ИГРА В ТЕАТР ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_teatr.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА В ТЕАТР ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительней речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства [1].
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает занятие по театрализованной деятельности, которую я провожу с детьми в театральном кружке. На занятиях кружка я пытаюсь раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую направленность личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажей. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Б.М. Теплов отметил «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место».
На занятиях кружка я включаю театральные игры, этюды, драматические постановки на развитие у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Играя с детьми на занятии, необходимо вести с ними диалог. Например, вначале игры можно задать такие вопросы:
- Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
- Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
- Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
- Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
- Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел- король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка Кулаки правой и левой руки поочередно
становятся на стол ребром
Щека к щеке Кулачки трутся друг о друга.
Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики
пальцев левой, и наоборот.
В уголке.
Пантомимические этюды и упражнения
Понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как:
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
-парикмахера;
-пожарника;
-строителя;
-космонавта.
Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка. Дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей. По внешним признакам они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа.
Не менее важным для ребенка старшего дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними [2].
Так в поставленном мною драматическом спектакле по Е. Шварцу «Снежная королева» дети сумели ярко представить характеры персонажей сказки. Точно передав сущность героев в их интонациях, жестах, движениях, выражениях лиц, дети в полной мере раскрыли образы действующих лиц сказки. Работая над этим спектаклем, дети проживали свои роли, рельефно выражая отрицательные и положительные стороны характеров героев сказки.
В процессе работы над спектаклем дети стали постепенно осознавать свою ответственность, критически относиться к своим действиям, делать соответствующие выводы, различать добро и зло в сказке. Таким образом, дети постепенно приобретали личностную самооценку.
К ребенку с завышенной самооценкой предъявлялись повышенные требования. Тактично и доброжелательно отмечались недостатки в выполнении тех или иных действий, ставились новые сложные задачи.
Ребенка с пониженной самооценкой, не уверенного в себе и своих возможностях, наоборот, я и родители постоянно подбадривали, помогали работать не только над ролью, но и над собой. Предлагалось ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими успехами, исполнив понравившуюся ему роль.
Большую помощь оказывают родители в постановках спектаклей. Поддерживают интерес ребенка к театрализованной деятельности. Родители стараются постоянно присутствовать на детских спектаклях и быть активными участниками представлений.
Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Всем детям, независимо от их способностей, предоставляются равные возможности для участия в инсценировках и создаются условия для реализации художественного образа.
Содержание театрализованной деятельности расширяется за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников.
Литература и примечания:
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
2. Акулова О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4.
© М.А. Глущенко, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»
Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....
Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.
Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в ра...
Игры для эмоционального развития ребенка
Картотека игр для эмоционального развития ребенка...
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...
Дидактические игры -упражнения на обеспечение эмоционального состояния ребенка
Картотека игр на обеспечение эмоционального состояния дошкольника...
Игры, направленные на формирование эмоционального контакта ребенка со взрослыми
Буклет для родителей и педагогов...
Игры с водой. Их значение для эмоционального развития ребенка.
Игры с водой. Их значение для эмоционального развития ребенка....