Научная статья «Формирование нравственного здоровья дошкольников посредством интеграции музыки и театра в детском саду»
статья

Масленникова Елена Андреевна

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.10_20_statya_nravst._muzyka_i_teatralizatsiya.docx15.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственного здоровья дошкольников посредством интеграции музыки и театра в детском саду»

Подготовили:

Масленникова Е.А. –

музыкальный руководитель;

Пустосёлова Н. Д.-

воспитатель

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.         

        Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Поэтому, так важно создать  в детском коллективе атмосферу свободного выражения своих чувств и мыслей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психофизических и физиологических особенностей.

        Эти задачи помогают решать занятия, в которых переплетаются несколько видов искусств, они усиливают интерес ребёнка и предоставляют новые возможности. Д. Б. Кабалевский писал, что значение искусства для детей огромно, что оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности.  И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и усиленнее идёт развитие духовного мира детей. [  ]  

        В наше время именно сочетание музыки и театра в работе с детьми поможет научить детей видеть, слышать, понимать, чувствовать, сопереживать и, конечно, действовать, преодолев робость, неуверенность в себе, застенчивость.

        Музыка позволяет развивать всё хорошее, изначально заложенное в ребёнке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться  к добру и любви. Под влиянием хорошей музыки «дух возносится», как сказал ещё Ломоносов.

        Целенаправленная работа начинается с раннего возраста, так как музыкальное искусство - единственный вид, доступный восприятию ребёнка этого возраста. Дети с удовольствием слушают произведения старинных композиторов И.С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, которые вызывают положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветлённость.

Слушание классической музыки с включением движения, творческой игры с инструментами, пением, звучащими жестам является средством первоначального музыкального воспитания.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты: потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни.

Дети старшего возраста знакомятся с русской лирической песней в которой отразилась жизнь русского человека, его радости и горести.

        Наиболее эффективным методом работы в духовно-нравственном становлении растущего человека считается духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Основными целями и задачами является:

1.Знакомство детей с историей и культурой своего народа, через театрализованную деятельность

2.Формирование у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек.

3. Вовлечение детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

        Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является представлением о добре и зле, ведь их смысл в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных.

        Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

        Современные авторские методики предлагают различные способы  формирования нравственного здоровья детей в музыкальном воспитании, в театральных действах.

        Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания нравственной личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится интересней и эффективнее.

        Сочетание музыки и театрализации воспитывает у ребёнка основы общей культуры, приобщает к искусству театра, формирует нравственное здоровье детей.

        Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания о об окружающем мире.

         В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

        Музыкальный  репертуар детского сада доступен детям и приближен  к знакомым жизненным явлениям.

        Вовлекая детей в игру с помощью театрализованной постановки  и музыки дети, живут жизнью персонажа, что служит эффективной мотивацией для приобщения дошкольников к культуре на основе духовно-нравственных традиций.

         Во времена быстрых перемен, подобно нашему времени. Дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веря в свои силы и идеи, мужества пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение  не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятие музыкально-театральной деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

 Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки

Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений....

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

Статья:"Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Статья на тему "Формирование нравственного здоровья дошкольников"

Формирование нравственного здоровья дошкольников...

Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"

        Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...