Дидактическое пособие "Чудесная коробка "Говорилка"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у воспитанников, внимания, памяти. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в индивидуальной и подгруппой работе с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_chudesnaya_korobka.docx | 133.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 14 "Шатлык" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Дидактическое пособие:
«Чудесная коробка «Говорилка»
по развитию речи
с воспитанниками 4 – 7 лет
Выполнил:
Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна
педагогический работник высшей
квалификационной категориии
Октябрьский, 2019 г
Аннотация.
Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у воспитанников, внимания, памяти. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в индивидуальной и подгруппой работе с воспитанниками.
Введение.
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества воспитанников, имеющих различные нарушения речи.
Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство формирования и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре воспитанник получает возможность:
• обогащать и закреплять словарь;
• формировать грамматические категории;
• развивать связную речь;
• расширять знания об окружающем мире;
• развивать словесное творчество;
• развивать коммуникативные навыки.
Работая с такими воспитанниками, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации , снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. «Чудесная коробка «Говорилка» - прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В небольшой коробке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно. Использовать пособие можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.
Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
Формировать умение составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам.
Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
Воспитывать познавательный интерес.
Расширять представления детей об окружающем мире.
Воспитать аккуратность и самостоятельность.
Основная часть.
Дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» - настоящая сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных ООД по развитию речи дошкольников. Комплект карманов превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель: развитие умения воспитанников выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).
Задачи:
-Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
-Развивать внимание, память.
-Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель игры: закрепление употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.
Задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас воспитанника.
Развивать внимание, память.
Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди часть картинки и назови правильно то, что на ней нарисовано.
Пример: Чей хвост? - заячий.
Дидактическая игра «Вкусное варенье»
Цель: закрепление в речи воспитанников употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Задачи:
Развивать словарный запас.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови, какое варенье бабушка сварила.
Пример: Бабушка сварила яблочное варенье.
Дидактическая игра "Один, много"
Цель: закрепление названий предметов в единственном и множественном числе.
Задачи:Закрепить понятия "один, много."
Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Расскажи, сколько предметов на картинке.
Пример: Один медвежонок, много медвежат.
Дидактическая игра «Кто, что ест?»
(4-6 лет)
Цель : закрепление знаний по темам "Дикие и домашние животные".
Задачи:создать условия для активизации словаря воспитанника по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развивать мелкую моторикк рук.
Ход игры:
Средний возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что едят животные
Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных.
Дидактическая игра «Найди звук»
(5-7 лет)
Цель: создание условий для формирования представлений о звуковом составе слов
Задачи: совершенствовать умение определять местонахождение звука в слове, развивать фонематический слух, умение работать с картой, воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Ход игры: определить местонахождение заданного звука в слове и поставить бабочку на соответствующий цветок.
Дидактическая игра «Сколько слогов в слове?»
(5-7 лет)
Цель: закрепление умения воспитанников делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.
Ход игры: воспитатель показывает воспитаннику картинки с изображением предметов, воспитанник называет слово, определяет количество слогов и сажает зайчика в вагон с цифрой соответствующий количеству слогов в слове.
Загадки
(4-6 лет)
Цель: обогащение словарного запаса воспитанников .
Задачи: развивать зрительную память , мышление.
Ход игры: воспитатель читает загадку, если воспитанник отгадывает правильно, открывается картина с отгадкой
Ребусы
(6-7 лет)
Цель: развитие умения воспитанников составлять и читать слова.
Задачи: развивать зрительное внимание, мышление, воспитывать интерес к чтению .
Чистоговорки
(4-7 лет)
Цель: закрепление умения правильно произносить трудно произносимые слова для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие , произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь и словарный запас.
Ход: разучивая чистоговорки с воспитанником необходимо, чтобы произношение звуков было чистым. Делать это необходимо не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорки несколько раз, выполняя при этом разные задания – тихо, громко, с различной интонацией.
Артикуляционная гимнастика.
(4-7 лет)
Цель: выроботка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика
(4-7 лет)
Цель: укрепление дыхательной системы воспитанника.
Задачи: развивать дыхательную мускулатуру воспитанника, вырабатывать привычку делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Эмоции
(4-7 лет)
Цель: закрепление умения воспитанников различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние человека.
Расскажи мне сказку.
(4-7 лет)
Цель: развитие умения пересказывать и сочинять сказки, активизация словаря.
Задачи: развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения, упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль, воспитывать интерес к сказкам, стимулировать творческий и эмоциональный интеллект.
Ожидаемый результат.
С помощью данного дидактического пособия «Чудесная коробка «Говорилка» будет совершенствоваться связная речь, грамматический строй речи у воспитанников, обогащаться и активизироваться словарный запас. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления у воспитанников об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....