Консультация для педагогов и родителей "Равновесие и проприоцепция"
консультация по логопедии

Ксензик Анна Александровна

Известно, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела). Об их значении данная статья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravnovesie_i_propriotseptsiya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Равновесие и проприоцепция.

Известно, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела).

Значение чувствительности.

Вид чувствительности назначение:

Вестибулярная Ориентировка в пространстве; баланс; близость к земле и другим предметам. Это маркер трехмерного пространства «я здесь». Самый важный вид чувствительности.

Проприоцептивная Схема тела; ощущение от взаимного расположения частей тела, того, как они двигаются относительно друг друга; «правая рука знает, что делает левая».

Тактильная: ощущение прикосновения, давления, температуры, текстуры, размера, формы, движения, боли; информация о том, что контактирует с нашим телом.

Зрительная: зрительное восприятие; информация о расположении, цвете, форме, расстоянии между объектами, движение предметов, людей.

Слуховая: слуховое восприятие; локализация, фиксация, распознавание звуков.

Обонятельная: обонятельное восприятие; «химической» тип восприятия; информация о запахах вокруг нас.

Вкусовая: вкусовое восприятие; «химической» тип восприятия; соответственно химическим свойствам даёт информацию о том, что попадает в рот.

Получаемая информация от ушей, глаз и вестибулярной системы, интегрируясь, дает нам представление о положении нашего тела в пространстве. Так, глаза нам подсказывают, что мы находимся в комнате, уши – что происходит в комнате, вестибулярная система дает информацию о статической позе или движении. Вся полученная информация обрабатывается мозгом и формируется ответ – возбуждение, движение и речь. Если есть какие-то неполадки с функционированием вестибулярной системы, мозг не получает корректно информацию от ушей, глаз, движения тела и силы притяжения. Происходят сбои в ответных реакциях и организм не ощущает себя в безопасности. И единственными ответами выступают «бей или беги».

Равновесие

Развитие координации правой и левой половины тела сильно зависит от работы вестибулярной системы. Без умения пользоваться одинаково хорошо обеими половина тела формирование межполушарных связей будет затруднено.

Вот несколько фактов о вестибулярной системе:

— одна из первых закладывается внутриутробно, созревает к 5 месяцу внутриутробного существования;

— первая начинает отвечать на внешнее воздействие на организм;

— одна из самых защищенных частей мозга;

— имеет непосредственное отношение к силе притяжения, мышечному тонусу, безопасности, выживанию, возбуждению и вниманию. А это в свою очередь влияет на поведение ребенка.

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе - такая крошечная, но весьма непросто устроенная система. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12, а то и к 15 годам. Вестибулярный аппарат, надо признаться, все еще недостаточно хорошо изучен специалистами, необыкновенно чутко реагирует на гравитационное поле Земли, силу земного притяжения. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

Ощущения от вестибулярной системы доставляют мозгу информацию о силе притяжения и движении, играют огромную роль в развитии равновесия, координации движений глаз, головы и тела. Равновесие сильно зависит от проприоцептивной (см. ниже) информации. Движение в одной из частей тела автоматически, бессознательно приводит изменению положения других его частей. Например, праворукий ребенок пишет предложение на листке бумаги: рука передвигается вдоль строчки, это приводит к тому, что изменяется центр тяжести и тело переносит вес, голова слегка поворачивается направо – таким образом рука плавно движется по странице.

В книге The sensory processing disorder answer book : practical answers to the top 250 questions parents ask (Tara Delaney) приводится такой пример:

Вопрос родителя: почему мой подросток слоняется вокруг нас вместо того, чтобы заняться чем-нибудь? Ответ: многие дети любят свободное время. Однако детям, у которых есть нарушение переработки сенсорной информации, трудно представить себе, что будет в следующие 5 минут, чем заняться в выходные. Это связано с тем, что ребенку трудно представить себя в будущем. Если существуют неполадки с вестибулярной системой, то ломается маркер «я здесь», а следовательно и «… а потом я буду там». Мы, взрослые, испытываем нечто подобное, когда мы устали и вымотаны. Иногда сложно определить, что делать, даже если есть список дел.

Проприоцепция

Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование.

Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.

Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.

         Схема тела (соматогнозис) Схема тела – это представленность в сознании человека образа собственного тела: его контуров, размеров, границ. Схема тела – не статична, она формируется и перестраивается у человека в течение всей его жизни. А формируется она на основе информации, поступающей от проприоцептивной системы. Кроме того, внешнее пространство строится вначале от собственного тела ребёнка, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.

Игры с мячом

 Навыки, которые помогут развить игры с мячом:

— координация «глаз-рука»

— координация «глаз-нога»

— манипулирование

— зрительное прослеживание

— координация всего тела

— координация и направление движений

— ритм и синхронизация

— ловкость

— предвосхищение

— внимание

— скорость реакции

— баланс во время движения

— взаимодействие с другими

Игры с обручем

 Навыки, которые помогут развить игры с мячом:

— ловкость

— скоординированность движений тела

— ощущение физических границ

— внимание и сосредоточение

— двигательное планирование

Пересечение средней линии тела

Совместная работа координации правой-левой половины тела и возможности пересечения средней линии тела – основа для развития крупной и мелкой моторики. Это необходимо для такой деятельности как, например, поймать мяч, отвинтить крышку банки, застегнуть пуговицу, игра в футбол, одеть сережку в левое ухо правой рукой. Наши глаза пересекают среднюю линию тела, когда мы читаем или ищем что-то в комнате, не поворачивая головы.

Возможность пересекать среднюю линию тела имеет большое влияние на формирование предпочтения правой или левой руки. Почему так важно, чтобы ребенок к 4 годам определился с ведущей рукой (например, использование карандаша, мелков, ножниц)? У детей, которые долго используют обе руки, долго и непрочно формируются двигательные навыки и навыки учебной деятельности (как положить лист бумаги или раскраску, как держать карандаш, как сесть, чтобы было удобно и так далее), которые к школе должны быть автоматизированы. К тому же, для овладения тем или иным навыком необходима тренировка. Если обе руки активны в мануальных предпочтениях, то на каждую уходит вдвое меньше времени для практики.

Последовательность движений

Моторное планирование (также известное как праксис) – это способность представить, спланировать и выполнить незнакомое двигательное задание или последовательность движений. Это отличается от моторной координации, которая связана со способностью контролировать плавные движения тела. Для того, чтобы успешно спланировать действие, у ребенка должны быть: представление о том, что должно случиться; эффективно работающие вестибулярная и проприоцептивная системы, отвечающие за движение; способность к автоматическому, бессознательному двигательному ответу в пространстве и времени.

Трудности моторного планирования приводят к тому, что ребенок с трудом осваивает новые навыки, требующие вовлечение тела. Ребенку требуется больше времени и усилий для освоения нового двигательного навыка, вместе с тем полученный навык с трудом переносится в аналогичные жизненные ситуации (например, завязывание шнурков на ботинках и ленты для волос). Поэтому подвижные игры, требующие моторного планирования, у детей остаются без внимания или вовсе активно избегаются. Другие же дети в процессе освоения нового движения пробуют снова и снова, повторяя собственные ошибки, но даже не представляют, что это можно сделать как-то иначе.

В статье  использованы материалы:since 2009 Copyright © Хочу учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...