"Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада"
методическая разработка

Юсовских Елена Борисовна

описание из личного опыта воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юсовских Елена Борисовна                                                                                              воспитатель                                                                                                                                                        ГБДОУ детский сад№87                                                                                              Приморского района                                                                                                                       Санкт - Петербурга

«Традиционные игры                                                                                                                                  в образовательно – воспитательном процессе детского сада».                                                                                                                                                       ( из опыта работы)

Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре, у детей формируются такие качества, как находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувство юмора. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Учитывая, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня.                                                                                                                   С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государ-ственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.                                                                                           Игра выступает, как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.                                                                                                    Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому,  ременный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в дет-скую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя, с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.                                                                              Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образо-вательного процесса в ДОУ, мы пришли к выводу, что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увле-кательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.                                                                                                                   Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.                                       Моя развивающая среда построена так, чтобы все игры, игрушки, пособия, игровой материал были доступны для детей. Группа разделена на зоны: зона сюжетно – ролевой игры  (здесь находятся разнообразное количество костюмов на вешалках, прозрачные контейнеры с атрибутами для сюжетно – ролевых игр, детская и кукольная мебель, наборы посуды, коляски). В уголке отражены такие игры как: «Больница», «Семья», «Магазин»,  «Салон красоты». Такие игры как: «Моряки», «Шофёры», «Строители»  находятся в зоне  «Мастерская».Здесь малыши могут свободно брать нужные им детали для игры: конструкторы, схемы построек, бросовый материал(банки, природный материал и т.д.).                                                                                                        В зоне  «Театрализация»  большой выбор театров: настольный, театр на фланелеграфе, шапки-маски, би-ба-бо, пальчиковый. Здесь представлены такие сказки как: «Теремок», « Колобок», « Репка», «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», « Волк и семеро козлят».  Для удобства в работе у меня собрана картотека театрализованных игр, игры-стихи.                                       Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребенка, но и в познании малышом мира. Обучения  его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, величине, цвете и пространстве. Для этого я использую дидактические игры, которые направлены больше на изучение, чем развлечение. В моей развивающей среде представлены различные виды кубиков, развивающие игрушки (пирамидки, шнуровки, пазлы, вкладыши). Здесь, так же, большое количество настольно-печатных игр, например: «Где чей домик?», «Цветные паровозики», «Большие и маленькие». Это игры на знакомство детей с цветом, формой, величиной. Игры на развитие экологических представлений: «Чья мама?», «Кто где живет?», «Овощи, фрукты». Игры по ОБЖ: « Мама, папа, я», « Что такое хорошо, что такое плохо», «На лесной тропинке». Игры по обучению детей ПДД: «ПДД для малышей», « Лото осторожностей»,  «С Дино я гулять пойду и в беду не попаду».                                                         Дети играют как в группе, так и на улице. Движение – это живнь. Любой ребенок не может усидеть на месте, он любит бегать, прыгать, прятаться. Поэтому в нашу работу и включены подвижные игры. Роль подвижной игры в развитии ребенка заключается в том, чтобы помочь ему развить быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоций, развивают речь детей. Мои дети очень любят играть в такие игры как: «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц». В группе создана картотека игр которые я использую в своей работе ( «Перелет птиц», «Ловишки с мячом», «Волк во рву» и многие другие.).      Предметно-пространственная среда в группе все время меняется. Это происходит благодаря изучению новых тем, сезонности, праздникам. Выносится новый материал, новые игры, пособия и игрушки.                                                          Не забываем мы и о русских народных играх. Воспитание с помощью русских народных игр реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействие педагога и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Для этой цели в группе имеется картотека русских народных игр. Это игры с мячами и палками, в «городки»,  в «столбики», «на улице и дома», «вдвоем и целым хороводом». Не забыты и игры в слова: различные шарады, каламбуры, загадки с подвохом, разыгрываемые игры на досуге.                                                         Использование таких игр в воспитании дошкольников расширяет его историко-культурный кругозор и повышает культурный уровень национального самосознания.                                                                                      Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными,  и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить ,самостоятельно, добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.                                                                    Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одно-временно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.                                                                                                     Поэтому чем разнообразнее и эффективнее воспитатель использует игры, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.                      Таким образом, предметно- пространственная среда в моей группе создана так, чтобы малыши, играя, познавали мир во всех его тонкостях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"

В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....

план - программа образовательно - воспитательной работы в детском саду

Перспективный план в первой младшей группе по ФЦКМ. Образовательная область "Познание"...

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада...

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение....

Традиционные игры в образовательно – воспитательном процессе детского сада ( из опыта работы воспитателя)

Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — и...