Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Ведущими задачами являются
: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
- ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;
- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина);мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.);
- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;
-проблемно-поисковый метод;
- активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);
- наблюдения за объектами и явлениями;
-проведение опыта, эксперимента;
- беседы с элементами дискуссии;
- познавательный рассказ воспитателя;
- чтение познавательной литературы
-просмотр иллюстраций в книгах -энциклопедиях для детей.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности развивающая предметно- пространственная среда была дополнена приборами и оборудованием:
1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса .
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_opyt._eksper.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в подготовительной группы .
Воспитатель:Топилова В.В.
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо з«ребенок познае
Ведущими задачами являются:
-развитие аложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности:
у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
-ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;
- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.);
- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;
Задачи реализуются в процессе применения разнообразных методов и приёмов:
-проблемно-поисковый метод;
- активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);
- наблюдения за объектами и явлениями;
- проведение опыта, эксперимента;
- беседы с элементами дискуссии;
- познавательный рассказ воспитателя;
- чтение познавательной литературы;
- просмотр иллюстраций в книгах - энциклопедиях для детей.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности развивающая предметно- пространственная среда была дополнена приборами и оборудованием:
1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса .
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т.д.),бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.
т объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, магнит).
- а) Опыт «Песочная страна».
- Цель: выявить свойства песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
- б) НОД на тему «Бумага, ее качества и свойства».
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). - в) Опыт «Песок и глина».
Цель: учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить почему песок и глина по- разному впитывают воду.
г) Опыт «Волшебный магнит».
Цель: изучить простейшие свойства магнита, все ли предметы он может притягивать?
д) Опыт «Найди сокровища» (магнит и манка).
Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность.
2. О природных явлениях ( солнце, вода, воздух, игры с ветром, со снегом и т.д.).
- а) Игра-экспериментирование «Здравствуй, солнечный зайчик».
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. - б) Опыт «Узнаем, какая вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). - в) Эксперимент «Вода, лед, снег».
Цель: Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
- г) Эксперимент «Ветер по морю гуляет».
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
- На прогулках велись наблюдения за неживой природой, отмечались сезонные изменения в погоде.
- д) Опыт «Поймай воздух».
- Цель: Дать представление о том, что воздух невидим.
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
- а) Опыт «Посадка лука».
Цель: формировать у детей умение вести длительное наблюдение, уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. Изменения, происходящие с луковицей, дети вместе с воспитателями фиксировали в альбоме наблюдений, формулировали выводы.
- б) Опыт «Посадка зелени» (укроп, петрушка).
Цель: развивать умение вести длительное наблюдение, фиксировать изменения в альбоме, развивать речь, познавательную активность, делать выводы.
- На прогулке дети вместе с воспитателем отмечают изменения во внешнем виде деревьев, кустарников в разное время года. Выделяют характерные признаки внешнего вида разных пород деревьев ( напр.: отличают берёзу от тополя).
- В ходе НОД по художественному творчеству дети отражают, опыт, полученный в результатах наблюдений.
4. О способах исследования объекта.
1. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, определять на
ощупь самый твердый предмет.
- 2. Игра «Узнай запах».
Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением.
- 3. Игра «Найди по звуку».
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
5. О предметном мире.
- 1. Опыт «Тонет - не тонет».
Цель: формировать умение различать свойства предметов. Приучать экспериментальным путём, проверять свои суждения (определять: плавает или тонет), анализировать, делать выводы.
- 2. Эксперимент «Легкий - тяжелый».
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
- 3. Игры- экспериментирования: «Мыло-фокусник» (игры с мыльными пузырями), «Необычное рисование» (раздувание капельки краски на листе бумаги с помощью трубочек; ), «Деревья смотрят в озеро» (рисование в технике по мокрому ( с отражением).
- Цель: учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени, адекватными изобразительными средствами.
6. В уголке для родителей были помещены статьи на темы: «Изучаем снег», «Непоседа-исследователь».
Вывод:
- -умение постановки проблемы воспитанниками;
- -грамотное формулирование вопросов;
- -выбор способов исследования;
- -умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
- -наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- -степень самостоятельности в проведении эксперимента;
- -способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
- -умение фиксировать результаты экспериментирования.
О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.
Ведущими задачами являются: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; ...
«Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему ««Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам игроритмики
Развитие музыкальных способностей по средствам проектной деятельности....
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».
воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Снежная сказка природы. Какого цвета снег? "
1 часть конспекта. Снежная сказка природы. Какого цвета снег? 2 часть конспекта. Снежная сказка природы. Вырос лес до небес Расширить представления о многообразии красок неба, об измен...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
- Мне нравится (1)