"Формирование нравственного здоровья дошкольников".
статья (старшая группа)

Баскакова Наталья Николаевна

ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЯМ СФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧКУ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЕИ ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ, НАУЧИТ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennogo_zdorovya_doshkolnikov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственного здоровья дошкольников.

    Человек не может жить без общения с другими людьми. Ему нужен постоянный источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем мире и способах его познания.

Развитие личности происходит по двум направлениям:

  • социализации: присвоения общественного опыта;
  • индивидуализации: развития самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности.

Именно на гармонизацию этих двух линий и направлено образование.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерять свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не страх наказания, а мотив бескорыстного доброжелательного отношения к другим: преодоление незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развития навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.

I.День рекомендуется начинать с «Минуток вхождения в день». Они способствуют психическому и личностному росту ребенка, помогают адаптироваться к условиям д/ сада, развивают навыки социального поведения, повышают уверенность в себе, развивают самостоятельность.

1.Воспитатель по лирическую музыку говорит:

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы можем пожелать сегодня Вове, Тане, Арине (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги)?

-А что вы хотите пожелать мне? Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

-Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Звучит музыка.

-Дети посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие и сильные. У девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: обнять, поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам, красиво накрыть стол.

За что вы любите свои руки?

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая-

Рука всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросаются в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмитесь за руки и ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

3. Дети сидят вокруг стола. На столе комнатный цветок.

-Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему? Послушайте, что хочет сказать вам цветок:

-Дети, я люблю вас, ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.

II.Рекомендуется ежедневно в начале дня проводить «Утреннее приветствие» 5-10 минут.

1.Утренняя речевка: дети встают в круг, руки кладут на плечи товарищей.

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Затем правую руку соединяют в центре, накладывая одну на другую и говорят девиз:

«Один за всех и все за одного».

2. Вспоминают пословицы и поговорки о дружбе:

-Нет друзей-наживай, а старых не забывай.

-Друг познается в беде.

-Дерево живет корнями, а человек- друзьями.

3. Вспоминают правила поведения в группе:

-Говори волшебные слова;

-При споре умей договариваться;

-Если игрушка одна-играй по очереди.

 III.Для закрепления названий частей суток, умения ориентироваться в режимных моментах д/сада, помочь усвоить режимные моменты в определенной последовательности, закрепить названия основных дополнительных цветов рекомендуется использовать Коврик-неделька. (для младшего возраста).

-Какой красивый коврик, он расскажет нам о днях, которые мы с вами проводим в д/саду. Дни-это полоски разного цвета. Полосок столько, сколько дней мы ходим в д/сад. Первая полоска белого цвета. Наступает следующий день-полоска какого цвета? Красного. Прошел этот день. Наступил следующий-зеленого и т.д.

Солнышко просыпается, открывает глазки когда-утром. Ставим картинку в кармашек. Куда дети идут утром? В д/сад! Что потом дети делают? Зарядку! А после зарядки? Завтракают! После завтрака? Занимаются! Кончили заниматься? Гуляют!

Какое время суток начинается?  День!

После прогулки что делаем? Обедаем! Кончился обед. Что делаем? Спать ложимся! После сна что делаем?  Полдничаем! Потом занимаемся! Ужинаем и гуляем! Наступает вечер и все уходят домой.

Коврик вешают на стену и каждый день отмечают картинками, как провели день в д/саду.

 IV. Для снижения тревоги, агрессии, невротичности в период адаптации ребенка в д/саду рекомендуют использовать «Сонные игрушки».

1. «Сонные игрушки» для тревожных детей: мягкие 10-20 см. игрушки по количеству детей ставят на полочку в спальне. Звучит медленная спокойная музыка. Воспитатель показывает» сонные игрушки»- они помогут заснуть и увидеть спокойные сны.

Дети готовятся ко сну. Воспитатель с игрушкой подходит по очереди к детям, которые лежат в постели, шепотом называет его ласковым словом, подчеркивая его положительные четы характера, поведения: «Ты сегодня так старался на занятиях, что зайчик выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова, и ты ему шепни что- приятное, приласкай его».

Каждый день следует отмечать новые личностные качества. Игрушки тоже меняются.

После того, как все игрушки «выбрали» детей музыка затихает и все отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушки на полочку благодарят за сон.

2. «Сонные игрушки» для агрессивных детей.

Мягкие игрушки 30-50 см. по количеству детей на кроватках детей: Это «сонные игрушки»- им очень хочется спать, но трудно уснуть без вашей помощи. Давайте им поможем, покачаем, споем колыбельную песенку. звучит колыбельная музыка-дети готовятся ко сну. Сидя в кроватке укачивают игрушку, поют колыбельную. Музыка замолкает- дети ложатся, рядом укладывают игрушку, поглаживая ее засыпают.

Пробуждаются под умеренную музыку, ставят игрушку на кровать, благодарят за сон. Игрушки можно менять перед сном в отсутствии детей.

  V.«Доска настроения». Определяет эмоциональное состояние каждого ребенка. выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделяет причины положительного и отрицательного эмоционального состояния. Помогает планировать работу по устранению отрицательных воздействий. Вначале детей учат определять по картинкам настроение человека и указывать, почему оно такое. Игры «Зеркало», «Сердитое-доброе», «Какое настроение?»

После этого вносится «Доска настроения». Дети в течении дня могут показывать свое настроение в данную минуту с помощью фото. Педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния.

VI. «Доска желаний». Каждый предмет обозначает определенный вид деятельности ребенка: книга-чтение книг; ножницы-аппликация; мяч-спортивные игры; карандаш-изо; матрешка-игры для девочек9семья, дочки-матери); машина-игры для мальчиков; дерево-прогулка; портфель-учебная деятельность.

Объединение детей по интересам; выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; учет сезонных запросов; интересов детей; подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желаниями и интересами ребенка.

«Доска желаний» вывешивается в группе в утреннее время, в доступном месте. Ребенок располагает свое фото под картинкой-чем бы он хотел сегодня заниматься.

VII. «Коробочка добрых дел». Учит чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побуждает детей к нравственным поступкам, воспитывает чувства уважения к людям.

-Дети, вам много раз читали и рассказывали о хороших делах и поступках. Сегодня я приготовила для вас красивые коробочки-коробочки добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка, на которой наклеена ваше фото. Эти коробочки не простые, т.к. в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и поступок мы будем отмечать фишками и складывать их в коробочку. Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке фишек больше. Кто из ребят совершит больше всего хороших поступков, замечательных дел-заслужит приз.

VIII. Изготовление вымпела группы.  Девиз группы: «Один за всех и все –за одного».

Можно нарисовать, сшить в виде солнышка, цветика-семицветика, цифры соответствующей группы. Выбрать место, где повесить. Формулировать «Правила нашей группы»-учить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить анализировать собственные поступки.

Если в группе конфликты-разобрать поступок, вспомнить речевку, прочитать стих о дружбе, выполнить жест «мирилка», спеть песню о дружбе, вспомнить пословицу, показать, как надо было поступить правильно. Вывести из этого правило:

-Умеешь сам-помоги другому;

-Будь добрым-поделись с друзьями;

-Вместе всегда веселей.

IX. Рекомендуется проводить объединяющие игры с воспитателем-воспитывают чувство принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласовано.

Игры хороводы;

Игры эстафеты;

Музыкальные игры.

Игра «Клубочек»- дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель запевает песню, обматывает большой палец правой руки ниткой клубка, передает клубок следующему и так по кругу. Клубок возвращается к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на стол. Обратить внимание, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключении можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Виноградная гроздь». Звучит спокойная музыка. Дети сидят на ковре кружком, берутся за руки, закрывают глаза.

В это время в середину круга кладут гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика открывают глаза, отпускают руки. Воспитатель просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать следующему. После того, как гроздь прошла целый круг, воспитатель просит передать ее по второму кругу, но при этом отрывать от нее по ягодке. Каждая ягодка должна называть себя (имя ребенка).

Гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит их детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко держатся за нее, так и ребята всегда будут вместе и будут крепко дружить друг с другом.

X. Насыщать нравственным содержанием занятия по основным разделам программы. Занятия «О дружбе», «Правила поведения в группе», «Мы все умеем и знаем», «Что такое хорошо и что такое плохо».  Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством: учить узнавать и передавать эмоции художественными средствами, рассматривание репродукции картины Васнецова «Аленушка». Настроение бывает разное: радость, удивление, смех, плач, гнев. В зеркале изобразить эти эмоции. Нарисовать лица с разными настроениями в центре цветка, который больше подходит по цвету к этому настроению.

XI.Работа с семьями по выработке единых требований и методов воспитания: беседы, обучающие семинары, консультации «Как играть с детьми?», «Как общаться с детьми?».

Использование этой системы позволит:

  1. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье;
  2. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
  3. Овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей и является эффективной профилактикой таких форм поведения в более старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ума и сердца (Формирование нравственного здоровья дошкольников)

В статье рассказывается о проблемах и об организации нравственного воспитания дошкольников, о воздействии музыки на чувства, настроения ребенка и о её способности преобразовывать нравственны...

Статья на тему "Формирование нравственного здоровья дошкольников"

Формирование нравственного здоровья дошкольников...

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...

Научная статья «Формирование нравственного здоровья дошкольников посредством интеграции музыки и театра в детском саду»

laquo;Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухо...