Консультация для педагогов и родителей "Равновесие и проприоцепция"
консультация по логопедии
Известно, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела). Об их значении данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ravnovesie_i_propriotseptsiya.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Равновесие и проприоцепция.
Известно, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела).
Значение чувствительности.
Вид чувствительности назначение:
Вестибулярная Ориентировка в пространстве; баланс; близость к земле и другим предметам. Это маркер трехмерного пространства «я здесь». Самый важный вид чувствительности.
Проприоцептивная Схема тела; ощущение от взаимного расположения частей тела, того, как они двигаются относительно друг друга; «правая рука знает, что делает левая».
Тактильная: ощущение прикосновения, давления, температуры, текстуры, размера, формы, движения, боли; информация о том, что контактирует с нашим телом.
Зрительная: зрительное восприятие; информация о расположении, цвете, форме, расстоянии между объектами, движение предметов, людей.
Слуховая: слуховое восприятие; локализация, фиксация, распознавание звуков.
Обонятельная: обонятельное восприятие; «химической» тип восприятия; информация о запахах вокруг нас.
Вкусовая: вкусовое восприятие; «химической» тип восприятия; соответственно химическим свойствам даёт информацию о том, что попадает в рот.
Получаемая информация от ушей, глаз и вестибулярной системы, интегрируясь, дает нам представление о положении нашего тела в пространстве. Так, глаза нам подсказывают, что мы находимся в комнате, уши – что происходит в комнате, вестибулярная система дает информацию о статической позе или движении. Вся полученная информация обрабатывается мозгом и формируется ответ – возбуждение, движение и речь. Если есть какие-то неполадки с функционированием вестибулярной системы, мозг не получает корректно информацию от ушей, глаз, движения тела и силы притяжения. Происходят сбои в ответных реакциях и организм не ощущает себя в безопасности. И единственными ответами выступают «бей или беги».
Равновесие
Развитие координации правой и левой половины тела сильно зависит от работы вестибулярной системы. Без умения пользоваться одинаково хорошо обеими половина тела формирование межполушарных связей будет затруднено.
Вот несколько фактов о вестибулярной системе:
— одна из первых закладывается внутриутробно, созревает к 5 месяцу внутриутробного существования;
— первая начинает отвечать на внешнее воздействие на организм;
— одна из самых защищенных частей мозга;
— имеет непосредственное отношение к силе притяжения, мышечному тонусу, безопасности, выживанию, возбуждению и вниманию. А это в свою очередь влияет на поведение ребенка.
Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе - такая крошечная, но весьма непросто устроенная система. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12, а то и к 15 годам. Вестибулярный аппарат, надо признаться, все еще недостаточно хорошо изучен специалистами, необыкновенно чутко реагирует на гравитационное поле Земли, силу земного притяжения. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.
Ощущения от вестибулярной системы доставляют мозгу информацию о силе притяжения и движении, играют огромную роль в развитии равновесия, координации движений глаз, головы и тела. Равновесие сильно зависит от проприоцептивной (см. ниже) информации. Движение в одной из частей тела автоматически, бессознательно приводит изменению положения других его частей. Например, праворукий ребенок пишет предложение на листке бумаги: рука передвигается вдоль строчки, это приводит к тому, что изменяется центр тяжести и тело переносит вес, голова слегка поворачивается направо – таким образом рука плавно движется по странице.
В книге The sensory processing disorder answer book : practical answers to the top 250 questions parents ask (Tara Delaney) приводится такой пример:
Вопрос родителя: почему мой подросток слоняется вокруг нас вместо того, чтобы заняться чем-нибудь? Ответ: многие дети любят свободное время. Однако детям, у которых есть нарушение переработки сенсорной информации, трудно представить себе, что будет в следующие 5 минут, чем заняться в выходные. Это связано с тем, что ребенку трудно представить себя в будущем. Если существуют неполадки с вестибулярной системой, то ломается маркер «я здесь», а следовательно и «… а потом я буду там». Мы, взрослые, испытываем нечто подобное, когда мы устали и вымотаны. Иногда сложно определить, что делать, даже если есть список дел.
Проприоцепция
Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование.
Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.
Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.
Схема тела (соматогнозис) Схема тела – это представленность в сознании человека образа собственного тела: его контуров, размеров, границ. Схема тела – не статична, она формируется и перестраивается у человека в течение всей его жизни. А формируется она на основе информации, поступающей от проприоцептивной системы. Кроме того, внешнее пространство строится вначале от собственного тела ребёнка, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Игры с мячом
Навыки, которые помогут развить игры с мячом:
— координация «глаз-рука»
— координация «глаз-нога»
— манипулирование
— зрительное прослеживание
— координация всего тела
— координация и направление движений
— ритм и синхронизация
— ловкость
— предвосхищение
— внимание
— скорость реакции
— баланс во время движения
— взаимодействие с другими
Игры с обручем
Навыки, которые помогут развить игры с мячом:
— ловкость
— скоординированность движений тела
— ощущение физических границ
— внимание и сосредоточение
— двигательное планирование
Пересечение средней линии тела
Совместная работа координации правой-левой половины тела и возможности пересечения средней линии тела – основа для развития крупной и мелкой моторики. Это необходимо для такой деятельности как, например, поймать мяч, отвинтить крышку банки, застегнуть пуговицу, игра в футбол, одеть сережку в левое ухо правой рукой. Наши глаза пересекают среднюю линию тела, когда мы читаем или ищем что-то в комнате, не поворачивая головы.
Возможность пересекать среднюю линию тела имеет большое влияние на формирование предпочтения правой или левой руки. Почему так важно, чтобы ребенок к 4 годам определился с ведущей рукой (например, использование карандаша, мелков, ножниц)? У детей, которые долго используют обе руки, долго и непрочно формируются двигательные навыки и навыки учебной деятельности (как положить лист бумаги или раскраску, как держать карандаш, как сесть, чтобы было удобно и так далее), которые к школе должны быть автоматизированы. К тому же, для овладения тем или иным навыком необходима тренировка. Если обе руки активны в мануальных предпочтениях, то на каждую уходит вдвое меньше времени для практики.
Последовательность движений
Моторное планирование (также известное как праксис) – это способность представить, спланировать и выполнить незнакомое двигательное задание или последовательность движений. Это отличается от моторной координации, которая связана со способностью контролировать плавные движения тела. Для того, чтобы успешно спланировать действие, у ребенка должны быть: представление о том, что должно случиться; эффективно работающие вестибулярная и проприоцептивная системы, отвечающие за движение; способность к автоматическому, бессознательному двигательному ответу в пространстве и времени.
Трудности моторного планирования приводят к тому, что ребенок с трудом осваивает новые навыки, требующие вовлечение тела. Ребенку требуется больше времени и усилий для освоения нового двигательного навыка, вместе с тем полученный навык с трудом переносится в аналогичные жизненные ситуации (например, завязывание шнурков на ботинках и ленты для волос). Поэтому подвижные игры, требующие моторного планирования, у детей остаются без внимания или вовсе активно избегаются. Другие же дети в процессе освоения нового движения пробуют снова и снова, повторяя собственные ошибки, но даже не представляют, что это можно сделать как-то иначе.
В статье использованы материалы:since 2009 Copyright © Хочу учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....