Проект на тему "Символы России"
проект (старшая группа)
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий дляформирования гражданских и патриотических чувств дошкольников черезобращение к памятиоб историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_simvoly_rossii.docx | 43.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
1.1 Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и
представляет
мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно
-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для
формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через
обращение к памяти
об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и
педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной
страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного
отношения к традициям своего народа.
1.2 Актуальность выбранной темы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического
воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие
перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической
ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на
ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило
духовное, личные интересы стали противоположны общественным,
произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы
постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных
процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации
1
подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на
преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания.
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы
образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные
представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать
возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего
отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом
целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный
период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень
важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в
этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном
плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме
особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме,
Министерством образования разработана программа «Патриотического
воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы», которая
ориентирована на повышение общественного статуса патриотического
воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до
высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на
2
основе отечественных традиций и современного опыта.
В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского –
народность, приобщение к национальному, как базе патриотического
воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов,
связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами
окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к
родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем,
что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не
считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно
сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но
говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных
знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно
только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Неофициальные символы
России как средства развития представлений о Родине у детей старшего
дошкольного возраста".
3
1.3 Проблема:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно
решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых
детей отмечается низкий уровень знаний о родной стране; отсутствует
познавательный интерес; Поэтому возникла необходимость изменить формы
организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и
культурой нашей страны. Решением данной проблемы является реализация
проекта:" Неофициальные символы России - как средство развития
представлений о Родине".
1.4 Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста
представление о важнейших нравственных ценностях российского народа
через ознакомление с негосударственной символикой России.
1.5 Задачи
Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации
(самовар, береза, балалайка, матрешка, гармонь, лапти, валенки, );
Закрепить знания о государственной символике : герб, гимн, флаг;
Развивать творческие способности детей, воображение;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
Организовать сотрудничество с родителями.
1.6 Используемые методы работы:
4
- Беседы о родине.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение
сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
2. Глава I
История появления нетрадиционных символов России
Матрешка.
Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта
игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к
матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она - не просто
народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и
хранительницей исконной русской культуры. Замечательный русский
писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у
каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца;
кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а
там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец
выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и
это самое, самое наше».
Береза.
Поэты и песенники воспевали березу в своих произведениях. У многих из
них это дерево ассоциировалось с прекрасным пейзажем исключительно
российских широт. А ведь это можно объяснить тем, что береза является
5
наиболее распространенным деревом в России. Любой лиственный лес
содержит березы. В России растет более сорока различных видов берез.
Дерево неприхотливое, красивое, достигающее в высоту тридцати-сорока
пяти метров. Их любят сажать около домов в частном секторе, в парках и
скверах больших городов, пересаживая с лесных опушек. Именно поэтому
береза – символ, навевающий непередаваемую грусть на тех, кто уехал из
России в другие страны. Сложно себе представить традиционный русский
пейзаж без тонкой и стройной березки, а русскую баню без березового
веничка… Ведь красота березы намного проще и притягательнее русскому
взгляду, по сравнению, например, с пафосным каштаном, строгим тополем,
пушистой елкой и роскошным дубом. Белый стройный ствол, а также
небольшие треугольные листья, от которых падает сквозистая тень, являются
украшением для любого вида, и пользуются искренней любовью в России.
Самовар.
До появления на Руси чая самым любимым напитком в холодное время года,
был сбитень. Его варили на основе лечебных трав и меда в специальном
сосуде – сбитеннике, чем-то напоминающий чайник. Внутри сбитенника
находилась полость для угля. На русских ярмарках всегда бойко шла
торговля готовыми блюдами, которые варили тут же в братинах. Братина –
это металлический сосуд, разделенный на три секции, в двух из которых
варили пищу, а в третьей – горячие напитки. Считается, что сбитенник и
братина являются прародителями самовара.
6
Чай на Руси появился в 17 веке, его завезли торговцы из Азии.
Первоначально его употребляла знать в качестве лекарства. Но уже к 19 веку
чай потихоньку теснит сбитень и становится любимым горячим напитком в
России. Вместе с чаем в дома проникает и самовар. Пузатому самовару
посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в
песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара
описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние
не обходится без горячего самовара. Именно самовар – стал символом
гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Самовар стал
символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и
достатка. Что же такое самовар? Это тонкостенный металлический сосуд,
внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки.
Топка крепится к нижней части самовара. Через решетку в трубе создается
тяга в топке. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом.
Если тяги не хватало или погода была сырая, то дополнительно ее создавали
при помощи сапога, который одевали на трубу. При закипании воды, на
конфорку самовара устанавливался заварочный чайник. Тяга замедлялась,
вода закипала медленнее, а чай заваривался и настаивался.
Русская тройка.
Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным
символом России. Мы трижды целуемся, прощаясь, мы часто говорим: «Бог
любит Троицу». У нас в дозоре стоят три богатыря, и выбираем мы из трех
7
дорог. Естественно, под окном всегда сидят три девицы-невесты. А недалеко
хлопочут о том о сём три сватьи. Наконец, трехголовый змей трижды теряет
по одной голове, а золотая рыбка выполняет только три желания. Русский
герой проходит три испытания, прежде чем обрести надежное и полное
счастье семейное. Эта наша любовь к тройственности и Троице
материализовалась в уникальной, известной всему миру, запряжке лошадей,
имя которой — Русская Тройка... О тройке поэты слагали стихи, народ
сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой
миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный
символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу.
Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и
пронзительной лиричностью.
Русская гармонь
Русская гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она могла, как национальный инструмент, только у нас, в России. И не так важно, кто именно приложил руку к изобретению этого музыкального инструмента. Русский человек настолько богат на фантазию, настолько талантлив и многогранен, что только в России могли появиться на свет сотни, даже тысячи модификаций и разновидностей одного, по сути, изобретения, музыкального инструмента под названием гармонь. И наконец, свершилось,
8
в результате долгой работы с историческими архивами, профессору Миреки удалось выяснить тот факт, что первая гармонь появилась в Санкт — Петербурге, благодаря чешскому органному мастеру Франтишека Киршника. Он изготовил, располагая стационарной мастерской, свой экспериментальный музыкальный инструмент – первую гармонь. Продемонстрировал он ее впервые в 1783 году в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед музыкальной взыскательной публикой. Так же, стал известен и тот факт, что в 1830 годы Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула, и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции. Гармоника распространилась по всем Губерниями стремительными темпами. Она стала принадлежностью не только зажиточной части населения, но и использовалась и крестьянами, и середняками и бедняками. Со временем гармонь стала выпускать в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливали под особенности танцевальной и музыкальной культуры, к национальным обрядам и обычаям. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под ее звуки пляшут на свадьбах, водят хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.
Балалайка.
Балалайка – традиционный музыкальный инструмент, ставший символом
русской культуры. Под балалайку можно танцевать, петь песни и частушки.
Этот музыкальный инструмент получил широкое распространение. Сейчас
балалайка входит в состав большинства оркестров народных музыкальных
9
инструментов. Существует несколько версий происхождения балалайки.
Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим
сведениям, балалайка произошла от домбры. Некоторые исследователи
предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена
татаро-монгольского владычества. Исследователи народных инструментов
полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или
«балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое
название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего
звучания. К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать
популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к
своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и
музыкальной. Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично
ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более
того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.
Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре
народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают
подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому
человеку услышать звучание деревенской балалайки? Благодаря усилиям
этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20
века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные
наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на
10
концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли
стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто
проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно
узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в
фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.
3. Глава II
Однажды мне в руки попала очень красивая и красочная книга. Я ее принес в
детский сад и показал Насте. Мы рассматривали картинки и нам стало очень
интересно что же написано в этой книге. И мы попросили Ольгу Васильевну
прочитать. Когда она нам ее читала, я задумался, что же такое символы
России, почему они бывают государственные и негосударственные. Своими
мыслями я поделился с Настей. Она задумалась и ей тоже стало очень
интересно откуда это все произошло. Своими желаниями мы поделились с
Ольгой Васильевной и она нам предложила побольше узнать о символике
России. Дома с родителями я искал информацию о матрешке, это один из
символов России. У Насти мама работает в школе и она нас пригласила в
школьный музей. В детском саду Ольга Васильевна подготовила для нас
очень много информации.
3.1 1 этап- подготовительный
Цель: постановка целей и задач, подбор наглядного и демонстрационного
11
материала, выяснить что дети знают о своей стране и её символике, создание
предметно - развивающей среды, рассматривание фотографий , иллюстраций,
проведение тематических бесед.
3.2 2 этап - основной
- НОД "Наша Родина Россия".
Образовательные:
-Познакомить с неофициальными символами России: матрешкой,
балалайкой, березой.
-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб,
флаг, гимн).
-Обогатить словарный запас детей новыми словами.
-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
Развивающие:
-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того,
что они призваны объединять жителей одной страны
-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство
гордости за свою страну.
- Внесение изображений флага и герба России.
- Беседа " Белая рубашка сердечко золотое , что это такое?"
12
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление
с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями
нашего народа. Беседа поможет закрепить знания детей о символах России,
предметах быта,
которые имеют многовековую культуру.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской
культуре.
Задачи:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Формировать нравственно- патриотических качеств дошкольников через
культуру и традиции русского народа
Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах
России
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
4.Чтение произведений о России, разучивание стихов , пословиц о
Родине, её культуре и истории. "Путешествие по карте"
5.Беседа "История Русской матрёшки"
В данном беседе изложена история происхождения русской деревянной
13
куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям
начальных классов, воспитателям старших групп детских садов.
Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных
часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской
деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение,
любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к
русской культуре.
6. Аппликация "Русская матрёшка"
Задачи:
учить создавать узоры на сарафане матрешки аппликативным способом;
формировать умение ритмично располагать узор на основе, красиво сочетать
цвета бумаги;
формировать умение вырезать из бумаги разнообразные детали разных форм
14
и аккуратно наклеивать их;
закреплять навыки работы с цветной бумагой, ножницами;
развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику;
воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
7. НОД "Знакомство с русским самоваром" .
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним
видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть
гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
8. Аппликация Русская гармошка»
Цели: учить детей создавать изображение гармони из частей, учить
складывать из полоски бумаги гармошку, закреплять умение
вырезывать части круглой формы, разрезать по линии сгиба,
продолжать аккуратно разглаживать линию сгиба пальцами, аккуратно
наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги;
формировать бережное отношение к истории и культурному наследию
родного края и страны; формировать бережное отношение к предметам
прошлого, к произведениям народно-прикладного творчества.
9.Выставка рисунков " Моя Россия".
10.Экспериментальная деятельность - рассматривание бересты под лупой.
15
Цель: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей
бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые
проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это
опробковевшие клетки.
3.3 3 этап - заключительный
Проведение развлечения "Неофициальные символы России".
4. Заключение
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена
интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи,
изобразительного искусства. В беседах о Родине активизируется
монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В
изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами
воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности
самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной
деятельности, при исполнении хоровода "Во поле березка стояла" у детей
развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через
движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко
чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в
результате проекта у детей сформировались элементы гражданственности и
патриотизма. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной
16
культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и
верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к
Отечеству.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями.
Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время,
когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные
условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших
предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо
уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса
нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание
патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих
воспитания маленького гражданина. В дальнейшем я планирую продолжить
работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта
русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и
окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети,
что они унесут из детства.
17
5. Литература
- Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Мария Куруськина Энциклопедия «Наша Родина- Россия»
Издательский дом «Проф-Пресс» 2019г.
- Сергей Тетерин «Символы России» Феникс+ 2015г.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в
ДОУ» М.: Сфера 2011г.
Интернет ресурсы:
http://rf2003.narod.ru/neoficialnie.htm
http://selenaart.ru/post188678793
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/neofitsialnye-simvoly-rossii
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»
Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...
Проект "Красная книга России. Исчезающие животные России"
Описание проекта для старшего дошкольного возраста....
Проект "Моя родина - Россия. Страны - соседи России"
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быт...
Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....