Традиционные игры в образовательно – воспитательном процессе детского сада ( из опыта работы воспитателя)
статья
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пехно Л.А., воспитатель
ГБОУ СОШ № 569 Невского района
Санкт – Петербурга
Традиционные игры в образовательно – воспитательном процессе детского сада ( из опыта работы воспитателя)
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.
Исследования З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельность в игре.
По словам Г.К. Селевко: «… игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в котором необходимо обогащение содержания образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Новое время диктует новые условия. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что главная причина лежит в самой личности педагога, необходима активизация творческого потенциала воспитателя. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Очень важно повышать свой профессионализм, работая над тем, чтобы образовательная деятельность была мотивированной. Воспитатель должен привыкнуть к демократическому стилю общения с детьми, советоваться с ними, беседовать по душам на разные темы. В этом мне помогает игровая деятельность, она занимает особое место в деятельности дошкольника, которая создаётся самими детьми, это творческие, театрализованные, игры сотрудничества или сюжетно- ролевые игры. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основным достоинством игровой деятельности является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Игровую деятельность развиваю по следующей схеме: сначала она осуществляется в совместной деятельности с воспитателем, затем в совместной деятельности со сверстниками и затем уже становится самостоятельной деятельностью. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, необходимо позаботиться о начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, например разыгрывание игрового эпизода. Создание воображаемой ситуации является важнейшей основой начала сюжетно-ролевой игры, она развивает радость творчества.
Игра для ребенка - основной вид деятельности, форма организации жизни детей. Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня.
Детские игры различаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры – драматизации, и в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Я остановлюсь на некоторых из них.
Сюжетно-ролевые игры
Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей. В младшую группу к нам привели детей с разными характерами. Для большинства ребят группа детского сада являлась первым детским обществом, где они должны были приобрести первоначальные навыки коллективных отношений, надо было научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.
Перед собой я поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
В группе оборудована игровая среда. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу способов ролевого поведения, дети внимательно наблюдали за моими действиями, а затем и сами включались в игру. В течение года, я усложняла, обогащала предметно – игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек, способствовала использованию детьми строительного материала, пластмассового конструктора, природного материала, поощряла попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры. К концу года дети принимали на себя роль, непродолжительно взаимодействовали со сверсниками в игре, разыгрывали простейшие сюжеты, подбирали игровой материал.
Дидактические игры.
Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, цвете, величине и пространстве.
Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы - к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).
Благодаря дидактическим играм, у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в образовательно – воспитательном процессе, А.П. Усанова писала « Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят образовательную деятельность ребенка, вносят занимательность». Словесные дидактические игры развивают в детях не только восприятие и речь, правильное произношение, активизируют словарь, но и развивают умение анализировать и описывать. Они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В своей работе я использую игры на развитие внимания и памяти (« Чего не стало?»), слуховой дифференциации (« Что звучит?», « Кто кричит?»), на развитие словаря («Кто больше назовет?»), на формирование грамматического строя речи («Назови ласково»), на классификацию предметов (« Фруктово – овощной магазин») и т.д. Немалое место в жизни детей занимают дидактические игры экологичекого содержания, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Такие экологические игры являются одним из методов, которые позволяют сформировать у детей начала экологической культуры, развивают умственную активность и проявление самостоятельности. Для экологической игры использую предметы, природный материал (семена растений, листья, камушки, ракушки). В младшем возрасте дидактические игры экологического содержания совмещаю с движениями (« Принеси листок, какой скажу», « К дереву - беги!» и т.д.). Воспитание правильного отношения к живой природе и умение бережно обращаться с живыми существами может быть полностью осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье, т.к. семья имеет огромные возможности в осуществлении экологического воспитания. Поэтому родителям рекомендую игры, в которые они могут поиграть с ребенком во время прогулок или в свободное время дома.
Подвижные игры.
Движение — это жизнь! Любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру, поэтому систематически включаю подвижные игры в режимные моменты.
Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоций, развивают речь детей. Дети 2 младшей группы очень любят играть в такие игры как «Пузырь», «Воробушки и автомобили», «Найди свое место», « Солнышко и дождик».
Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам, т. е игра яляется не только способом познания окружающего, но и средством воспитания. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что дает ему возможность активно действовать. Как здорово, когда дети умеют играть, любят играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...
"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"
В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада...
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение....
Семинар - игра Использование нетрадиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада (из опыта работы воспитателя) «Волшебный мир песка»
. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он ...
"Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада"
описание из личного опыта воспитателя...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Дидактическая играв педагогическом процессе детского сада(из опыта работы воспитателя младшей группы)...