Работа с родителями детей с ОВЗ
статья
Формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_detey_s_ovz.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями детей с ОВЗ
Процесс интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении - это отражение современного времени, а также реализация прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Главными преимуществами инклюзивного образования являются такие аспекты:
- адаптация и интеграция в общество;
- полноценное образование;
- уверенность в себе, общение со сверстниками;
- понимание обществом проблем инвалидности;
- воспитание толерантности у детей без инвалидности.
Что же представляет собой инклюзивное образование? Термин «инклюзивное образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных заведениях. В основе инклюзивного образования лежит идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, а также создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы дают шансы и возможности для детей с ОВЗ в обучении и достижении успеха.
Обучаясь в условиях инклюзии, дети приобретают знания о правах человека, несмотря на то, что эти знания не даются специально, но тем не менее получение их ведет к уменьшению дискриминации, а также умению детей общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.
Основные принципы инклюзивного образования:
- дети ходят в детский сад, находящийся рядом с домом;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят детей к посещению «комбинированного» детского сада. Все дети со специальными потребностями в обучении должны иметь право на место в детском саду:
- разработанная методология направлена на поддержку в обучении детей с различными способностями. Исходя из этого, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей;
- все дети участвуют во всех мероприятиях, где спортивные мероприятия, музыкальные праздники, театрализованные представления, конкурсы и прочие являются инклюзивными;
- индивидуальное детское обучение осуществляется при совместной работе воспитателей, узких специалистов, родителей;
- инклюзивное образование, которое основано на правильных принципах, позволяет предотвратить дискриминацию в отношении детей, поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с этой задачей работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для детей, у которых контакт с окружающим миром сужен, особенно возрастает роль семьи. Семья имеет значительные возможности в решении таких важных вопросов, как воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Родители являются первыми педагогами. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании».
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Работа с семьей в детском саду занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. В семье, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, необходима особая забота и внимание, так как состояние ребенка является психической травмой для родителей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ, меняет сложившуюся жизнедеятельность семьи, меняется психологический климат семьи. Столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, родители ребенка сталкиваются с множеством трудностей. Нарушение позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологических уровнях. Выявлены причины невысокой результативности коррекционной работы с семьей. Прежде всего это личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром, а именно:
- неприятие личности ребенка;
- неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
- страх ответственности;
- отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, нужно определить общую цель коррекционно-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательными, а их взаимовлияние – более эффективным.
Для реализации данной цели нужно определить следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Коррекционно-педагогическая помощь родителям осуществить по следующим направлениям:
- диагностическое –исследование воспитательного потенциала семей и организация взаимодействия;
- профилактическое – социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в семье в условиях образовательного процесса;
- информационное – просветительское – психолого – педагогическое и медико – социальное просвещение родителей;
- консультативное – консультирование родителей по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам коррекции нарушений в развитии детей;
- психокоррекционное – совместная деятельность специалистов ДОУ и родителей по разработке индивидуальных образовательных маршрутов;
- социокультурное – оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, через проведение совместных с родителями мероприятий.
Определить принципы совместной работы педагогов и родителей: не поучать, а приглашать к сотрудничеству; находиться в партнерской позиции с родителями; вести конструктивный диалог «педагог-родитель».
Коррекционно-педагогическая помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ, в вопросах воспитания и обучения ребенка осуществляется в тесном взаимодействии воспитателей и музыкального руководителя.
Для того, чтобы повысить педагогическую компетентность родителей детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, нужно использовать традиционные формы взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества.
Формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ:
- общие родительские собрания, которые проводятся администрацией в начале и в конце года;
- групповые родительские собрания, на которых обсуждаются задачи содержания и форм работы с детьми в семье;
- Тематические доклады, плановые консультации, семинары;
- Проведение детских праздников и развлечений с привлечением родителей;
- Беседы и консультации по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями;
- Анкетирование и опросы с целью сбора информации о ребенке и его семье, а также определение оценки родителями эффективности работы педагогов;
- Информационные стенды и тематические выставки;
- Выставки совместных работ детей и их родителей;
- Открытые занятия.
В результате используемых форм работы у родителей формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Они убеждаются, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, что активное участие родителей в развитии ребенка с ОВЗ ведет к определенному успеху. У родителей формируется интерес к работе дошкольного учреждения с их детьми, повышается компетентность в психолого-педагогических правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ, растет удовлетворенность родителей работой педагогов в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
педагогический час "Продуктивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста" - из опыта работы
Материал поможет воспитателям при подготовке к МО...
Информация для родителей "Формы работы с родителями детей, не посещающих ДОО (работа консультационного центра)"
Информация для родителей детей не посещающих ДОО...
Повышение педагогической грамотности родителей посредством различных форм работы с ними. Работа с родителями детей, не посещающими ДОУ.
Работа с родителями....
Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...