Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

 Топилова Валентина Васильевна

Ведущими задачами являются

: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;

- ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;

- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина);мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.);

- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;

-проблемно-поисковый метод;

- активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);

- наблюдения за объектами и явлениями;

-проведение опыта, эксперимента;

- беседы с элементами дискуссии;

- познавательный рассказ воспитателя;

- чтение познавательной литературы

-просмотр иллюстраций в книгах -энциклопедиях для детей.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности развивающая предметно- пространственная среда была дополнена приборами и оборудованием:

1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса .

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).

4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_opyt._eksper.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми  в подготовительной группы .

                                                                                                                                                                                                           Воспитатель:Топилова В.В.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо з«ребенок познае

 Ведущими задачами являются:

-развитие аложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности:

у детей познавательной активности, любознательности, стремления к  самостоятельному познанию;

-ознакомление  с явлениями и объектами окружающего мира;

- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.);  

- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;    

                  

Задачи реализуются  в процессе применения разнообразных методов и приёмов:

 -проблемно-поисковый метод;

- активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);

- наблюдения за объектами и явлениями;

- проведение опыта, эксперимента;

- беседы с элементами дискуссии;

- познавательный рассказ воспитателя;                                                                          

- чтение познавательной литературы;

- просмотр иллюстраций в книгах - энциклопедиях для детей.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности развивающая предметно- пространственная среда была дополнена  приборами  и оборудованием:

1.  Лупы, зеркала,  весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса .
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева
камешки разных размеров, ракушки и т.д.),бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).                                                                                            

4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.

т объект в ходе практической деятельности с ним.  А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, магнит).

  •      а) Опыт «Песочная страна». 
  •  Цель: выявить свойства песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
  •      б) НОД   на тему «Бумага, ее качества и свойства».
    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
  •      в) Опыт «Песок и глина».                                                                                                        

Цель: учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить почему песок и глина по- разному впитывают воду.

     г) Опыт «Волшебный магнит».

Цель: изучить простейшие свойства магнита, все ли предметы он может притягивать?

    д) Опыт «Найди сокровища» (магнит и манка).

Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность.

2. О природных явлениях ( солнце, вода, воздух, игры с ветром, со снегом и т.д.).

  •      а) Игра-экспериментирование «Здравствуй, солнечный зайчик».
    Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
  •     б) Опыт «Узнаем, какая вода».
    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
  •     в) Эксперимент «Вода, лед, снег».                                                                          

 Цель: Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

  •     г) Эксперимент «Ветер по морю гуляет».

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

  • На прогулках велись наблюдения за неживой природой, отмечались сезонные изменения в погоде.
  •    д) Опыт «Поймай воздух».
  • Цель: Дать представление о том, что воздух невидим.

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).

  •   а) Опыт «Посадка лука».

Цель:   формировать у детей умение вести длительное наблюдение, уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. Изменения, происходящие с луковицей, дети вместе с воспитателями фиксировали в альбоме наблюдений, формулировали выводы.

  •   б) Опыт «Посадка зелени» (укроп, петрушка).

Цель: развивать умение вести длительное наблюдение, фиксировать  изменения  в альбоме,  развивать речь, познавательную активность, делать выводы.

  • На прогулке дети вместе с воспитателем отмечают изменения  во внешнем виде деревьев,  кустарников в разное время года.  Выделяют характерные признаки  внешнего вида разных пород  деревьев ( напр.: отличают берёзу от тополя).
  •  В ходе  НОД по художественному творчеству  дети отражают, опыт, полученный в результатах наблюдений.

4. О способах исследования объекта.      

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением,  определять на

ощупь самый твердый предмет.

  • 2. Игра «Узнай запах». 

Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением.

  •  3. Игра «Найди по звуку».

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

5. О предметном мире.

  • 1. Опыт «Тонет - не тонет».                                                                                        

Цель: формировать умение различать свойства предметов. Приучать экспериментальным путём,  проверять  свои суждения (определять: плавает или  тонет), анализировать, делать  выводы.

  •  2. Эксперимент «Легкий - тяжелый».

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

  • 3. Игры- экспериментирования:  «Мыло-фокусник» (игры  с мыльными пузырями), «Необычное рисование» (раздувание капельки краски на листе бумаги с помощью трубочек; ), «Деревья смотрят в озеро» (рисование в технике по мокрому ( с отражением).
  • Цель: учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени, адекватными изобразительными средствами.

6. В уголке для родителей были помещены статьи на темы: «Изучаем снег», «Непоседа-исследователь».

Вывод:

  • -умение постановки проблемы воспитанниками;
  • -грамотное формулирование вопросов;
  • -выбор способов исследования;
  • -умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
  • -наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • -степень самостоятельности в проведении эксперимента;
  • -способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
  • -умение фиксировать результаты экспериментирования.

О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».

воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Снежная сказка природы. Какого цвета снег? "

1 часть конспекта. Снежная сказка природы. Какого цвета снег? 2 часть конспекта. Снежная сказка природы. Вырос лес до небес  Расширить представления о многообразии красок неба, об измен...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...