Организация дополнительного образования Театральный кружок «Маленькие артисты» в старшей группе «Черемушка».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Организация дополнительного образования
Театральный кружок
«Маленькие артисты»
в старшей группе «Черемушка».
Пояснительная записка
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.
Цель: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.
Задачи:
1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.
2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой
деятельности.
4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.
5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.
7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.
8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Срок реализации программы -2 года ( 2015-2016, 2016- 2017 годы) Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Организация:
Проводится: четыре занятия в месяц во второй половине дня.
Пятница – вторая половина дня 16. 00-16.30
Продолжительность – 25 – 30 минут.
Формы организации театрализованной деятельности детей.
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
Игра
Инсценировки и драматизация
Объяснение
Чтение воспитателя
Показ
Личный пример
Беседы
Просмотр презентаций и мультфильмов.
Разучивание произведений устного народного творчества
Обсуждение
Наблюдения.
Средства: Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, DVD, ноутбук);
Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр)
Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый (кукольный), настольный театр , теневой
Литературные произведения, иллюстрации.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:
-Коммуникативные игры
-Игры, направленные на развитие воображения, внимания
-Игры на развитие выразительной и диалогической речи
- Культура и техника речи
-Артикуляционная гимнастика
-Пальчиковые игры
- Этюды
-Инсценировки и драматизация
-Изготовление атрибутики варьируется в зависимости от темы.
Тематический план на 2015-2016 год.
Дата проведения | Тема | Цель ( задачи) | Методы и приемы |
СЕНТЯБРЬ | |||
Организация, подготовка условий. | |||
ОКТЯБРЬ | |||
1/10 | «Вводное занятие» | 1. Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем искусстве. 2.Вовлечь детей в увлекательный мир театра. 3.В работе использовать презентацию «Знакомимся с театрами». 4.Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе. | Объяснение Показ Беседы Просмотр презентаций и мультфильмов. Наблюдения. |
9/10 | «Введение в искусство» Сказку ты, дружок, послушай и сыграй. Знакомство со сценкой «Чудо-огород». | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Игра Чтение воспитателя Обсуждение Наблюдения. |
17/10 | Репетиция сценки «Чудо-огород» к празднику осени. | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных. | Инсценировки и драматизация Объяснение Показ Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
22/10 | Репетиция сценки «Чудо-огород» к празднику осени. | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. (22/10). | Инсценировки и драматизация Объяснение Показ Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
23/10 | Показ сценки «Чудо-огород» на празднике Осени. | Инсценировки и драматизация Показ | |
30/10 | Знакомство с пьесой сказки А. Усачева « Грибок-теремок». | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь, произносить звукоподражательные слова с разной интонацией. | Объяснение Чтение воспитателя Беседы Просмотр презентаций и мультфильмов. Обсуждение |
Ноябрь | |||
6/11 | Игра-пантомима.
| Закреплять в речи детей понятие «пантомима». Обучать детей произношению текста с различной силой голоса и интонацией. Развивать речевое дыхание. | Игра Объяснение Показ Личный пример Наблюдения. |
13/11 | Репетиция сказки А. Усачева «Грибок-теремок». | Продолжать обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь, произносить звукоподражательные слова с разной интонацией. | Игра Инсценировки и драматизация Объяснение Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
17/11 | Досуг по мотивам сказки «Грибок-теремок» А. Усачева. | Показ | |
27/11 | Знакомство с теневым театром. Театральная игра с героями сказки «Грибок-теремок». | Знакомить с теневым театром. Развивать мелкую моторику рук. Знакомить с готовыми куклами для теневого театра – героями сказки «Грибок-теремок».Учить работать дружно, сообща. Вызвать радость от игры с теневым театром. | Игра Объяснение Личный пример Беседы Обсуждение Наблюдения. |
Декабрь | |||
4/12 | «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».
| Уточнить понятие скороговорка. Развивать дикцию. Объяснить новое понятие «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, дружно, сообща. | Игра Объяснение Чтение воспитателя Разучивание произведений устного народного творчества |
11/12 | «Рассказываем про любимые игры и сказки». | Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифмы к словам. Поощрять совместное стихосложение. | Игра Чтение воспитателя Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
18/12 | «Рассказываем про любимые игры и сказки».
| Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. | Объяснение Беседы Обсуждение |
25/12 | «Наши эмоции». | Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. | Игра Объяснение Личный пример Беседы Обсуждение Наблюдения. |
Январь | |||
15/01 | Знакомство с куклами- бибабо – героями русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка», ее героев. Познакомить с куклами-бибабо. Учить технике работы с куклами-бибабо. Вызвать радость от игры с куклами. | Игра Чтение воспитателя Беседы Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
22/01 | Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка». | Продолжать обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией. Совершенствовать умение работать с куклами –бибабо. | Инсценировки и драматизация Показ |
29/01 | Знакомство с пьесой «Волк и семеро козлят». | Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Познакомить с пьесой сказки «Волк и семеро козлят». | Чтение воспитателя Беседы Обсуждение |
Февраль | |||
5/02 | Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят». | Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. | Инсценировки и драматизация Объяснение Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
12/02 | Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Игра Личный пример Обсуждение Наблюдения. |
19/02 | Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят».
| Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. | Инсценировки и драматизация Объяснение Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества |
26/02 | Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят». | Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. | Инсценировки и драматизация Объяснение Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества |
Март | |||
4/03 | Показ пьесы по мотивам р.н.сказки «Волк и семеро козлят» на праздничном утреннике ко дню 8 марта. | Показ | |
11/03 | Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Игра Объяснение |
18/03 | Ритмопластика. | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Объяснение Личный пример Наблюдения. |
25/03 | Знакомство со сказками писателей севера. | Знакомить со сказками писателей родного края и ее героями. Помочь увидеть в сказках шуточные веселые нотки, слышать необычную речь (диалект). Объяснить непонятные слова. | Объяснение Чтение воспитателя Беседы Обсуждение |
Апрель | |||
1/04 | Обыгрывание сюжетов сказок родного края.
| Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом . | Инсценировки и драматизация Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
8/04 | Обыгрывание сюжетов сказок родного края. | Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных, воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Инсценировки и драматизация Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение |
15/04 | Чтение сказки «Гуси-лебеди». | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных. | Объяснение Чтение воспитателя Беседы Обсуждение Наблюдения. |
22/04 | Показ сюжетов сказок родного края на игре «Угадай сказку». | Вызвать эмоциональный настрой и радость от участия в игре. | Игра Инсценировки и драматизация Показ |
29/04 | Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
| Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Инсценировки и драматизация Объяснение Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества |
Май | |||
6/05 | Репетиция спектакля «Гуси-лебеди».
| Репетировать спектакль «Гуси-лебеди» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах. | Инсценировки и драматизация Личный пример Разучивание произведений устного народного творчества |
13/05 | Спектакль «Гуси-лебеди». | Творческий отчет по театральной деятельности. | Показ |
20/05 | Театральная игра | Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам. | Игра Обсуждение |
27/05 | Викторина «Мы любим сказки». | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Игра Просмотр презентаций и мультфильмов. Обсуждение |
Критерии
Отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень:
Знает виды театров;
Владеет интонационной выразительностью речи;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет инициативу и творчество.
Средний уровень:
Знает виды театров;
Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.
Низкий уровень:
Знает виды театров;
Слабо выражена интонационная выразительность речи;
Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.
Список используемой литературы
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург Детство Пресс 2015г.
2. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников». Москва «Просвещение» 1991г.
3.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А,» От рождения до школы»: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014.
4. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности «Мы артисты» для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи....
Открытое занятие "Сказочный переполох" из программы дополнительного образования - театральный кружок "Здравствуй, сказка!"
Занятие было проведено для педагогов пос.Рефтинский в рамках месячника "Формирование функциональной грамотности дошкольников"...
Рабочая программа дополнительного образования "Театральный кружок - Сказочный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Сказочный мир"...
Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"
Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"...