Организация дополнительного образования Театральный кружок «Маленькие артисты» в старшей группе «Черемушка».
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ильина Ульяна Владимировна

Программа театральнго кружка в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дополнительного образования

Театральный кружок

«Маленькие артисты»

в старшей группе «Черемушка».

       

                                        Пояснительная записка

        Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

        Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

        Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

        Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

        Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.

       

        Цель: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.

        Задачи:

1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.

           2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и   чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

           3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально -  игровой

деятельности.

           4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.

           5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

           6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

           7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

           8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.

           9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

        Срок реализации программы -2 года ( 2015-2016, 2016- 2017 годы) Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

        Организация:

Проводится: четыре занятия в месяц во второй половине дня.

Пятница – вторая половина дня 16. 00-16.30

Продолжительность – 25 – 30 минут.

         Формы организации театрализованной деятельности детей.

         Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

  Игра

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Чтение воспитателя

  Показ

  Личный пример

  Беседы

  Просмотр презентаций и мультфильмов.

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

  Наблюдения.

        Средства:  Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, DVD,    ноутбук);

 Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр)

 Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый (кукольный), настольный театр ,  теневой

Литературные произведения, иллюстрации.

        Технология проведения:

        Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:

-Коммуникативные игры

-Игры, направленные на развитие воображения, внимания

-Игры на развитие выразительной и диалогической речи

- Культура и техника речи

-Артикуляционная гимнастика

-Пальчиковые игры

- Этюды

-Инсценировки и драматизация

 -Изготовление атрибутики  варьируется в зависимости от темы.

                                          Тематический план на 2015-2016 год.

Дата проведения

Тема

Цель ( задачи)

Методы и приемы

СЕНТЯБРЬ

Организация, подготовка условий.

ОКТЯБРЬ

1/10

«Вводное занятие»

1. Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем искусстве.    2.Вовлечь детей в увлекательный мир театра.  3.В работе использовать презентацию «Знакомимся с театрами».                                        4.Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе.

  Объяснение

  Показ

  Беседы

  Просмотр презентаций и мультфильмов.

  Наблюдения.

9/10

«Введение в искусство»                          Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.  Знакомство со сценкой «Чудо-огород».

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Игра

  Чтение воспитателя

  Обсуждение           Наблюдения.

17/10

Репетиция сценки «Чудо-огород» к празднику осени.

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Показ

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение

22/10

Репетиция сценки «Чудо-огород» к празднику осени.

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.  (22/10).

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Показ

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

23/10

Показ сценки «Чудо-огород» на празднике Осени.

  Инсценировки и драматизация  Показ

30/10

Знакомство с пьесой сказки А. Усачева « Грибок-теремок».

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь, произносить звукоподражательные слова с разной интонацией.

  Объяснение

  Чтение воспитателя

  Беседы

  Просмотр презентаций и мультфильмов.

  Обсуждение

                                                                 Ноябрь

6/11

 Игра-пантомима.

     

Закреплять в речи детей понятие «пантомима». Обучать детей произношению текста с различной силой голоса и интонацией. Развивать речевое дыхание.

Игра

  Объяснение

  Показ                       Личный пример  Наблюдения.

13/11

 Репетиция сказки А. Усачева «Грибок-теремок».

 Продолжать обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь, произносить звукоподражательные слова с разной интонацией.

Игра

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества Обсуждение

17/11

Досуг по мотивам сказки «Грибок-теремок» А. Усачева.

  Показ

27/11

 Знакомство с теневым театром. Театральная игра с героями сказки «Грибок-теремок».

Знакомить с теневым театром. Развивать мелкую моторику рук. Знакомить с готовыми куклами для теневого театра – героями сказки «Грибок-теремок».Учить работать дружно, сообща. Вызвать радость от игры с теневым театром.

Игра

  Объяснение  

  Личный пример

  Беседы

  Обсуждение  Наблюдения.

                                                          Декабрь

4/12

 «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».

         

Уточнить понятие скороговорка. Развивать дикцию. Объяснить новое понятие «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, дружно, сообща.

Игра

  Объяснение

  Чтение воспитателя

  Разучивание произведений устного народного творчества

11/12

 «Рассказываем про любимые игры и сказки».

   Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифмы к словам. Поощрять совместное стихосложение.

Игра

  Чтение воспитателя

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

18/12

«Рассказываем про любимые игры и сказки».

         

Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли.

  Объяснение

  Беседы

  Обсуждение

25/12

    «Наши эмоции».

 Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

Игра

  Объяснение

  Личный пример

  Беседы

  Обсуждение Наблюдения.

                                                             Январь

15/01

Знакомство с куклами- бибабо – героями русской народной сказки «Заюшкина  избушка»

Вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка», ее героев. Познакомить с куклами-бибабо. Учить технике работы с куклами-бибабо. Вызвать радость от игры с куклами.

Игра

  Чтение воспитателя

  Беседы

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

22/01

Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка».

  Продолжать обучать произносить текст с различной силой голоса и интонацией. Совершенствовать умение работать с куклами –бибабо.

  Инсценировки и драматизация

  Показ

29/01

Знакомство с пьесой «Волк и семеро козлят».  

Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Познакомить с пьесой сказки «Волк и семеро козлят».

  Чтение воспитателя

  Беседы

  Обсуждение

                                                              Февраль

5/02

Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят».

  Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

12/02

 Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.

Игра

  Личный пример

  Обсуждение

  Наблюдения.

19/02

Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят».

 

Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

26/02

 Репетиция пьесы «Волк и семеро козлят».

Развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм, выразительность исполнения. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

                                                                Март

4/03

 Показ пьесы по мотивам р.н.сказки «Волк и семеро козлят» на праздничном утреннике ко дню 8 марта.

  Показ

11/03

 Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Игра

  Объяснение

18/03

 Ритмопластика.

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

  Объяснение Личный пример   Наблюдения.

25/03

 Знакомство со сказками писателей севера.

Знакомить со сказками писателей родного края и ее героями. Помочь увидеть в сказках шуточные веселые нотки, слышать необычную речь (диалект). Объяснить непонятные слова.

  Объяснение

  Чтение воспитателя

  Беседы

  Обсуждение

                                                           Апрель

1/04

 Обыгрывание сюжетов  сказок родного края.

       

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом .

  Инсценировки и драматизация

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

8/04

 Обыгрывание сюжетов сказок родного края.

Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных, воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

  Инсценировки и драматизация

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

  Обсуждение

15/04

 Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

  Объяснение

  Чтение воспитателя

  Беседы

  Обсуждение   Наблюдения.

22/04

 Показ сюжетов сказок родного края на игре «Угадай сказку».

    Вызвать эмоциональный настрой и радость от участия в игре.

Игра

  Инсценировки и драматизация

  Показ

29/04

 Репетиция сказки «Гуси-лебеди».

         

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

  Инсценировки и драматизация

  Объяснение

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

                                                          Май

6/05

 Репетиция спектакля  «Гуси-лебеди».

 

Репетировать спектакль  «Гуси-лебеди» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах.

  Инсценировки и драматизация

  Личный пример

  Разучивание произведений устного народного творчества

13/05

 Спектакль «Гуси-лебеди».

Творческий отчет по театральной деятельности.

  Показ

20/05

  Театральная игра

 Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

Игра

  Обсуждение

27/05

 Викторина «Мы любим сказки».

     Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Игра

  Просмотр презентаций и мультфильмов.

  Обсуждение

          

 Критерии

           Отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.

            Высокий уровень:

Знает виды театров;

Владеет интонационной выразительностью речи;

Владеет выразительностью жестов и мимики;

Имеет навыки кукловождения;

Умеет оценивать поступки героев;

Проявляет инициативу и творчество.

             Средний уровень:

Знает виды театров;

Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;

Владеет выразительностью жестов и мимики;

Имеет навыки кукловождения;

Умеет оценивать поступки героев;

Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.

             Низкий уровень:

Знает виды театров;

Слабо выражена интонационная выразительность речи;

Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;

Имеет навыки кукловождения;

Умеет оценивать поступки героев;

Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.

       

         Список используемой литературы

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург Детство Пресс 2015г.

2. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников». Москва «Просвещение» 1991г.

3.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А,» От рождения до школы»: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014.

4. М. Д. Маханева  «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

5. Интернет-ресурсы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

Открытое занятие "Сказочный переполох" из программы дополнительного образования - театральный кружок "Здравствуй, сказка!"

Занятие было проведено для педагогов пос.Рефтинский в рамках месячника "Формирование функциональной грамотности дошкольников"...

Рабочая программа дополнительного образования "Театральный кружок - Сказочный мир"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности  "Сказочный мир"...

Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"

Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"...