителей "Как научить ребенка слушать и слышать родителей"
Как научить ребенка слушать и слышать родителей Многие из нас, родителей, сталкиваются с одной и той же набившей оскомину проблемой: в один прекрасный день, наш милый замечательный ребенок перест...
Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»
Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»...