Организация проектной деятельности в ДОУ
консультация

Свидерская Алла Викторовна

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx429.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей                     

 «Организация проектной деятельности в детском саду»

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Метод проектной деятельности – это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

Метод проектов позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, обеспечивает психологическое благополучие и здоровье детей, обеспечивает развитие творческого воображения и мышления, позволяет развивать взаимоотношения со сверстниками.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: творческие, исследовательские, ролевые-игровые, нормативные (информационно-практико-ориентированные).

При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет общие особенности.

*Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

*Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

*Проектная деятельность имеет адресный характер. Именно поэтому она имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, тотворческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Одним из существенных различий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

Нормативные (информационно-практико-ориентированные) проекты являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом. Работа по созданию таких проектов основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателяПроектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Организация проектной деятельности важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...