Использование традиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника - игра.
Детские игры различаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации и в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи.
Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, большую или меньшую самостоятельность и активность детей.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотникова Светлана Юрьевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 11 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Использование традиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, - качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью данного периода, отличающей его от последующих этапов развития ребенка, является то, что в это время закладываются основы общего развития, служащего фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, для усвоения различных видов деятельности. В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношение ко всему происходящему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее, т. е. психические новообразования - они возникают к концу данного возрастного периода.
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.
Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника - игра.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенном на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной рефляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.
Отличительная способность игровой деятельности - в ее добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Игра для детей - это способ вырасти и стать большими. В играх дети готовятся к взрослой жизни, они «пробуют», что же это такое-ходить на работу, быть матерью или отцом, ездить на машине. При помощи игрушек ребенок строит свой маленький мирок, где он независим от приказов и власти взрослых. Он такой же, как они - шофер, строитель, врач, летчик, любящая, но строгая мать [2].
Нужно приобщить детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Основными целями и задачами развития игровой деятельности являются:
- Создание условий для развития игровой деятельности детей.
- Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
- Развитие у детей интереса к различным видам игр.
- Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
- Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Детские игры различаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации и в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи.
Игры подбираются с учётом лексической темы недели и конечно по желанию детей. Я работаю с детьми старшего возраста.
Рассмотрим некоторые из таких игр.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребенка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.
Например: «Семья», «Доктор», «Стройка», «Корабль», «Экскурсовод», «Парикмахер», «Магазин», «Ателье», «Водитель».
Подвижные игры.
Роль подвижной игры в развитии ребенка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоции, развивают речь детей.
Например:
С бегом: «Мышеловка», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Гуси – лебеди» и др.
С прыжками: «Классики», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Кто лучше прыгнет?» и др.
С лазанием и ползанием: «Медведь и пчёлы», «Пожарные на учении», и др.
С метанием: «Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Сбей кеглю», «Серсо», и др.
Эстафеты: «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования: «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто дальше?» и др.
Народные игры: «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», и др.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры помогают воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Дают детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другим гостями.
Например: «Теремок», «Колобок», Репка», «Заюшкина избушка» и др.
Дидактические игры.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребенка, но и в познании малышом мира обучения его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, цвете, величине и пространстве. Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение.
Дидактические игры призваны развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (вперед сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Примером дидактических игр являются «Четвёртый – лишний», «Угадай, чего не стало?», «Кто где живёт?», «Кто как кричит?», «Расхвали», «Доскажи словечко», «Угадай по силуэту», «Сложи из частей», «На что похоже» и др.
В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.
Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание («Оденем куклу на прогулку», «Куда едут машины» и т. д.).
Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других («Знатоки», «Подбери груз к машине» и т. д.). Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.
Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия- внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности взаимовыручку («Подбери пару», «Дом, в котором ты живешь») [1].
Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, большую или меньшую самостоятельность и активность детей.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении детьми коллективного и (по мере накопления опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.
Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.
Литература
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
- Г.М. Бондаренко. Развивающие игры. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"
В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....

план - программа образовательно - воспитательной работы в детском саду
Перспективный план в первой младшей группе по ФЦКМ. Образовательная область "Познание"...

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»
Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"
Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

Использование технологии "фото-кейс" в образовательном процессе детского сада
Использование технологии "фото-кейс" в образовательном процессе детского сада...
«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.Сост...