Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
консультация

Ненашкина Анна Андреевна

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО УГОЛКА В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Организация уголка сюжетно-ролевых игр

 в разных возрастных группах»

В соответствии с ФГОС ДО (п 3.3.4) ППРС должна быть:

- Содержательно-насыщенной;

- Трансформируемой;

- Полифункциональной;

- Вариативной;

- Доступной и безопасной.

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

     Содержательная насыщенность среды – среда должна включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,

экспериментирование с материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие

крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Типы игрового материала для сюжетной игры.

     В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): игрушки-"персонажи", игрушки-"предметы оперирования", игрушки-"маркеры (знаки) пространства".

Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации.

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

2. ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ ПРОСТРАНСТВА.

 Предполагает возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. При организации уголка сюжетно-ролевых игр – предоставление ребенку возможности моделировать игровую обстановку при помощи легких конструкций, оборудования, модулей и т.д.

3. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ

Предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.) в разных видах детской активности,

- наличие полифункциональных предметов, в том числе природных, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Полифункциональные предметы.

Ткани разных размеров (от маленьких лоскутков до больших кусков материи), однотонные, различных цветов, фактур

Ленты, тесемки, веревки, резинки и т.п.

Прищепки, мешочки-утяжелители

Природный материал (спилы дерева и коряги, каштаны, камушки и т.д.)

Бросовый материал (детали конструктора, фантики, сетки и т.д.)

Коробки разной величины и форм (от маленьких до больших, в которых могут поместиться дети).

4. ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ.

 Периодическую сменяемость игрового материала, появление предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей.

Наличие в ДОУ различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5. ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ.

Предполагает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Исправность и сохранность оборудования.

6. БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ.

Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Все элементы среды должны иметь все необходимые сертификационные документ.

   Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при проектировании уголка сюжетно-ролевых игр.

Изменение игрового материала в соответствии с возрастом

                             РАННИЙ ВОЗРАСТ (от 2 до 3 лет).

    В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

    Задачи воспитателя:

- в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;

- развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;

- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;

развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

     Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

      Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых "орудий" - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта – грузовики, коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.          

    Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

                    ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от 3 до 4 лет):

      Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

      Задачи воспитателя:

- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений;

 - в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

  - в  совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;

поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

   - учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются .

     С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов).

      Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" - ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего).

         

         СРЕДНЯЯ ГРУППА (от 4 до 5 лет):

 Задачи воспитателя: 

- совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;

-  развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;

 - развивать умение использовать предметы-заместители.

     В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

   СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (от 5 до 7 лет):

   Задачи воспитателя:

- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

- учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

- развивать умение использовать предметы-заместители.

   В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

     Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

       Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

     Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

    В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

    Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.  

    Игрушки - персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

    Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой "мир" как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства ("наполненный" макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца.

           Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

       Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать — надпись).

В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И   обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать  детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

        Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

        Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

     Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

        Уголки ряжения в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряжения в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья.         Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».

       Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.

        Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

    Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

    Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»

Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ...

Семинар "Организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах"

В данной методической  разработке представлены  сценарии  сюжетно – ролевых игр. Основными задачами разработанных сюжетно – ролевых игр являются: - создание услови...