Театральный кружок во 2 мл.группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №26»
Программа театрального кружка «Сказка»
во 2 младшей группе
Руководитель кружка:
Воспитатель: М.Д Рубанова
г. Златоуст, 2017-2018
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Дети – дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра. Но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются , когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованные игры позволяю решать многие задачи многие задачи программы детского сада: ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования, разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей создавать радостную, непринуждённую обстановку в группе.
Обоснование проблемы:
- Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
- Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
- Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применение их для обыгрывания с детьми.
Обоснование направления:
- Формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- Настольный театр
- Театр резиновой игрушки
- Пальчиковый театр
- Декорации
- Театр конусной игрушки
- Куклы - бибабо
- Маски – шапочки
- Работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (1 раз в неделю проводится кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:
- игровое творчество
- песенное творчество
- сочинение сказок, модификация сказок,
- сопровождение движений кукол словами, песенкой,
- импровизация,
- подведение итогов,
- обработка информации, диагностика
- Заключительный:
- подведение итогов
- обработка информации, диагностика
- показ сказки для родителей
Цель:
- Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческой активности детей младшего возраста.
- Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.
Ожидаемые результаты
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю по 15- 20минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в октябре, мае.
Срок реализации программы: 2017-2018 уч.г.
Содержание программы
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:
- С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
- Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
- Заботиться об оснащении игр.
- Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
- Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети.
- Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
Календарно-тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь 1 неделя | «Давайте познакомимся» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | Слушание сказки «Колобок» | Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | Разучивание и показ сказки «Колобок» | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Волшебный сундучок»» | Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Ноябрь 1 неделя | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2неделя | “Во садочке я была…”. | Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
3 неделя | Игровая викторина по стихам А. Барто”. | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | Сказка о глупом мышонке” (на «День матери») | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Декабрь 1 неделя | Игры с пальчиками | Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры.. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2неделя | «Холодно зайке» (на фланелиграфе) | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Мы водили хоровод» | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
4 неделя | «Заюшкина избушка» (новогодняя сказка). | Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Январь 1 неделя | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2 неделя | «Встали детки в кружок – закружились как снежок» | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) | Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Заходите в гости к нам» | Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г |
Февраль 1 неделя | Потешка «Приходите в гости» | Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Заяц серый куда бегал» | Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Март 1 неделя | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | В гости к ежику и лисе”. | Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Мы актеры» | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «В гости пальчики пришли» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Апрель 1 неделя | . «Весна пришла!» | Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г |
2 неделя | «Смоляной бычок» | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Представьте себе…» | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Воробей и кот» | Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 |
Май 1 неделя | «В тесноте, да не в обиде» | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | «Свет мой зеркальце скажи» | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
3 неделя | «На болоте две подружки, две зеленные лягушки» | Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
4 неделя | «К нам гости пришли!» | Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
- М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по развитию театральной деятельности в средней группе "Петрушка"
Кружок по развитию театральной деятельности в средней группе "Петрушка"...
Театральный кружок «Щелкунчик» для детей старшей группы
Цель кружка: формировать творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....
Организация дополнительного образования Театральный кружок «Маленькие артисты» в старшей группе «Черемушка».
Программа театральнго кружка в старшей группе....
Презентация "Театральный кружок" в средней группе.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой...
Театральный кружок "Сундучок сказок" подготовительной к школе группы "Петушок"
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...
Театральный кружок в средней группе.
Театральный кружок в средней группе....
Театральный кружок в средней группе "В гостях у сказки"
Театральный кружок «В гостях у сказки» Средней группы «Буратино» Пояснительная записка Т...
- Мне нравится (1)